Товарищи Сталин, Молотов, Ворошилов, Каганович, Андреев, Микоян, Жданов, Шверник, Берия, Маленков, Тимошенко, Щербаков, Буденный, Кулик, Мехлис на авиационном празднике в Тушино 18 августа 1940 года.
Авиационный праздник столице
С той минуты, как в воздухе появилась первая стайка легкокрылых самолетов, и до конца авиационного праздника, длившегося без малого два часа, советские люди уверенно и властно хозяйничали в небе над Тушинским аэродромом.
Они делали здесь все, что хотели. Молнией мчали машины вдаль — и медленно, плавно кружили в голубом просторе, вычерчивая самые причудливейшие узоры. Камнем летели вниз, чтобы, остановившись в какой-то неуловимый миг, ринуться обратно, обгоняя ветер, — и стремительно взвивались навстречу солнцу, вращая самолеты вокруг своей оси, точно буравя воздух.
Мастерство людей в сочетании с замечательными качествами нашей авиационной техники творило буквально чудеса. С каждым новым полетом все явственнее казалось, что советский человек, по-настоящему оседлавший замечательные советские летные машины, чувствует себя в воздушной стихии даже вольнее, свободнее, чем на обжитой земле. И радостно было сознавать, что вот так же, по-хозяйски станут распоряжаться наши летчики не только над Тушинским аэродромом, но и всюду, в любом ином краю небес, куда пошлет их родина.
Праздник начался в 3 часа дня, когда огромное поле аэродрома было заполнено десятками тысяч трудящихся столицы. Среди гостей — депутаты Верховного Совета СССР и РСФСР, Герои Советского Союза, знатные люди нашей страны и нашей авиации. На правительственной трибуне — товарищи Сталин, Молотов, Ворошилов, Каганович, Андреев. Микоян, Жданов, Шверник, Берия, Маленков, Тимошенко, Шкирятов, Щербаков, Булганин, Буденный, Кулик, Мерецков, Мехлис, Пронин.
На командном пункте авиационного праздника в Тушино (слева направо) генерал-майор авиации Г. К. Гвоздков, генерал-майор авиации Д. Д. Грендаль, Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации П. В. Рычагов и генерал-майор авиации Б. В. Стерлигов.
Фото Ф. Левшина и А. Устинова.
Точно в назначенное время на горизонте показалось множество самолетов. Они шли девятками, четко держа равнение. Эта были представители осоавиахимовской авиации, воспитавшей не одного славного бойца для военно-воздушных сил Красной армии. Герои Советского Союза Пьянков, Курочкин и Нефедов начали свой летный путь в аэроклубах Осоавиахима. Только в прошлом году наши аэроклубы подготовили на 30 процентов больше авиационных кадров, чем в 1938 году. На 50 проц. увеличивается число выпускников в этом году.
Летят многочисленные самолеты гражданского воздушного флота.
Сильные и комфортабельные скоростные машины, пассажирские и транспортные, с честью несут на своих крыльях славу могучей авиационной социалистической державы. По протяженности своих воздушных путей, достигающих 135 тысяч километров, Советский Союз занимает первое место в мире. Зрители радостно приветствовали пилотов гражданской авиации, всегда готовых пополнить ряды военно-воздушных сил.
Парад окончен, и на бескрайней воздушной арене праздника появляются мастера воздушного спорта, воспитанники аэроклубов.
Вот кружится пятерка девушек-летчиц: Прохорова, Беляева, Попова, Глуховцева и Хомякова. Машины, управляемые их умелыми руками, совершают петли, делают бочки и вдруг, плавно вздымаясь ввысь или уходя вниз, образуют в небе вертящееся колесо. Оно кажется сотканным из солнечных лучей.
Вот демонстрируют высший пилотаж летчики аэроклубов Потапов, Захудалин, Серебров, Уральцев и Мартынов. Самолеты скользят по небу так согласованно и четко, будто ими управляет одна и та же рука. И в тот миг, когда кажется, что все уже закончено, больше показать нечего, — машины неожиданно уходят в штопор, по-прежнему строго сохраняя дистанцию между собой.
Появляется машина Ольги Клепиковой. Искусная летчица владеет своим самолетом так, как владеет своим телом только опытнейший, натренированный гимнаст. Машина ее кажется гибкой.
А когда над аэродромом в полете «голова к голове» проносятся летчики-спортсмены Костин и Воейков, всем, даже ничего не понимающим в авиации, становится очевидным, что мастерству советских пилотов буквально нет предела. Тт. Костин и Воейков блестяще проделали необычайно трудный и сложный полет. Один из них все время летел вниз головой.
В воздухе тем временем уже парят планеры. Длиннокрылые, своими очертаниями напоминающие чаек, они поразительно легко и свободно кувыркаются в выси. Это кажется игрой, затейливой и веселой, но кто не знает, что возможность так играть появляется лишь после упорного и напряженного труда!
Множество планеров — целый «поезд», управляемый планеристами Карташовым, Анохиным п Ильченко, отлично выполнил всевозможные фигуры высшего пилотажа, показал трехъярусную карусель.
