По материалам периодической печати за август 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Обзор печати
А. Потресов в „Дне" понимает Петроградский Совет, устами своего „большевистского" большинства вынесший резолюцию о переходе всей власти в руки Советов: „это безумно, но это понятно",—и отказывается понимать вдохновителей и авторов только что принятой резолюции соединенного собрания Центрального Исп. Ком. Совета Раб. и Солд. Депутатов и Исп. Ком. Совета Крестьянских Депутатов:
"Чего хотят эти вдохновители и авторы, чего хотело собрание, когда оно провозглашало поддержку данному правительству Керенского и его товарищей и в то же самое время заявляло, что созывается «съезд всей организованной демократии», на который и возлагается задача создания «власти, способной довести страну до Учредительного Собрания»?
Зачем поддерживать существующее Временное Правительство, если через самый короткий срок, через какую-нибудь неделю, через десять дней, съезд демократии должен у этого Правительства власть отобрать? Ведь, не подлежит же сомнению, что если съезд демократии захочет действительно взять на себя миссию архитектора власти, то построить эту власть он сможет только из материала демократии.
Ведь, другой материал не находится у съезда в его распоряжении. Ведь, другой материал — скажем, цензовой России— заведомо не пожелает фигурировать в виде простого объекта в руках созидателя съезда, в виде той глины, из которой можно вылепить, что заблагорассудится статуирующему художнику..."
Цитируемый нами автор советует в таком случае „признать откровенно эту сиамскую близость к большевизму резолюции Ц. И. К. и сделать отсюда все надлежащие выводы”, иначе говоря, сказать напрямик, что коалиция для нас умерла, все „цензовые элементы" контрреволюционеры, „стать всем большевиками и провозгласить здравицу Ленину!”...
Большевистский заговор
МОСКВА, 11 августа. — В распоряжении прокурора московской судебной палаты имеется копия циркулярной телеграммы, данной областным бюро московской большевистской организации 4-го июля и гласящей:
„В Петрограде решительное выступление фабрик и полков. Областное бюро призывает к немедленным демонстрациям и забастовкам. Лозунг вся власть—народу. Срочно телеграфировать о получении".
По мнению прокурора, последовавшие затем события в Нижнем-Новгороде, Ярославле, Ростове, Костроме и других местах явились прямым результатом этой телеграммы.
Собрание большевиков
Вчера в 11 ч. утра в гостинице "Дрезден", что на Тверской улице открылось заседание большевиков.
Большевики относятся чрезвычайно отрицательно к Московскому Совещанию, находя его контрреволюционным. В виде протеста против Московского Совещания большевики призывают к общей забастовке, хотя Московский Совет Раб. и Солд. Деп. и высказался против забастовки, призывая рабочих к спокойствию и воздержке, однако, забастовка в Москве началась.
Забастовка
Вчера в Москве забастовали трамвай, и многие заводы. Беспорядков, однако, за весь день не было. Неожиданная забастовка трамваев крайне осложнила положение прибывающих в Москву, в виду недостатка извозчиков и автомобилей. Многим приехавшим пришлось вчера пешком направляться с вокзалов в гостиницы.
Расстрел провокатора
Член Исполнительного Комитета Юго-Западного фронта Гетманов передает о расстреле провокатора, происшедшем на его глазах.
Он ехал из запасного полка из Тулы на пополнение. Эшелон на станции Шепетовка догнал поезд ударников, тоже ехавших на позицию. Во время остановки, на платформу вышел какой-то прапорщик из Тульского эшелона и стал говорить речь, в которой призывал всех ехать сражаться не на войну, не с немцами и австрийцами, а назад в Россию, вглубь страны, чтобы окончательно завоевать землю, свободу, фабрики и капитал.
Прапорщик призывал к открытому и категорическому неповиновению Временному Правительству и войсковым начальникам, которые, будто бы, преследуют темные цели и обманывают народ.
Толпа стала волноваться. Охраняющие станцию кавалергарды хотели схватить и арестовать прапорщика но он ускользнул из рук и бросился бежать по направлению к сосновому бору, расположенному невдалеке от станции. За ним погнались пешие кавалергарды и несколько десятков человек из ударного батальона.
Убегая к лесу, прапорщик отстреливался из револьвера и пробегая мимо госпиталя ранил двух находившихся там на излечении раненых солдат, эвакуированных с позиции. Это произвело страшное возмущение. Лес был оцеплен и прапорщика нашли спрятавшимся под кучу дров.
Рассвирепевшая толпа стала его бить, но кавалергарды не допустили самосуда и передали арестованного в руки революционного эшелона ударников. При обыске у прапорщика были найдены прокламации с призывом неповиновения Временному Правительству. Кроме того было обнаружено, что в станционный почтовый ящик перед произнесением речи он опустил письмо, адресованное в Финляндию приблизительно такого содержания:
„я попал в темный край. Работы много. Одному трудно достигнуть нужных результатов. Прошу выслать еще несколько работников".
