nik191 Суббота, 23.11.2024, 20:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Оружие древнего мира [0]
Стрелковое оружие [76]
Артиллерия [45]
Бронетехника [56]
Авиация [308]
ВМФ [124]
Космос [8]
Ракетное оружие [52]
Прочее [64]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » Военная техника » Бронетехника

Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
 
Моторизованные дивизии

В состав каждого механизированного корпуса, наряду с двумя танковыми дивизиями, входила моторизованная дивизия. Она предназначалась для закрепления успеха, достигнутого танковыми дивизиями, и решения других задач в глубине обороны противника. Моторизованные дивизии первых девяти мехкорпусов развертывались из стрелковых с сохранением прежней нумерации. Для второй волны мк началось формирование новых дивизий — с нуля или на базе расформированных кавалерийских дивизий. Состав и организация моторизованной дивизии были утверждены постановлением Комитета Обороны от 22 мая 1940 г. №215с.

Организационно моторизованная дивизия состояла-из следующих частей и подразделений:
• управление дивизии;

• два мотострелковых полка;
• пушечная артиллерийская батарея(4 76-мм пушки);
• танковый полк (в составе 4 танковых батальонов и подразделений обеспечения);
• гаубичный артиллерийский полк;
• подразделения обеспечения.

По штату военного времени в дивизии должно было быть: 11534 человека; 258 танков БТ и I7T-37; 51 бронеавтомобиль; 12 152-мм гаубиц; 16 122-мм гаубиц; 16 76-мм пушек; 30 45-мм орудий ПТО; 8 37-мм зенитных пушек; 12 зенитных пулеметов ДШК; 12 82-мм минометов; 60 50-мм минометов; 80 станковых пулеметов; 367 ручных пулеметов; 1587 автомашин; 128 тракторов; 159 мотоциклов.

 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
БА-10 2-го мк генерала Ю.В.Новоселова движутся на Унгены для контрудара по румынским частям.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Средние бронеавтомобили БА-10 на марше. Фары бронемашины прикрыты светозащитными козырьками.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Бронемашина БА-20 и её водитель, удостоенный ордена Красного Знамени.

Всего перед войной в составе механизированных корпусов имелось 29 моторизованных дивизий. Кроме них, существовало еще несколько отдельных моторизованных дивизий.

Большинство моторизованных дивизий после упразднения мехкорпусов было переведено на штаты стрелковых дивизий, поскольку танков в них практически не осталось, а на поступление новых надежды не было.

Танковые дивизии

Главной ударной силой мехкорпусов были две танковые дивизии, входившие в их состав. Основным предназначением танковой дивизии являлся прорыв слабо укрепленной обороны про. тивника, развитие наступления на большую глубину и действия в оперативной глубине — разгром резервов, нарушение управления и деморализация тыла, захват важных объектов. В оборонительных операциях тд должны были наносить контрудары с целью уничтожения прорвавшегося противника. Эта задача перед войной считалась второстепенной и маловероятной. Поэтому в завязавшихся боях организовать и провести должным образом контрудары так и не удалось.

Организация танковой дивизии и ее штат целиком отвечали ее предназначению. Ввиду господства теории "войны малой кровью на чужой территории1', подразумевавшей захват господства в воздухе и наступление как основной вид боевых действий, танковые дивизии имели большую ударную мощь, но совершенно недостаточное (как показала война) количество средств ПВО, эвакуационной техники.

Формирование танковых дивизий началось в соответствии и по штатам, утвержденным Постановлением СНК СССР от 6 июля 1940 г. №И93-464с. Дивизии полагалось: личного состава — 11343 человека, танков - 413 (из них 105 KB, 210Т-34, 26 БТ-7, 18 Т-26, 54 химических), бронеавтомобилей — 91, орудий и миномётов (без 50-мм) — 58. В марте 1941 г. организация танкового полка танковой дивизии была изменена — количество тяжелых танков в нём уменьшилось с 52 до 31. Соответственно число танков в дивизии сократилось с 413 до 375. В мехкор-пусе вместо 1108 танков стало 1031. В 1940 г. было
сформировано 18 танковых дивизий в составе мехкорпусов и две отдельные тд (6-я — в ЗКВО и 9-я -вСАВО).

