Берлин, 29 марта.
Новая граница
Несмотря на все усилия представить кронштадтское восстание, как тяжелый инцидент, с ликвидацией которого все вошло в прежнюю светлую колею советского режима, большевистская пресса вынуждена неизменно возвращаться к выяснению полного банкротства.
К прежним темам о неискоренимом взяточничестве и полном внутреннем разложении в последних номерах советских газет прибавилась новая весьма любопытная тема о бандитизме, как об язве, разъедающей в корне советский строй.
С первого взгляда это могло бы показаться странным: выступления преступных элементов являются неизбежным последствием потрясений последних лет и получили повсеместное распространение, всюду и везде с ними приходится напряженно бороться, но нигде вопрос не стоит так, чтобы бандитизм угрожал государственному бытию.
В советской России дело обстоит совершенно иначе, иначе потому, что, как объясняют официальные «Известия», было бы неправильно говорить о бандитах в России, как о простых разбойниках, грабителях, взломщиках и т. п. Нет, в России бандитизм представляет организованное движение, в том смысле организованное, что то в том, то в другом месте образуются банды, из самых разнообразных элементов, но у всех у них есть то общее, что они выбрасывают лозунг борьбы с советской властью.
Образующиеся банды быстро обрастают, распространяются, действуют вооруженной рукой и борьба с ними, при их распыленности с одной стороны, и поддержке населения, с другой, становится вполне невозможной. Если и удается добиться в том или другом месте успеха, то он является крайне непрочным, ибо до завтра рассыпавшаяся банда возникает в другом пункте или даже возвращается назад и вновь выбивает советскую власть, уничтожая вчерашний успех.
Официальный орган приходит устами знаменитого Лациса к выводу, что борьба с бандитизмом совершенно бесплодна, пока не устранить тех причин, которые его поражают.
А между тем, как видно из той же статьи, бандитизм расцвел и в Поволжье, и в Сибири, и на Украине, как лево- так в правобережной. Таковы официальные признания. Из других не оглашаемых большевиками источников известно, что больше всего советскую власть беспокоит Антонов, действующий в Тамбовском округе (о нем говорил и Красин, уверявший, что беспорядки ограничились только Тамбовской губ.).
Антонов, как известно, состоял на советской службе и на него было возложено поручение осуществить продовольственную раскладку по отношению к Тамбовской губ. Но там, как и всюду крестьяне решительно восстали против отдачи запасов и в течение долгого времени исполнение раскладки, о котором так много писалось, существовало только на бумаге, и когда кризис принял серьезные размеры и потребовалась немедленная реализация собранных на бумаге «излишков», то стало невозможным дальше отписываться и Антонов открыто перешел на сторону крестьян, встретив конечно большую поддержку и завоевав себе сразу огромную популярность.
Теперь он угрожает Тамбову и Воронежу, сообщение с Саратовым прервало, ежеминутно может произойти перерыв на сызрано-вяземской дороге, ибо в округе Вольска, Аткарска, Камышина восстание тоже уже стало распространяться. Во многих местах комиссары низложены, и население расправляется с ними самым варварским образом, причем безнаказанность увеличивает смелость и временами восстание распространяется с такой быстротой, что, как то, напр., было в Кирсанове, оно следует буквально по пятам объезжавших губернию большевистских ревизоров.
При этом положении, так характеризуемом самими большевиками, провозглашенная Лениным на последнем съезде новая программа действий, столь восхитившая Ллойд Джорджа, не есть очевидно результат признания, что с помощью марксизма нельзя поправить паровозов, это просто кусок, который охотник выбрасывает настигающему его волку.
Можно ли сомневаться в том, что предлагаемые уступки не произведут на восставших никакого впечатления, просто даже не дойдут до них, а если станут известными, то еще больше подчеркнут бессилие советской власти и послужат новым ферментом брожения!
Картина, которую сами большевики рисуют, ясно показывает, что они уже кончились, что Россией они больше не владеют, что они остаются еще господами в данном месте, так как Антонов или другой предводитель шайки хозяйничает в другом округе.
