Адмирал Иван Федорович Крузенштерн
В настоящее время Государем Императором высочайше разрешена повсеместная подписка на памятник адмиралу Ивану Федоровичу Крузенштерну.
Пользуясь этим случаем, считаем долгом напомнить нашим читателям об одном из замечательных русских деятелей недавнего прошлого. Крузенштерн — один из славных представителей молодого русского флота, который, несмотря на свое, сравнительно недавнее, существование, может гордиться не одним славным именем.
И. Ф. Крузенштерн родился 8 ноября 1770 г.*).
*) Фактические данные этой статьи заимствованы нами из биографии Крузенштерна , (Адмирал И. Ф. Крузенштерн. Спб. 1860 г.), изданной по случаю сооружения памятника адмиралу; биография эта написана тепло, живо и дельно.
Он происходил из семьи небогатых эстляндских дворян; первоначальное образование получил дома и в ревельской соборной школе.
В 1785 г. Крузенштерн был определен в Морской корпус. Морской корпус в то время находился временно в Кронштадте и не отличался ни внешним порядком, ни хорошим преподаванием наук. В корпусе было грязно; выбитые окна не вставлялись; кадеты принуждены были по ночам лазить через забор в портовые склады за дровами, чтобы топить спальни. Метода преподавания ограничивалась почти исключительно розгами. По счастью, в школе изрядно учили математике и морским наукам.
Крузенштерну не удалось окончить полного курса в корпусе. В 1788 году, он поступил на службу; по случаю войны со шведами для комплектования флота, требовалось увеличить число офицеров.
Крузенштерн поступил на корабль «Мстислав», под начальство капитана Муловского, одного из лучших морских офицеров того времени. Этот Муловский предназначался в начальники отряда нескольких судов, который отправлялся в кругосветное плавание с ученой и торговой целью. Но начавшаяся война помешала этой экспедиции. Составитель биографии, на которую мы ссылались выше, полагает, что разговоры с Муловским должны были оказать огромное и благодетельное влияние на Крузенштерна. Под его начальством, Крузенштерн участвовал в шведской войне, в которой корабль «Мстислав» играл не последнюю роль в сражениях русского флота со шведским.
По заключении мира, Крузенштерну пришлось жить в Ревеле почти без дела. Офицеры, большей частью, в то время вели себя беспорядочно, но Крузенштерн не втянулся в разгульную жизнь. Он сблизился из своих товарищей с Берингом, внуком известного мореплавателя, давшего свое имя Берингову проливу, и вместе с ним стал заниматься науками и морским делом. Скоро обоим друзьям выпал случай изучить практически морское дело в Англии, стране образцовой в этом отношении.
В числе нескольких молодых людей, назначенных за границу для усовершенствования в морском деле, были отправлены Крузенштерн и Беринг.
Крузенштерн, прибыв в Англию, поступил на фрегат Тетис, в 1793 году. Он долго плавал на нем у северо - американских берегов; затем, воспользовавшись долгой починкой фрегата, на небольшом судне, отправился в Вест-Индию и посетил Барбадос, Суринам, Бермудские острова. Он возвратился в Англию на фрегате Клеопатра.
В это время, у Крузенштерна стала созревать мысль о непосредственной морской торговле между Россией и Ост-Индией и Китаем. Чтоб изучить этот вопрос, он отправился сперва на Мыс Доброй Надежды, потом в Мадрас и Калькуту. Из Калькуты он отправился в Кантон. Повсюду, он изучал, наблюдал и собирал сведения о положении торговли.
По возвращении на родину, в 1799 году, Крузенштерн представил в морское министерство важный проект касательно кругосветных плаваний. В проекте этом развивались две мысли:
а) о возвышении русского флота, посредством плавания, до уровня лучших иностранных:
б) о развитии русской морской торговли и о лучшем способе снабжения наших американских колоний всем необходимым.
В то время, русский флот считался не способным к дальним плаваниям; снабжение же американских колоний наших всем необходимым, производилось сухим путем до Охотска, а оттуда только запасы доставлялись морем. Точно таким же путем шли в Россию пушные американские товары. Можно представить, как все это отзывалось на благосостоянии колонии, и на ценах ее товаров!
Крузенштерн предлагал, во-первых, совершить пробное кругосветное плавание и затем устроить постоянное сообщение на русских кораблях между Россией и ее северо-американскими колониями; суда должны были идти с запасами из России мимо мыса Горна, а на обратном пути отвозить колониальный пушной товар для продажи в Кантон. Раньше, пушной товар из колонии шел в Китай, через Охотск и через Кяхту.
