![](/1913/1916_2/v_2125_1_razvedchik.jpg)
Материалы из журналов "Разведчик" за 1916 год, посвященные армейским порядкам.
Нельзя не порадоваться тому, что, заслужившая себе мировую известность, прекрасная книга генерала Баден-Пауля «Юный разведчик» вышла уже третьим изданием. Подобное явление указывает на все развивающееся и у нас стремление к более разумной постановке дела допризывной подготовки молодежи.
Одной из более ценных черт книги «Юный разведчик» является отсутствие, в выработанной Баден-Паулем системе, шагистики и муштры, занесенных к нам пруссаками.
Взамен этого, через всю книгу проходят красною нитью благородные идеи любви к своему отечеству и христианские заветы любви к своему ближнему. Затем, сочинение это проникнуто мыслью о широком развитии частной инициативы, что до сей поры так недостает нам; шаблон совершенно отсутствует, давая широкое поле для самодеятельности.
Закаляя здоровье и развивая физически и нравственно каждого «отдельного» человека, метод английского генерала имеет своею конечной целью воспитать из юноши человека, полезного для родины.
Итак, вот в самых кратких чертах содержание «Юного разведчика».
Нам представляется, что принципы, проводимые в рассматриваемой книге, чрезвычайно ценны и что внедрить их в нашу русскую жизнь чрезвычайно желательно. Действительно, и у нас уже возникло несколько организаций юных разведчиков.
Но, конечно, существующие пока организации еще очень и очень незначительны.
А между тем, принципы Баден-Пауля могли бы у нас найти для себя более широкое применение. Для этого достаточно хотя бы обратиться к кадетским корпусам.
Здесь, в общем, по-прежнему царит схоластика, что особенно должно угнетать каждого русского человека при переживаемых великих событиях.
Начиная с первого класса и вплоть до седьмого, кадет обучают маршировке, выравниванию, вздваиванию рядов и проч. Кроме неуважения к строю, кадеты в конце концов ничего из подобных занятий не выносят.
Конечно, кроме шагистики и ружейных приемов, в старших классах ведутся еще занятия по стрельбе и гимнастике; в программу входит и обучение сигнализации и еще кое что другое.
Но во всяком случае, нет решительно ничего, что бы способствовало развитию духа инициативы. Кадеты все время в течение семи лет ходят на помочах; отсутствие самодеятельности полное.
Следствием отсюда, конечно, является слабовольность и полное непонимание, что такое инициатива.
Казалось бы, не мешало бы отрешиться от «фронта» и вытягивания носка, а стараться развить, во время, уделяемое на так называемые физические занятия наблюдательность, самостоятельность, находчивость и т. п., иными словами, все качества, необходимые офицеру настоящего времени.
Особенных трудностей проведения в жизнь этих начал не может встретиться, так как имеется уже готовый рецепт в виде книги Баден-Пауля.
Само собою разумеется, что целиком принять всю эту книгу невозможно, принимая во внимание то, что эта книга написана для английских детей. Но во всяком случае офицеру-воспитателю (конечно, офицеру - воспитателю не только по названию, но и по существу) преподносится хорошо выделанная готовая канва, на которой ему не трудно уже будет вывести те или иные узоры.
Проведение в наших кадетских корпусах идей Баден-Пауля настолько представляется ценным, что, ей-Богу, не будет большого греха, если уменьшить учебную программу корпусов, которые чересчур перегружены, а благих результатов получается не Бог знает сколько (достаточно хотя бы указать на пресловутый «анализ» в VII классе кадетских корпусов).
Не могу не обратить внимания на увлечение в некоторых корпусах гимнастикой, где по-видимому думают, что из кадет следует подготовлять цирковых акробатов. Мне пришлось слышать от одного воспитателя, что кадеты VI класса только и мечтают о том, чтобы перещеголять на гимнастическом смотру предыдущий выпуск, и все свое немногочисленное свободное время посвящают параллельным брусьям, кобыле и проч. Вряд ли желательно подобное положение вещей.
Итак, бросьте свою бесцельную муштру и займитесь выработкой в ваших питомцах действительно того, что сама жизнь требует ныне от офицеров.
С—й.
Еще по теме
|