Организационная структура танковых дивизий была следующей:
• два танковых полка, каждый в составе 4 танковых батальонов (батальон тяжелых танков — 31 KB и 2 батальона средних танков по 52 Т-34 в каждом; батальон химических танков);
• мотострелковый полк;
• гаубичный артиллерийский полк;
• вспомогательные подразделения.

Танковая рота средних танков имела 17 машин (во взводе — 5 ), батальон — 52 танка. Батальон тяжелых танков насчитывал 31 танк (10 в роте, во взводе — 3).

 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Т-34 выдвигаются на позиции. Обращают на себя внимание "голые" корпуса - машины не укомплектованы ЗИП, ящиками с принадлежностями и инструментом. Северо-западный фронт, сентябрь 1941 г.


Штатный состав танковой дивизии РККА в 1941 г. составлял 10942 человека, в том числе 1288 человек командно-начальствующего состава, 2331 человек младшего комсостава, 7323 рядовых.

Вооружение дивизии состояло из 375 танков (63 тяжелых, 210 средних, 26 БТ, 22 Т-26, 54 химических); 95 бронеавтомобилей (56 БА-10 и 39 БА-20); 12 122-мм гаубиц; 12 152-мм гаубиц; 4 76-мм полковых пушек; 12 37-мм автоматических зенитных орудий; 18 82-мм батальонных минометов; 27 50-мм ротных минометов; 1360 автомашин; 84 тракторов; 380 мотоциклов; 122 ручных пулеметов; 390 пистолетов-пулеметов; 1528 самозарядных винтовок.

События начала войны показали, что слабым местом танковых дивизий был недостаток зенитных и противотанковых средств, бронетранспортеров (их вообще не было), хотя все остальное вооружение было на уровне лучших образцов вермахта или даже превосходило его.

 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Полковник Баранов (второй слева) указывает боевой рубеж танкистам своей части. Хорошо видны характерные для Т-34 образца 1941 года "рубка", смотровые приборы механика-водителя и округленный стык передних листов корпуса. Юг Украины, октябрь 1941 г.


Тяжелые танки в КОВО, ЗОВО и ПрибОВО были представлены 48 Т-35 (все в составе 34-й тд), 516 КВ-1 и КВ-2 (последних в 41-й тд имелось к началу войны 31, но все они оставались без боекомплекта). Парк средних танков в западных округах в 1940 — 1941 гг. пополнился 1070 "тридцатьчетверками". Наиболее распространенными оставались легкие БТ-5 и БТ-7 (около 3500 штук) и наиболее массовый в РККА Т-26, как и его огнеметные модификации (всего около 9500 машин). Для ведения разведки предназначались плавающие Т-37, Т-38, Т-40 и бронеавтомобили БА-20 и БА-10, которыми оснащались разведывательные батальоны и разведроты танковых дивизий.

В каждой танковой дивизии по штату должно было быть 84 тягача и трактора для буксировки артиллерийских орудий. Фактически их было гораздо меньше, к примеру, в 19-й тд — 52, а во многих дивизиях дело обстояло еще хуже: в 41-й тд - 15, в 20-й тд — 38, в 35-й тд — 7, в 40-й тд — 5. Процент укомплектованности тягачами танковых дивизий мехкорпусов 5-й армии КОВО составлял 26,1%. Кроме того, очень часто использовались и сельскохозяйственные тракторы, так как специальной техники не хватало. Что же касается пригодности имевшихся тягачей как эвакуационного средства, то даже лучший из них, "Коминтерн", мог буксировать лишь 12-тонный груз и годился, в лучшем случае, для вывоза легких танков.

