Материал из газеты "Сибирская жизнь" за 1916 год.
История попыток реформы нашего законодательства о разводе пополнилась еще одним проектом.
Он принадлежит комиссии при предсоборном совещании по реформе церковного судопроизводства. Комиссия признала, что нынешние формы бракоразводного процесса являются несомненным анахронизмом, почему реформа церковного суда по бракоразводным делам неизбежна и безусловно необходима. Но комиссия не соглашается на передачу части бракоразводного процесса в руки гражданских судебных властей.
Как известно, такой проект считался наиболее приемлемым. Именно предполагалось исследование и установление поводов к разводу передать гражданскому суду и лишь самое разрешение вопроса о разводе оставить в реформированном церковном суде. Теперь комиссия при предсоборном присутствии отвергает этот проект и, оставляя дела о разводе всецело в ведении церковных судов, предполагает в церковный процесс ввести состязательное начало, санкционировать право свободного представления доказательств. Тяжущиеся должны получить возможность беспрепятственно заменять себя поверенными, и решения церковных судов не будут нуждаться в утверждении св. синода, функция которого в этом отношении переходят к епархиальным архиереям.
Наибольшее зло современного бракоразводного процесса - формальные, узко-ограниченные доказательства, в тисках которых исследование истины является почти невозможным. Затем, почти полное отсутствие состязательного начала и стеснение судебного представительства делают современный бракоразводный процесс несносной и нестерпимой процедурой, к помощи которой тяжущиеся прибегают с большой неохотой лишь в силу крайней необходимости. Обязательность санкции для решений церковного суда по бракоразводным делам со стороны св. синода создает никому ненужную волокиту, замедляя и без того анекдотически медленный процесс.
Проект комиссии при предсоборном присутствии пытается уничтожить указанные главнейшие недостатки в действующем бракоразводном процессе— недостатки, приносящие столько горя и ненужных обид тяжущимся и порождающие всем известные злоупотребления дельцов по бракоразводным делам.
В газетной статье нет возможности входить в обсуждение преимуществ того или другого проекта. Литература и труды о реформе бракоразводного процесса поистине огромны.
Нас интересует здесь другая сторона этого вопроса. Нет в этом деле настоящего, решительного реформаторского движения. Много десятилетий печать полна жалобами на нестерпимое положение бракоразводного процесса. Как будто вне спора, что положение этого процесса действительно нестерпимо, но перемен не видно. От одного проекта переходим к другому, между ведомствами тянутся бесконечные споры, представляются всевозможные возражения, высказываются все новые сомнения, и в результате отсутствия решительного намерения покончить с анахронизмом семейная жизнь в нашей стране продолжает испытывать невероятные тяготы.
Устаревший, тягучий, узко-формальный, несправедливый, лишенный жизненных начал бракоразводный процесс остается плохим прибежищем для обиженных и угнетенных. Пора с этим покончить. Ждать невозможно. Нужно решиться, действительно решиться реформировать судопроизводство по делам о разводе и тем избавить общество от ничем неоправдываемых тягот в столь интимной и деликатной области как семейный союз, крепкий только силой искренней взаимной привязанности.
Но недостаточно реформировать самый процесс. Необходимо радикально изменить и наши законы о разводе. И в этой области, казалось бы, все выяснено. Установлено, что принимаемые нашим действующим законодательством поводы к разводу крайне недостаточны. Давно признано в юридической литературе в общей печати, что неизлечимое сумасшествие одного из супругов, заразительная опасная болезнь, жестокое обращение и пр. аналогичные явления должны служить поводами к разводу.
Наш закон этих поводов не признает.
Сколько зла происходит от того, едва ли нужно говорить. И в настоящее время, когда вновь оживает в официальных кругах вопрос о разводе, мы приглашаем эти круги дать делу реформы законодательства о разводе действительное и решительное движение в полном объеме.
Бесконечным ведомственным трениям и разногласиям не предвидится конца, пока не будет принято решение покончить с тяжелым анахронизмом, каким, поистине, являются наши материальные и процессуальные законы о разводе.
Еще по теме
|