В то время, как парижские мудрецы возвещают «третью революцию> и классифицируют ее лозунги, тяжелая анархия, наступление которой при неорганизованности движения не трудно было предсказать, вступает в свои права и новая страница смуты раскрывается в истории нашей несчастной родины.
Руль. - Берлин, 1921 № 110, 30 (17) марта
Ликвидация шаек преступных элементов
Усилиями Сиброзыска и Омгуброзыска с января месяца с. г. по настоящее время ликвидировано 25 шаек бандитов поставивших своей целью систематическое совершение грабежей, убийств, взломов государственных складов Большинство этих шаек арестованы с оружием в руках, при чем некоторые из них при задержании оказывали вооруженное сопротивление. Все задержанные представляли собой элемент с богатым уголовным прошлым или же просто являлись уголовно ссыльными. В числе них задержаны:
Главарь шайки в 30 человек Антонов Бобыкин, по инициативе которого совершен целый ряд убийств и ограблений потребительских лавок. Шайка в 11 бандитов, маскировавшаяся службою милиционеров в показательном отряде Сибмилиции, которая совершила 17 вооруженных ограблений: шайка в 18 чел. разыскиваемого ныне известного в Сибири бандита Агея Семеновича Кучерова, совершившая целый ряд вооруженных грабежей, краж и конокрадства.
Шайка грабителей — взломщиков государственных складов, главари которой Клементьев по кличке „Сохатый", Пенчо по кличке „Ванька Грек", Водокревич по кличке „Юзик Косой" при задержании и попытке на побег застрелены. Шайка в 8 бандитов, совершивших целый ряд вооруженных грабежей, краж и конокрадства.
Шайка грабителей — взломщиков государственных складов, главари которой Клементьев по кличке "Сахатый", Пинчо по кличке „Ванька Грек", Водокревич по кличке „Юзек Косой" при задержании и попытке на побег застрелены. Шайка в 8 бандитов, совершивших целый ряд вооруженных ограблений, в том числе и вооруженное ограбление заимки Розенплектор на сумму около 3 000 000 р.; шайка убийц и грабителей, обнаруженная в связи с делом по убийству семьи Коноваловых и состоявшая из Чеснокова, по клич ке „Санька Лысый", Дениченко по кличке "Ванька Черный", Цигеля, Крюкова и Кутьянова; шайка воров грабителей из 20 чел., снабжавшая оружием и подложными документами своих соучастников и скупавшая с целью сбыта похищенное: при задержании их отобрано разного товара на сумму около 1.000 000 р. а у некоторых и оружие; конокрад Федоров Ив. Петр. по кличке „Ботов", совершивший около 200 краж лошадей; соучастник воров грабителей и бандитов Михаил Терехин, снабжавший их печатными бланками и штампами советских учреждений на преступные цели и изготовивший печати и штампы Омгуброзыска; шайка во главе некого Короткова, по кличке "Мишка Беспалый", пока еще не задержанного, при задержании двух членов этой шайки отобрано разного имущества на сумму приблизительно в 23.000.000 р.. частью опознанное по делу убийства семьи Коноваловых; шайка убийц и вооруженных грабителей, состоявшая из 4-х милиционеров 1 го района Омуездной милиции, которые между прочим совершили убийство гр. Мокина с целью его ограбления.
Для большей быстроты и успешности выполнения намеченных ими преступных деяний все эти шайки имели собственные легковые выезды, которые по выправленным по установленному порядку билетам постоянно находились на биржах.
Задержанные в числе около 300 человек, как вполне уличенные в целом ряде убийств, грабежей, поджогов, укрывательстве бандитов, в скупке и сбыте заведомо краденного, снабжении шаек фиктивными документами и оружием, систематическом конокрадстве и побеге из мест заключения, переданы в распоряжение Омгубчека.
Советская Сибирь, 1921, № 074 (1921-04-06)
|