Штатная численность автопарка танковых дивизий составляла 1360 автомашин. Но их тоже не хватало, поэтому количество автомобилей колебалось от 157 в 40-й тд до 682 в 41-й тд. Средняя укомплектованность танковых дивизий 9, 19, 22-й мехкорпусов составляла 27% от штатной, а мотодивизий - 24%.

Каждая танковая дивизия должна была иметь по штату 380 мотоциклов. Однако в реальности картина была другой. 35, 40, 41 тд вообще не имели мотоциклов, в 19 и 20 тд их было по 10 машин, в 43 тд — 18. Общий процент укомплектованности составлял всего 1,7 от штатного. Не лучше дело обстояло и в мотодивизиях — при штатном количестве 159 мотоциклов, 213, 215 мд их совсем не имели, в 131 мд имелось 17. Процент укомплектованности составлял 3,5. К тому же имевшиеся мотоциклы порядком послужили и находились в плохом техническом состоянии. Вот свидетельство командира 43-го разведбатальона 43-й тд В.С.Архипова: "К началу июня 1941 г. 43-й разведбатальон был почти полностью сформирован. Ждали только новые мотоциклы. В мотоциклетной роте машины были старые и разных марок, да и тех очень мало, так что большая часть бойцов перевозилась на грузовиках". Это создавало большие трудности при ведении разведки и организации связи.

 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
БА-10 проходят ремонт в заводских цехах.


Средства связи были одним из слабых мест мехкорпусов. Как и в корпусах образца 1939 г., основными оставались танковые радиостанции 71-ТК и автомобильные 5-АК. Этих радиосредств не хватало для управления танковым корпусом прежней организации, а тем более новыми корпусами, количество танков в которых увеличилась почти в 2 раза.

При однородности на бумаге, в реальности количество личного состава, вооружения и техники в танковых дивизиях было различным, полностью укомплектованных дивизий к началу войны было очень мало.

Количество танков колебалось от 36 в 20-й тд до 415 в 41-й тд. Близкое к штатному число машин имели 1,3,7, 8, 10 тд, большинство же дивизий находилось в начальной стадии формирования.

Сравнивая вооружение советских и немецких танковых дивизий, нужно отметить, что танковая дивизия РККА по количеству танков (штатному) превосходила немецкую в 2 раза, уступая в численности личного состава (10942 против 16000 человек). Организационно-штатная структура дивизий имела отличия: в советской было 2 танковых полка 3-х батальонного состава, в немецкой — один танковый полк 2-х батальонного. Против одного мотострелкового полка (3 батальона) в тд РККА, в немецкой имелось 2 гренадерских полка (по 2 батальона). Остальные части и подразделения были практически одинаковыми.


Большой проблемой для командиров дивизий была нехватка автотранспорта, особенно бензовозов. К примеру, в 11, 13, 17, 20 мехкорпусах автомашин имелось всего 8 — 26% от штатного.

Самое тяжелое положение с бензовозами обстояло в Прибалтийском ОВО, где командующий округом г-п Кузнецов был вынужден 18 июня 1941 г. отдать приказ: "Отобрать из числа частей округа (кроме механизированных и авиационных) бензоцистерны и передать их по 50% в 3-й и 12-й мехкорпуса". Все это привело к печальным последствиям: в первые дни войны очень часто танки в самый неподходящий момент оказывались без горючего и были вынуждены часами ожидать его (что срывало все планы взаимодействия), или же экипажам приходилось уничтожать свои машины, чтобы они не достались противнику.

 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Т-34 выходят на позиции под Ленинградом.

Другим недостатком танковых дивизий была нехватка эвакуационных средств, в результате чего не только поврежденные, но даже и исправные, но застрявшие в болотах, на реках и других препятствиях танки не эвакуировались и уничтожались. В дивизиях имелось всего по 3-4 маломощных трактора, предназначенных для эвакуации. Кроме того, в предвоенные годы ремонт рассматривали как чисто техническое мероприятие, обеспечивающее лишь устранение неисправностей в машинах в процессе эксплуатации, но не способствовавшее восстановлению боеспособности войск. Поэтому ремонт техники на поле боя предусматривалось производить лишь после выполнения войсками боевых задач. В сочетании со слабой обученностью личного состава все это приводило к тому, что потери мат-части по небоевым причинам превышали 50%.