Проект Крузенштерна сначала встретил многих противников, но вскоре, благодаря участию канцлера Румянцева и адмирала Мордвинова, мысль его была приведена в исполнение.
26-го июня 1803 года вышли с кронштадтского рейда два небольшие судна, под военных флагом, «Надежда» (450 тонн), под командой Крузенштерна и «Нева» (370) под командой Лисянского. То были первые русские суда, отправлявшиеся в кругосветное плавание. На «Надежде» отправлялся камергер Резанов, наш посол в Японию, для устройства торговых сношений с этой страной.
Во время этого кругосветного плавания, в котором принимали участие астроном Горнер, естествоиспытатели Дангсдорф и Тилезиус, Крузенштерн старался исправлять карты, искал сомнительные острова и во время стоянок занимался съемками окрестных берегов. Эти многочисленные работы доставили ему одно из почетнейших мест в истории гидрографии. Все путешествие продолжалось три года и двенадцать дней. 7 августа 1806 года «Надежда» бросила якорь на кронштадтском рейде.
«Путешествие Крузенштерна», говорит его биограф, «составившее эпоху в истории русского флота и наших колоний, обогатило географию и естественные науки многими сведениями о странах мало известных. С этого времени начинается непрерывный ряд русских кругосветных плаваний, образовавших многих отличных офицеров и матросов; снабжение колоний всем необходимым стало производиться морским путем; колониальная торговля получила значительное развитие и во многом изменилось к лучшему управление Камчаткой».
Замечательно, что во время всего долгого плавания, на «Надежде» не умерло ни одного человека и число больных было ничтожно—такова была заботливость Крузенштерна о матросах. Прибавим к этому, что он не прибегал к телесному наказанию матросов в то время, когда достаточным, к такому наказанию, поводом считался каприз офицера.
Ученое описание путешествия, с огромным атласом карт и рисунков, было обработано самим Крузенштерном при помощи сопутствовавших ему ученых. Оно было издано на русском и немецком языках, затем переведено почти на все европейские языки и впоследствии не раз обрабатывалось для детского чтения.
Уволенный в продолжительный отпуск, Крузенштерн занялся составлением атласа Южного моря, и гидрографических к нему объяснений. Эта работа была делом не только ученым, но и в высшей степени практически полезным.
Карты Тихого океана были в высшей степени неверны: острова и мели означались на них не в тех местах, где они существуют, или же обозначались несуществующие острова. Ошибки эти происходили отчасти от неверностей в астрономических определениях, отчасти от тщеславия моряков, желавших прославиться небывалыми открытиями. Понятно, что критическая проверка всего этого, часто сомнительного, материала, требовала громадных сведений и огромной, самой кропотливой работы.
Атлас Крузенштерна явился действительно ученым изданием. И после издания атласа, моряки всех стран доставляли Крузенштерну сведения о своих наблюдениях и работах в Тихом океане: это считалось некоторого рода нравственной обязанностью.
Опуская другие занятия Крузенштерна, мы обратим внимание на его деятельность, как директора Морского корпуса; он управлял им шестнадцать лет, с 1827 года. Он поставил корпус на истинный путь.
Преобразования его были двоякие.
Во-первых, он уничтожил грубость нравов, держанье кадет в черном теле, розги и другие приемы древней педагогики;
во-вторых, он возвысил собственно учебную часть, приглашением отличных преподавателей, учреждением обширного музея и прекрасной обсерватории. Конечно, все эти преобразования не обошлись без борьбы.
Но, как замечает его биограф, в продолжение шестнадцатилетнего управления Крузенштерна, из Морского Корпуса выпущено до тысячи офицеров, более или менее проникнутых его идеями. Бесспорно, что воспитанники Крузенштерна имели на флот немаловажное влияние, — приносили и приносят флоту свою долю пользы.
Крузенштерн скончался в августе 1846 года.
Итак, заслуги Крузенштерна заключаются в том, что:
1) он явился первым русским кругосветным плавателем,
2) первый заговорил о важности морской торговли для России,
3) возвысил нравственный уровень русского флота, проведением в практику гуманных идей,
4) возвысил морское образование в России, и
5) обогатили не только русскую, но и общеевропейскую литературу замечательными учеными трудами.
Несомненно, что такой человек заслуживает глубочайшего уважения со стороны своих сограждан и мы уверены, что русское общество примет горячее участие в подписке на сооружение памятника этому славному русскому моряку.
Всемирная иллюстрация, № 49 (29 нояб. 1869 г.)
|