Авиация и трудовой народ
Не приходится и говорить о том, что авиация должна служить трудовому народу, быть его оружием для борьбы с теми элементами, партиями и классами, которые самой революцией отстранены от какого бы то ни было участия и влияния на строительство новой свободной жизни.
В чем же заключается это служение трудовому народу и какие лежат перед авиацией задачи?
Два положения, не нуждающиеся в доказательствах, дают на это ответ:
1) это—участие авиационных частей в борьбе со всякого рода контрреволюционными мятежами и выступлениями, т. е. активное служение трудовому народу, и
2) обслуживание очагов революции и ее центров и трудящихся рабоче-крестьянских масс, т. е. пассивная работа.
Участие авиации в активной борьбе на внутреннем и внешнем фронтах уже стало фактом, оно идет параллельно созданию и организации красной рабоче-крестьянской армии и не требует особых мероприятий для сущности работы.
Второй пункт (пассивная работа) требует некоторой расшифровки сущности и особых мероприятий для осуществления.
Каждому ясно до очевидности значение, важность и необходимость постоянной быстрой связи и сношения, широкого, возможно полного осведомления в переживаемый нами исторический момент, когда творцом и создателем новой жизни является весь трудовой народ, когда залог успеха всего переустройства лежит в самодеятельности масс, в коллективном творчестве, когда закрепление позиций революции в единении, сплочении рабочих и крестьян города и деревни, всех трудящихся. И вот в этом отношении авиация может сыграть колоссальную роль, восполнив существенный пробел, отсутствие у нас достаточного количества средств сообщения, связи, сношений, она может во многом дать то, что не может быть ни в каком случае выполнено другими существующими средствами и способами.
Авиация в этом отношении может:
а) поддерживать связь и сношение между очагами революции и второстепенными центрами: перелеты представителей Советской власти, докладчиков и пр., доставлять и пересылать сведения и т. д.
б) связывать, объединять центры, Советы с местами и избирателями: эта работа будет иметь огромное значение, так как если центры до известной степени связаны между собой железными дорогами, телеграфом и пр., то многие места, целые области по окраинам Рос. Сов. Республики совершенно не участвуют в творчестве революции из-за отсутствия какой бы то ни было связи.
С помощью самолетов рабоче-крестьянские организации могут:
доставлять на места осведомителей, докладчиков, инструкторов, напр., по земельному вопросу, по организации выборов и пр.;
систематически осведомлять определенно, напр., рабочие районы и другие густо населенные и удаленные от железных дорог места;
регулярно облетать ряды сел и деревень для сбрасывания в них сведений о ходе революции, о деятельности Совета Народных Комиссаров, о своей работе и пр.;
разбрасывать в определенных пунктах извещения о выборах на тот или другой съезд, о плане работ этого съезда и пр.;
срочно принимать те или другие меры, напр., для задержания лиц преступных перед революцией, об образовании боевых дружин и пр., и пр.
Так напр., для связи севера с югом, Петрограда с Одессой, Севастополем с помощью самолетов потребуется всего 15— 17 часов, Петроград—Москва—5—6 час, а при быстроходных—3 1/2—4 часа и т. д.; все такие деловые перелеты могут быть использованы для осведомления не только тех пунктов, в которых будут происходить пересадки, но и сотни сел, деревень, над которыми придется лететь,
путем сбрасывания с них воззваний, прокламаций и специально изготовляемых и печатаемых для этого бюллетеней;
для производства выборов в какой-либо съезд, положим, по Тульской губ., извещение об этих выборах соответствующих организаций может быть произведено в несколько часов: по всем уездным Совдепам—2 самолетами в 2-2 1/2 часа;
важное, решающее значение могло бы иметь появление в деревнях, в заводских районах сведующих компетентных лиц во время конфискации помещичьих угодий, усадеб, предприятий, фабрик и пр.;
огромную услугу могли бы теперь сыграть самолеты в хлебных районах, извещая крестьян о голоде и необходимости подвоза хлеба на такие-то станции и т. д. и т. д.
Не перечесть всей той пользы, которую могли бы принести самолеты делу освобождения и объединения трудящихся.
Что же нужно для того, чтобы авиация могла взять на себя и выполнять всю эту работу?
Необходимо разместить известный процент авиационных частей при Совдепах независимо от того или другого расположения войсковых частей.
Это—первое и основное требование. Оно не должно и не может встретить никаких препятствий, так как во время войны все авиационные части были привязаны к фронту, несли самостоятельную боевую работу и обслуживали войсковые части, т. е. армию; с фактическим же окончанием войны и с началом демобилизации авиация осталась и без дела и оторвалась от частей армии и, тем более, что многие авиачасти по инициативе своих комитетов уже отходят в тыл.
Второе условие—это размещение летных единиц (отрядов) по территории Рос. Сов. Республики таким образом, чтобы самолеты одной летной единицы могли без особых усилий, затруднений сноситься с соседними летными единицами; т. е. чтобы расстояние между ними было не более 300 верст, при таком расположении каждая летная единица будет обслуживать площадь примерно в 75 т. кв. верст, а в случае надобности может быть включена, как воздушная станция (пересадочный пункт), в линию необходимого направления, (так летная единица Тверского Совдепа будет обслуживать местнея нужды и в любой момент может быть использована в направлении Петроград—Москва—Севастополь).
Такая схема распределения летных единиц, создаст возможность при которой вся территория Рос. Сов. Республики (центр. Европ. Рос.) будет как бы под воздушной сетью так, что над каждым пунктом в любой момент может появиться самолет и в любом направлении из центра или с окраин возможны дальние перелеты.
Такое или подобное разрешение вопроса (поставленного в начале сего доклада) оздоровит авиационные части живой работой, привлечет к делу хороших работников любящих авиацию и преданных делу революции, будет надежным залогом развития авиационной техники, и промышленность, несомненно, относительно меньше потребует народных средств, а в глазах трудящихся явится поистине величайшим завоеванием человеческого гения.
Свободная в своем полете авиация может и будет служить только освобождению человечества.
Известия Вологодского губ. совета раб., солд. и крест. деп. 1918 № 072, 7 апр. (25 мар)
|