Причиной этой "расточительности", наряду со слабостью ремонтной базы и недостатком запчастей (по существующей практике, их выпуск прекращался со снятием из планов производства самой машины), была слабая подготовка многих экипажей, впервые в армии встретившихся со сложной техникой и бросавших танки при малейших поломках, которые они не были способны устранить. По германским данным, за два первых месяца войны ими были захвачены подбитыми или брошенными экипажами 14079 советских танков.

Об этом же идет речь в политдонесении управления пропаганды ЮЗФ от 8 июля 1941 г.: "В 22-м мехкорпусе за это же время (22.06 — 6.07.1941 г.) потеряно 46 автомашин, 119 танков, из них 58 подорвано нашими частями во время отхода из-за невозможности отремонтировать в пути. Исключительно велики потери танков KB в 41-й танковой дивизии. Из 31 танка, имевшегося в дивизии, на 6 июня осталось 9. Выведено из строя противником — 5, подорвано экипажами — 12, отправлено в ремонт — 5... Большие потери танков KB объясняются в первую очередь слабой технической подготовкой экипажей, низким знанием ими мат-части танков, а также отсутствием запасных частей. Были случаи, когда экипажи не могли устранить неисправности остановившихся танков KB и подрывали их".

Таблица № 9. Причины потерь матчасти 8-й тд 4-го мк ЮЗФ на 1.08.1941г

 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии


Таблица № 10. Причины потерь матчасти 10-й тд 15-го мк ЮЗФ
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии


Состояние многих танковых дивизий перед войной можно представить, читая "Описание боевых действий 40-й тд 19-го мк":
"К 22 июня 1941 г. дивизия была укомплектована танками на 8-9%, и те — не табельные. Состояние матчасти для боя не соответствовало (машины Т-37, Т-38, Т-26, главным образом, прошедшие средний ремонт, предназначенные для учебно.-бо-евого парка). Табельные танки отсутствуют совершенно.

Вооружение: танковые полки имели винтовки для несения караульной службы. Начсостав личным оружием был укомплектован на 35%. Специального вооружения из-за отсутствия танков дивизия не имела. Артиллерийский полк имел 12 орудий. Мотострелковый полк табельным вооружением, особенно автоматическим оружием, был укомплектован на 17-18%".
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии

 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Подбитые на смоленском направлении Pz Kfpw III Ausf E. Прорвашиеся к окопам танки были расстреляны огнем в борта и корму. 20 июля, 1941 г.


Предвоенная дислокация многих дивизий была крайне невыгодной. Вот один пример: 22-я танковая дивизия 14-го мк4-й армии ЗапОВО располагалась в Южном военном городке Бреста (2,5 км от границы). Для нее серьезной проблемой был выход в районы сбора — чтобы попасть в район Жабинки, нужно было переправиться через реку Мухавец, пересечь Варшавское шоссе и две железнодорожные линии: Брест — Барановичи и Брест — Ковель. Это означало, что на время прохождения дивизии прекратится всякое движение в районе Бреста. Кроме того, из-за близости границы дивизия в первые же часы войны понесла огромные потери от артиллерийского огня, лишившись, к тому же, боеприпасов и ГСМ.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Красноармейцы у застрявшего в их окопах легкого БТР Sd Kfz 253.


