Церковь Иоанна Предтечи в г. Ярославле
Храм этот первоначально сооружен в 1580 г., местными обывателями тогдашней слободы Толчковской, что за рекою Которослью. Название слободы происходит от слова толчея. Толчеи же, для обращения в порошок березовой коры, употребляемой при выделке кож—непременная принадлежность кожевенных заводов, которых в XVI веке, в Ярославле, было несколько.
Кожевенное дело, следует заметить здесь кстати, обширным развитием в этой стороне обязано иностранцам, и именно англичанам, после открытия Чанселором прохода в Северную Двину, особенно устремившимся в Гусь. Благодаря покровительству Иоанна Грозного, как известно, англичане получили обширные привилегии и при этом государе пользовались монополией вывозной торговли из России в западную Европу нашего сырья, между которым кожи играли одну из первых ролей.
Не удивительно, что, имея в одних руках своих торговлю ими, англичане заняли много рук в Ярославле выделкой кож, основав несколько заводов на отведенном им для того месте, на конце города, за речкою Которослью. Работники русские на кожевенных заводах поселились, конечно, в соседстве же их, скоро образовав несколько многолюдных слобод, между которыми Толчковская была одной из первых, по времени заселения.
Плата за работы от иностранцев жителями Толчковской слободы получалась хорошая; они видимо богатели и жили не отказывая себе в удобствах жизни, которые были доступны тогда в Ярославле.
Деревянный храм в слободе считался доходным приходом, но он сгорел в страшный пожар 1659 года, когда губительный пламень обратил в пепел и всю слободу. Но она, благодаря промышленности обывателей, скоро вновь обстроилась лучше прежнего и спустя 20 лет, на месте бывшего деревянного, воздвигнут существующий теперь, каменный храм, усердием и приношениями прихожан. Строили его иностранные мастера и самый кирпич употреблен голандской выделки.
В 1680 г. храм уже был освящен.Он трех престольный и собственно пятикупольный; алтарь с пятью полукружиями, но с южной и северной стороны, над престолом, еще поставлено по пяти глав вместе, что придает оригинальную форму всему этому красивому зданию, пестро разукрашенному орнаментами из зеленой поливы (глазури), как на кирпичном фоне, так и на белой штукатурке. Начиная от боковых придельных алтарей, храм с трех сторон окружает открытая галерея с тремя папертями.
Купола луковичной формы, граненые, кроме средней главы, отличающейся и большими размерами, перед прочими. На ней ядро главы представляет обширную братину, по верхнему краю которой балюстрад, а сверх его городки. Выше городков подобие крышки сосуда, к верху суживающейся; на этом-то основании поднимается уже цилиндрическая башенка с луковичной главой, увенчанная прорезным золоченым крестом.
Над каждым из входов на паперть, крышка-теремком; а во весь фронтон над западным входом — живописный образ: Успение Богоматери. Размеры храма: высота до короны среднего креста 24 сажени; наружная галерея 3 сажени, корабль церкви до крыши 3 саж.; колокольня, представляющая в плане осьмиугольник, выс. 21 саж., в основании (по диагонали 4 саж. и 1 арш.). Форма ее представляет заостренный фигурный столб, в общем стиле голландской архитектуры XVI века. Она построена отдельно, отступя на 10 1/2 сажень от западного входа, с южной стороны.
Всемирная иллюстрация. № 81 (18 июля 1870 г.)
|