Все это, однако, было лишь прологом. Как и в жизни, где полеты на учебно-спортивных самолетах и планерах являются лишь первой ступенью совершенствования летчика, так и во время праздника самое интересное и волнующее, самое высокое мастерство продемонстрировали заслуженные боевые летчики Красной армии.
Ураганом ворвался на воздушную арену праздника стремительный истребитель капитана Угроватова. Вслед за ним, откуда-то сбоку, примчалась боевая машина Героя Советского Союза старшего лейтенанта Пьянкова. Глаз с трудом мог уследить за этими машинами. Яростно гудя, взмывали они вверх, стремительно падали и снова поднимались в восходящем штопоре. Сложнейшие фигуры высшего пилотажа тт. Угроватов и Пьянков совершали как бы мимоходом, мгновенно и удивительно четко.
Так же стремительно и мастерски действовали все остальные летчики Красной армии. По содержанию их полеты мало чем отличались от предыдущих полетов на спортивных машинах, но по темпам, по чеканке, по боевому напору и дерзости это был подлинно высший класс летного искусства. Воздушный почерк армейских летчиков говорил о твердости, о несгибаемой воле и высокой отваге. Оно и понятно: мастерство всех военных летчиков, демонстрировавших свое искусство во время праздника, закалено в боях. Именно так они сражались у Хасана, под знойным солнцем Монголии, над холодом снегов Финляндии. Именно так они будут сражаться всегда и всюду, где этого потребуют интересы родины.
Празднование Всесоюзного дня авиации.
Трудящиеся Москвы наблюдают воздушный парад в Тушино
В воздухе показался тяжелый бомбардировщик. Им командует полковник Борщев. Звено «ястребков» под командой капитана Горелика рванулось навстречу «врагу». Захватывающие мгновения воздушного боя! Нет, кажется, ни одной фигуры высшего пилотажа, которую не применили бы истребители, стремясь сразить «противника». Бомбардировщик защищается, он даже «сбил» одни истребитель. Тот падает, оставляя за собой густой хвост дыма. Но быстрота и маневренность победили. Под крылом бомбардировщика вспыхнул «огонь», сзади показался дым. «Сраженный» самолет мирно пошел на посадку.
А в небе уже мчится краснокрылая пятерка истребителей, всегда участвующая в наших авиационных праздниках. Сегодня пятерку ведет прославленный летчик Герой Советского Союза генерал-майор авиации И. А. Лакеев. По бокам его летят полковники Николаев, Гращенков, майоры Викторов и Антонов.
Это было олицетворение господства над воздухом. Все время держась на близкой дистанции друг от друга, пять отважных летчиков проделали на огромных скоростях все, что только можно проделать в небесном просторе. Петли, бочки, иммельманы, штопор—ливень самых замысловатых воздушных узоров в какие-то считанные мгновения захлестнул небо.
Пятерка скрылась, и над полем тревожно загудела сирена. «Заводу», макет которого высился в отдаленном конце аэродрома, угрожала опасность — показались «вражеские» бомбардировщики. Навстречу им несется частая дробь зенитных пулеметов, разрывы снарядов, мчатся истребители. Возникает «бой», но бомбардировщики, улетая, успевают сбросить бомбы. «Завод» загорелся, а вдалеке уже видны силуэты второго эшелона бомбардировщиков, на этот раз сопровождаемых истребителями. Истребители, пикируя, атакуют зенитчиков. «Завод» уничтожен.
И тотчас же, как бы подчеркивая, что над нашей территорией такие бои очень маловероятны, стремительно пролетают некоторые самолеты новых типов. Здесь были сверхскоростные истребители, двухмоторные скоростные бомбардировщики, летающие крепости—четырехмоторные бомбардировщики. Здесь было достаточно машин, чтобы убедиться в том, что наша авиационная техника не стоит на месте, а неустанно растет, совершенствуется.
Празднование Всесоюзного дня авиации.
Групповой прыжок парашютистов в Тушино.
Потом начались парашютные прыжки. Парашютисты, как и летчики, продемонстрировали полную боевую готовность, высокое мастерство. Капитан Романюк совершил прыжок из виража, старший лейтенант Сапфиров выпрыгнул во время петли, майор Аминтаев покинул борт самолета в тот момент, когда машина перевертывалась. Показались большие корабли, и небо расцвело красочными лепестками множества парашютов. Участники массового парашютного десанта были снабжены прибором братьев Дорониных, автоматически раскрывающим парашют.
Полет гигантского воздушного корабля «СССР Л-760», самого большого пассажирского самолета в Союзе, завершил праздник.
Небо снова стало пустынным и тихим. Но все, кто побывал на празднестве, хорошо поняли, что этот покой охраняется надежно, зорко.
На авиационном празднике в Риге.
На снимке (слева направо): военный министр Латвийской ССР генерал Дамбитис, исполняющий обязанности президента премьер-министр Латвийской ССР профессор Кирхенштейнс, главнокомандующий Латвийской народной армией генерал Клявиньш и генерал-полковник Локтионов.
Фото М. Бернштейн.
М. ВИСТИНЕЦКИЙ.
Красная звезда, № 194, 20 авг. 1940 г.
|