После начала войны организационно-штабная структура многих танковых дивизий, ввиду нехватки материальной части, подверглась изменениям. Уже 24 июня были переформированы танковые дивизии 21-го мехкорпуса МВО. В 42-й и 46-й тд оставалось по два танковых полка, но в каждом теперь имелся всего один танковый батальон двухротного состава. В роте — 3 взвода по 3 танка. К ним добавлялись 9 командирских танков. Всего в танковой дивизии имелось 45 танков, что было меньше, чем в танковом батальоне предвоенной организации. В июле 1941 г., после упразднения механизированных корпусов, из мехкорпусов внутренних военных округов было сформировано 10 танковых дивизий новой организации — количество танков по штату в них было уменьшено до 217, в танковой роте вместо 17 танков стало 10, гаубичный артполк преобразован в противотанковый, вместо ремонтно-восстановительного батальона в состав дивизий введена ремонтно-восстановительная рота, имевшая в своем составе:
• взвод по ремонту тяжелых и средних танков;
• 2 взвода по ремонту легких танков;
• взвод по ремонту колесных машин;
• электротехнический взвод;
• взвод по ремонту артиллерийского и стрелкового оружия;
• взвод подвоза запасных частей;
• тракторный (эвакуационный) взвод.

 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
На известном снимке, изображающем танковый поединок Т-34 с немецким "панцером", запечатлена машина командира танковой роты Л.Л.Кукушкина, водном из боев уничтожившего три танка противника. С поверженного Pz Kpfwll Ausf С уже снято вооружение и разобрано моторно-трансмиссионное отделение. 7 августа, 1941 г.


Отдельные танковые дивизии были переданы в подчинение командующих общевойсковыми армиями.

До января 1942 г. все танковые дивизии были расформированы или преобразованы в танковые бригады, ставшие основной тактической единицей бронетанковых войск. До 1945 г. сохранились лишь 61 и 111-я танковые дивизии, входившие в состав Забайкальского фронта. Они приняли участие в разгроме Квантунской армии в августе-сентябре 1945 г.

О боевых действиях советских танковых дивизий летом 1941 г. можно судить на примере 43-й тд 19-го мк 5-й армии ЮЗФ. Закончить формирование к началу войны не удалось, хотя в дивизии имелось 237 танков, из них 5 KB, 2 Т-34 и 230 Т-26. Командовал дивизией п-к И.Г.Цибин, начальник штаба — п-к В.А.Бутман-Дорошкевич. О том, как вступила в войну 43-я тд, говорит "Доклад о боевых действиях 43-й тд 19-го мк за период с 22 по 29 июня 1941 г.":
«Личный состав:

Штаб дивизии был укомплектован почти полностью вполне подготовленным начсоставом, сколоченным и способным к управлению войсками, укомплектование его происходило за счет прибывшего в состав дивизии штаба 35-й Краснознаменной танковой бригады.

Старший и средний начсостав подготовлен также вполне удовлетворительно, большинство имело боевой опыт в боях с Финляндией.

Специалистами дивизия была укомплектована как по количеству, так и по качеству вполне удовлетворительно, экипажи боевых машин обучены, многие из них имели боевой опыт и имевшейся налицо техникой полностью овладели.

Младший начсостав, особенно мотострелкового полка, имелся не в комплекте на 70%, подготовлен недостаточно, так как прибыл из других частей и выдвинут из красноармейцев.

Остался необученным личный состав первых батальонов танковых полков как только прибывший на укомплектование, ввиду отсутствия материальной части, пройдя только курс молодого бойца.

Боевые машины были к бою полностью готовы, укомплектованы экипажами, но технически сильно изношены. Из наличного количества автомашин около 150 были неисправны, частично ремонтировались на рембазах, и часть из них стояла без шоферов в Бердичеве до получения их из приписного состава по мобплану. Запчастей для боевых машин на складах дивизии имелось лишь на 40-45%.

Наличное количество автомашин ни в коей мере не обеспечивало дивизию для выступления в поход и поднятия всех запасов. Вследствие этого, основная масса личного состава мотострелкового полка и другие специалисты не боевых машин автотранспортом подняты быть не могли. Также не могли быть подняты люди первых батальонов танковых полков, не имеющих материальной части.

Снарядов для 37-мм зенитных пушек в части не было совершенно. Для орудий 122 и 152-мм имелся всего лишь один боекомплект. МП автоматическим оружием и минометами был укомплектован на 1520% против положенного по табелю.»
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Pz KpfwIIAusf С, подбитый советскими танкистами на Юго-Западном фронте. Август 1941 г.