Взяв с собой арестованного прапорщика, батальон ударников отбыл из Шепетовки и при остановке на станции Пановцы отдал его в распоряжение полкового суда, который, рассмотрев дело и инкриминируемые документы, нашел действия прапорщика явно правокаторскими.
Заседание суда продолжалось не более 15 минут. Обвиняемый был приговорен к смертной казни через расстреляние. Председатель суда прочел приговор и конвой отвел прапорщика на некоторое расстояние от линии жел. дороги. С приговоренного сняли офицерские погоны, после чего конвой расступился и в присутствии множества народа приговор был приведен в исполнение.
Ленин
ЦЮРИХ. (22 августа). В швейцарских социалистических кругах факт присутствия Ленина в Швейцарии отрицается.
Большевистская газета
Вместо закрывшихся газет «Рабочий и Солдат» и «Правда» в Петрограде стала выходить газета "Пролетарий".
Освобождение Колонтай
Находившаяся под арестом в женской одиночной тюрьме известная большевичка г-жа Колонтай, арестованная в связи с делом Козловского, Ленина, Ганецкого и др., с согласия судебного следователя по особо важным делам Александрова, по распоряжению прокурора петроградского окружного суда, выпущена на свободу под залог в сумме 6 тыс. рублей.
Освобождение Колонтай вызвано следующими обстоятельствами:
Вскоре после того, как она была помещена в женскую одиночную тюрьму, с нею начались сердечные припадки. Припадки эти происходили сначала один раз в неделю, а затем участились до трех-четырех раз в неделю. Тогда возник вопрос о помещении ее в тюремную больницу, но, принимая во внимание, что сердечные страдания носят временный характер и в то же время представляют несомненную опасность для жизни, решено было выпустить ее под залог в сумме 5 тысяч рублей.
К урнам!
ПЕТРОГРАДЪ, 20 августа (2 сент.)
Сегодня муниципальные выборы в Петрограде. Сегодня решается вопрос о том, за кем идет демократия сердца революционной России, центра великой русской революции: за социализмом или за буржуазией, за революцией или за контрреволюцией?
Готова ли демократия продолжать свою борьбу за землю и волю, за всеобщий и возможно более скорый мир или, устав от битв, она даст торжествовать сторонникам помещичьего землевладения и мировой бойни «до конца»?
Да, именно так ставится вопрос на сегодняшних выборах. Ибо ни один вопрос городского хозяйства не может быть сколько-нибудь удовлетворительно разрешен, пока не будет завершена победою русская революция, пока не будет прекращена война. Все городские «злобы дня», все эти вопросы о продовольствии населения, о топливе, о безработице, о жилищах,—все, как в фокусе, сталкиваются с проблемами русской революции и войны и мира.
Только уверенный в удовлетворении его «тяги к земле» Учредительным Собранием, даст русский крестьянин хлеб городам, ибо ему приходится давать не от избытка, а от насущного.
Только тогда, когда железные дороги перестанут быть заездами, питающими многомиллионный фронт и пожирающими почти два миллиарда рублей в месяц, можно надеяться на восстановление нормального снабжения петроградского населения всем необходимым.
Вот почему на сегодняшних выборах конкурируют политические партии, политические программы. Все завывания кадетов насчет опытности и дельности их кандидатов в вопросах городского хозяйства и полной «бесшабашности» в этом отношении кандидатов социалистических списков, по меньшей мере, неискренности, ибо кадеты выступают на выборах тоже, как определенная политическая партия.
Но не только тесная зависимость городского хозяйства от революции и войны должна побудить каждого избирателя голосовать за социалистический список, в частности, за список социалистов-революционеров, за номер третий. Сама судьба русской революции во многом зависит от исхода сегодняшних выборов.
Петроград - это Париж революционной России. Здесь началась русская революция. Здесь был нанесен царизму тот сокрушительный удар, после которого провинции осталось лишь праздновать победу. Здесь неоднократно взвешивались судьбы страны в течение последних пяти месяцев. И мы убеждены, что истинно революционная, т. е. социалистическая дума будет огромным фактором в определении дальнейшего хода русской революции.
А пока продолжается война, пока неизбежны лишения и даже недоедание, только социалистическая дума будет гарантией того, что наличные запасы продовольствия, топлива и всех предметов необходимости будут справедливо и равно распределятся между имущими и неимущими.
Пусть же каждый из преданных революции и народу избирателей явится сегодня к урнам и подаст свой голос за социалистические списки.
Кто хочет земли и воли, демократической республики и скорого конца всемирной бойни, тот должен голосовать за список социалистов -революционеров, за номер третий.
Дело народа 1917, № 132 (20 авг.)
|