Бережливость
Очерк Н. Степаненко
Умение жить—вот красота жизни, вот великие достижения ее!
Не все, однако, вмещают в себе эти качества.
У нас обыкновенно говорят:
эх, если бы мне капиталы того или другого человека, жизнь пошла бы по иному—ярко и красиво!
Не в капиталах, конечно, заключается яркость и красота жизни. И разве мы не видим и не наблюдаем, как у людей, располагающих капиталами, жизнь идет тускло и безотрадно. Сплошь и рядом бывает, что жизнь бедняка идет ярче и осмысленней жизни богатого человека.
Нет, не в этом заключается искусство жить—не в богатстве.
«Важнейшее житейское искусство состоит в том,—говорит Писарев,— чтобы пробираться бережно и осмотрительно в путанице личностей и интересов, не наступая никогда нечаянно на живое человеческое тело».
А для этого необходим труд.
Благороднейшая и лучшая из всех школ есть школа труда; в ней человек приобретает умение и желание приносить пользу не только лично самому себе, но и окружающим его людям обществу, проникается духом независимости и привыкает к настойчивому достижению благих целей. Труд облагораживает человека.
Даже чисто механический труд, развивая в человеке житейскую опытность и укрепляя в организме физическую силу и мощь, так необходимые в жизни, является лучшею практическою школою человеческой мудрости.
Как странно, что русский человек так мало обращает внимания на труд, этот источник красоты и преуспеяния его жизни, о котором еще Гоголь сказал:
«Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь которого — он был бы исполином. Враг этот—лень».
Однако, одного труда мало, чтобы украсить жизнь цветами радости и довольства; для этого необходима еще и бережливость.
Если жизнь сама по себе есть прекрасное, то бережливость и труд -это источники, две дороги, которые ведут к прекрасному, служат вспомогательными верными средствами к достижению прекрасного.
Что из них важнее—бережливость или труд? На это можно ответить: оба одинаково важны и нужны.
Как без труда нельзя осмысленно жить, так без бережливости нельзя разумно пользоваться плодами труда.
Бережливость и труд—это родные брат и сестра.
«Бережливость—победа человеческого разума над животными инстинктами».
Бережливость—дочь осторожности, сестра воздержания и мать свободы; оберегательница личного и семейного счастья; высшее проявление самопомощи.
Не для накопления богатств нежна бережливость и не для того, чтобы окружить себя толпою льстецов,—бережливость нужна для приобретения независимости, этого ценнейшего дара жизни, чтобы не гнуть спины и не обивать порогов чужих передних в качестве просителя.
Ничто не унижает так человека, его человеческое достоинство, как просьба, хотя бы ради хлеба и во имя труда.
Труд прежде всего должен быть свободным. А такой труд достигается только при помощи бережливости.
Бережливость—не есть скупость.
Скупость—так и остается скупостью, и нельзя ее смешивать с бережливостью. Скупость—позорное качество, недостойное имени человека; бережливость—это скорее качество души, чем измышление холодного рассудочного ума: она не делает деньги целью жизни, но смотрит на них, как на полезное средство удовлетворения личных потребностей и прихотей.
Путем бережливости человек имеет возможность быть щедрым.
Плюшкин был скуп, Коробочка—бережлива. Плюшкин то и дело наступал «на живое человеческое тело», Коробочка пробилась «бережно и осмотрительно в путанице личностей и интересов». Пусть подвига она никакого не совершила в жизни, но для жизни она нужнее и полезнее была, чем Плюшкин.
Бережливость ближе всего стоит к идеалу жизни. Без нее нет твердого направления, нет твердой почвы к достижению того, что мы называем счастьем.
Бережливость—это наша путеводная звезда. И мы должны следить за нею неустанно, чтобы не потерять из виду и не сбиться с дороги.
Христос, накормивший пятью хлебами многотысячную толпу, сказал:
«Соберите куски, которые остались, дабы ничего не пропало».
Это ли не бережливость!
Будем бережливы! Только труд и бережливость могут, украсить нашу жизнь, сделать ее яркой, усыпать путь цветами радости и довольства.
Н. Степаненко.
"Пробуждение", № 9, 1918 г.
|