В полдень 22 июня дивизии была поставлена задача сосредоточиться в 20 км юго-западнее Ровно и быть готовой к наступлению в направлении Дуб-но—Дубровка. Марш своим ходом занял три дня под непрерывными ударами с воздуха при постоянном дефиците ГСМ и запчастей, которые буквально приходилось разыскивать по маршруту движения, удаляясь от части на 150 — 200 км. За все это время штаб дивизии не получал никакой информации о положении на фронте, разведданных и оперативных сводок, оставаясь в неведении даже о соседях с флангов и противнике. Так, считалось, что основные силы Красной Армии уже успешно ведут бои западнее и задачей дивизии является ликвидация прорвавшихся танковых групп немцев. При этом полутора тысячам человек пришлось из-за нехватки транспорта двигаться пешком. Утром 26 июня танковая группа дивизии, включавшая 2 KB, 2 Т-34 и 75 Т-26, двинувшись на Дубно, встретила отступавшие советские части. Их удалось остановить и, подчинив себе, включить в оборону. Однако дивизия осталась без артиллерии, безнадежно отставшей на марше, и не имела какого-либо прикрытия с воздуха, по-прежнему не владея толком данными разведки. Тем не менее в результате танковой атаки удалось достичь цели и выйти к окраинам Дубно, отбросив противника на 15 км. Танковый бой продолжался 4 часа, и его результатом стали 21 уничтоженный танк немцев, две батареи ПТО и 50 автомашин, причем, из-за недостатка бронебойных снарядов KB и Т-34, пришлось вести огонь осколочными снарядами и своей массой давить ПТО противника. Ценой этого стали 2 сгоревших KB и 15 Т-26. Достигнутый успех развить не удалось из-за слабого взаимодействия с соседями, под фланговым контрударом немцев отошедшими назад. За ними под огнем ночью отступила и 43-я тд.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Т-34, лишившийся опорного катка и сгоревший после подрыва на мине.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Т-34, уничтоженный взрывом боекомплекта.


Заняв рубежи восточнее Ровно, 43-я тд продолжала оставаться под артогнем и бомбардировками, отбивая атаки немцев и постоянно теряя контакт с соседями, то и дело обнаруживая, что они уже покинули свои позиции. Танкистам приходилось переходить к "подвижной обороне", с короткими контратаками оставляя один рубеж за другим и отбиваясь от наседавших немцев. К концу дня 28 июня 43-я тд лишилась 19 танков Т-26.

 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Доработанный KB, несущий 25-мм экраны верхнего и нижнего лобовых листов корпуса, введенные с июля 1941 г, и кронштейн крепления зенитного пулемета ДТ (сам пулемет отсутствует).
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Ремонт КВ-1 после боя. Навешенные бревна служили для самовытаскивания, часто необходимого тяжелой машине.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Немецкий солдат ведет пленных танкистов КВ. "Постановочный" снимок - явный сюжет одной из рот пропаганды вермахта, во взорвавшемся танке не уцелел бы никто из экипажа.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Экранированный КВ-1, расстрелянный огнем 88-мм пушек, -единственных орудий, способных бороться с этими танками.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Огнеметные ОТ-133 были разоружены и подорваны своими экипажами. Район Киева, сентябрь 1941 г.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Немцы осматривают брошенную технику у переправы через Днепр, снимая пригодные запчасти. Одному из шоферов приглянулась "запаска" от БА-10.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Лежащий в реке БТ. Танк, оставленный на мосту в качестве преграды, был сброшен немецкими танкистами в воду, чтобы освободить дорогу.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Остов Т-26, разрушенного взрывом горючего и боеприпасов. Карельский перешеек.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
КВ-1 выпуска августа 1941 г. с дополнительным бронированием корпуса. Бортовые 25-мм экраны увеличенной высоты для защиты погона башни. На месте фары - заглушка.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Забронированный в ленинградских мастерских ЗИС-5 с установкой пулемета ДТ в кабине и 45-мм морской пушки 21 -К в рубке в кузове. Ленинградский фронт, 5 октября 1941 г.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Другой вариант самодельного бронегрузовика с установкой в кузове противотанковой "сорокапятки". Машина в зимнем камуфляже. Ленинградский фронт, 22 ноября 1941 г.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Танковый десант на броне КВ-1 и Т-34 во время контратаки. Танковая часть кавалера двух орденов Красного Знамени майора В.И. Филиппова.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
БТ-7 на левом берегу Невы в районе переправы. 23 ноября 1941 г.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Окопанный Т-28 на оборонительных позициях под Ленинградом. Танк выбелен зимним камуфляжем. 9 декабря 1941 г.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Красноармейцы осматривают подбитую самоходку Stu G III Ausf Е. Судя по антенне и бронекоробу мощной радиостанции,это машина командира дивизиона.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Подразделение Т-26 перед маршем.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
На московском направлении: Pz Kpfw II Ausf С и Pz Kpfw III Ausf G на деревенской улице под Ржевом.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Карта из германского армейского журнала "Signal" за октябрь 1941 г., иллюстрирующая потери Красной Армии.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
На подступах к Москве. Т-26 выдвигаются для атаки. Октябрь 1941 г.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Члены правительства, эвакуированного в Куйбышев, принимают парад 7 ноября 1941 г.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
КВ-1 покидает московский завод после ремонта. Хорошо видны накладные броневые экраны на болтах на башне и корпусе.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Замаскированный КВ-1 в лесной засаде. Засадная тактика стала наиболее эффективной в борьбе с наступающими танками противника. 29 октября 1941 г.
10.04.1943 г. 42-я Гвардейская Смоленская Краснознаменная орденов Суворова, Богдана Хмельницкого, Красной Звезды тбр). Командир — п-к Д.Я.Яковлев.

 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
"Тридцатьчетверка" на лесной просеке. Помимо маскировки, экипаж укрыл танк спереди баррикадой из бревен.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
БТ-7 и КВ-1 на окраине деревни после боя.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Десант на броне Т-34. В ходовой части сочетаются опорные катки разных типов, но все они имеют резиновые бандажи. Танк несет на броне запасную 200-литровую бочку с горючим.


 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Танковый десант при поддержке Т-34 атакует деревню. Западный фронт, декабрь 1941 г.
 
Железный кулак РККА. Моторизованные и танковые дивизии
Советские солдаты осматривают немецкий пистолет-пулемет MP 38 возле захваченного Pz Kpfw IV Ausf Е.


Заключение

Неудачи первых месяцев войны и потеря 90% всей матчасти, особенно ощутимые в корпусах и танковых дивизиях, заставили уже к концу 1941 г. перейти на новые организационные формы и штаты, больше соответствовавшие реальному положению. Основной формой организации бронетанковых и механизированных войск стали бригады, танковые, механизированные и мотострелковые, более подвижные и гибкие в структурном и тактическом отношении. Возврат к крупным боевым формам начался с весны 1942 г. Ими стали танковые корпуса, имевшие в своем составе три танковые бригады с необходимым мотострелковым и артиллерийским усилением, а осенью 1942 г. были развернуты первые механизированные корпуса с новой организационно-штатной структурой:
• 3 механизированные бригады (в каждой — танковый полк);
• танковая бригада;
• 2-3 самоходно-артиллерийских полка;
• минометный полк;
• зенитно-артиллерийский полк;
• гвардейский минометный дивизион;
• мотоциклетный батальон;
• саперный батальон;
• батальон связи.

С декабря 1941 г. автобронетанковые войска стали именоваться бронетанковыми и механизированными войсками (БТ и MB). Организационно они состояли из танковых армий, танковых и механизированных корпусов, танковых, тяжелых танковых, механизированных, самоходно-артиллерийских и мотострелковых бригад и отдельных танковых полков.
Категория: Бронетехника | Добавил: nik191 (01.04.2013)
Просмотров: 8829 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz