nik191 Воскресенье, 22.04.2018, 19:23
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Оружие древнего мира [0]
Стрелковое оружие [73]
Артиллерия [33]
Бронетехника [66]
Авиация [363]
ВМФ [125]
Космос [9]
Ракетное оружие [54]
Прочее [61]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » Военная техника » Авиация

Ил-2

 

 

12 октября 1940 года советский лётчик Владимир Коккинаки начинает испытания второго варианта одноместного самолёта-штурмовика конструкции Сергея Ильюшина. В конце этого же года самолёт будет запущен в производство под маркой Ил-2 и станет главной ударной силой советской авиации во Второй мировой.

 

В период Великой Отечественной войны бронированный штурмовик Ил-2 был уникальной боевой машиной, не имевшей аналогов ни в одной из воевавших тогда стран. За время Второй мировой войны самолетов этого типа было выпущено больше, чем любого другого (36163 машины). Являясь основной ударной силой советской авиации, штурмовик Ил-2 сыграл выдающуюся роль в войне и оказал заметное влияние на ход боевых действий на советско-германском фронте.

 

Идея создания самолета, предназначенного для атаки наземных целей, то есть самолета-штурмовика, родилась еще до Первой мировой войны. Практика Первой мировой войны, а также последующих локальных конфликтов показала, что низко летящие истребители или разведчики, которые пытались использовать в качестве штурмовиков, несли большие потери от ружейного и пулеметного огня наземных войск. Поэтому довольно быстро стало ясно, что штурмовик должен иметь эффективное бронирование и одновременно обладать мощным наступательным вооружением. Попытки построить такой самолет предпринимались неоднократно и в разных странах. Однако успехов в этом деле все не было. Между тем роль авиации в борьбе с наземными войсками неуклонно возрастала и потребность в штурмовике ощущалась все острее.

 

Впервые решить эту задачу удалось С.В. Ильюшину. Ещё В начале 1938 года Ильюшин написал письмо Сталину, в котором обещал создать бронированный штурмовик с достаточно высокими ТТД – скорость 450 км\ч, дальность 800 км. Предолжение Иьюшина приняли и 5 мая 1938 года проект самолёта ЦКБ-55 (БШ-2 – по внутривойсковому реестру) включили в план опытного строительства. 3 января 1939 года эскизный проект был представлен заказчику. В основе проекта лежали последние достижения советской науки и техники. Мощный авиационный мотор, штампуемая неоднородная броня (позволявшая изготовлять броневые детали сложной поверхности, а бронекорпуса обтекаемой формы с работающей, а не навесной броней), бронестекло (необходимое для защиты экипажа), скорострельные авиационные пушки и реактивные снаряды стали главными слагаемыми успеха будущего Ил-2.

 

 

В 1939 году на испытания вышел первый опытный образец Ил-2 - самолет ЦКБ-55 или БШ-2 (бронированный штурмовик второй). Первый полет на нем совершил летчик В.К. Коккинаки 2 октября 1939 года. Самолет представлял собой двухместный свободнонесущий моноплан с полуубирающимся шасси и с мотором жидкостного охлаждения АМ-35 мощностью 1350 л.с. Все жизненно важные агрегаты самолета (мотор, системы охлаждения, баки), а также экипаж находились в бронекорпусе обтекаемой формы.

 

В целом БШ-2 удачно прошел испытания, но все же потребовалось провести ряд необходимых доработок. В процессе усовершенствования штурмовика на него поставили менее высотный, но зато более мощный мотор АМ-38. созданный в КБ А.А. Микулина специально для этого самолета. Изменилась компоновка систем охлаждения и кабины. Экипаж теперь состоял только из летчика (на месте стрелка разместили топливный бак). Усилено бронирование и вооружение. Осенью 1940 года улучшенный самолет прошел заводские испытания. Тем не менее, с началом его серийного выпуска не спешили. Расчет уже был на более совершенные самолеты такого назначения, которые в то время начали разрабатываться в ряде КБ. Тогда в ноябре 1940 года Ильюшин вновь обратился с письмом к Сталину с просьбой повлиять на руководство ВВС, которое всё ещё довольно прохладно относилось к планам серийной постройки ЦКБ-55\57. Данная мера помогла ускорить процесс внедрения штурмовика в серию. В качестве эталона был выбран модифицированный вариант самолёта – ЦКБ-55П. От первых опытных образцов он отличался опущенным на 175 мм вниз мотором и приподнятым на 50 мм сиденьем пилота. За кабиной вместо продолговатого гаргота установили прозрачный короткий обтекатель, в результате чего самолёт приобрел характерный для одноместного варианта "горб”. После испытаний артиллерийского вооружения пришли к выводу, что пушки ПТБ-23 непригодны для эксплуатации на самолёте данного типа и их заменили на обычные пушки ШВАК.
Первые серийные бронированные штурмовики, получившие марку Ил-2, начали выходить в феврале 1941 года, а первые боевые подразделения, на вооружении которых был этот самолет, сформировали перед самой войной.

 

До начала Великой Отечественной войны советские ВВС успели получить 174 Ил-2 воронежской постройки. Из них к 20 июня 1941 года в боевые части ВВС Красной армии было передано 84 штурмовика: 63 – в 4-й ббап (вскоре переименованный в 4-й шап, Харьковского ВО), остальные (21) были распределены по 3-8 самолетов в различные авиаполки четырех приграничных военных округов, растянувшихся от Балтийского до Черного моря. Таким образом, к началу войны советские ВВС имели только один авиаполк, полностью укомплектованный самолетами Ил-2.

 

Что касается 4-го штурмового авиаполка, то его летчики на своих Ил-2 вступили в бой уже на пятый день войны. 27 июня 1941 года они нанесли штурмовой удар по колонне немецких войск близ Бобруйска. В следующие дни Ил-2 этого полка наносили бомбоштурмовые удары по скоплениям немецких войск у мостов и переправ через р. Березину. 2 июля 1941 года Ил-2 из 4-го шап уничтожили 9 переправ через Березину. Но за неделю боев под Бобруйском полк понес и значительные потери в людях и технике. Погибли 20 летчиков, а в строю осталось только 19 (из 56 на 27 июня) боеспособных самолетов. Тем не менее, 4 июля все оставшиеся в 4-м шап Ил-2 несколько раз вылетали на штурмовку Бобруйского аэродрома, где уничтожили около 30 немецких самолетов. К 10 июля в полку насчитывалось не более десятка Ил-2. А 20 августа 4-й штурмовой авиаполк был выведен из боев и отправлен в Воронеж на переформирование.

 

К июлю 1941 года штурмовиками Ил-2 было вооружено уже несколько авиаполков. Например, 430-й шап (Западный фронт) имел в своем составе 22 Ил-2 и был сформирован из летчиков-испытателей НИИ ВВС для изучения боевых возможностей бронированного штурмовика и определения тактики его боевого применения . 10 июля на Юго-Западный фронт прибыл заново переформированный 74-й шап, который имел на вооружении 20 Ил-2 . 12 июля на Западном фронте начал действовать (под Смоленском и Ельней) 61-й шап, переформированный и освоивший новые для себя Ил-2 . Но уже к 24 июля в этом полку осталось только 4 (из 28) штурмовика, да и те были небоеспособны.

Ил-2 с М-82

 

В июле 1941 года, в связи с угрозой срыва поставок двигателей АМ-38, Ильюшину поручили переделать штурмовик под двигатель воздушного охлаждения. Наиболее приемлемым вариантом оказался мотор М-82. С обычного серийного Ил-2, выделенного для модернизации, до переднего лонжерона центроплана сняли часть бронекорпуса и установили двойную бронеперегордку. Двигатель, прикрытый обычным капотом типа NACA, не бронировался. Топливный бак за кабиной пилота демонтировали, а на его месте оборудовали кабину стрелка вооруженного пулемётом БТ (калибра 12,7 мм). С целью сохранения прежней дальности полёта топливный бак под сиденьем лётчика увеличили в объёме с 640 до 724 литров. Впервые Ил-2 с мотором М-82 поднялся в воздух 8 сентября 1941 года, однако его госиспытания начались лишь в феврале-марте 1942 года. Самолёт не показал лучших, по сравнению с серийными штурмовиками, данных и серийно не строился.

 

В августе 1941 года Ил-2 поступили на вооружение еще 11 штурмовых авиаполков: 103, 147, 160, 174, 175, 214, 215, 217, 237, 245 и 288-го. Кстати, надо сказать, об изменении численности советских авиационных полков в ходе войны. В августе 1941 года состав штурмовых авиаполков был уменьшен сначала с 63 до 33 (3 эскадрильи по 9), а затем и вовсе до 20 самолетов (2 эскадрильи). Осенью 1942 года штурмовые авиаполки вновь увеличили с 20 до 32 самолетного состава (3 эскадрильи по 10). А в 1944 году «штурмовики» перейдут на 45 самолетный состав авиаполков (3 эскадрильи по 14).

 

В тот же период начал проходить испытания двухместный вариант Ил-2 с двигателем АМ-38. Установка на нем кабины стрелка с турельным пулемётом УБТ увеличило массу машины на 270 кг, что в итоге съело примерно 20 км/ч скорости, а также ухудшило управляемость самолёта при резких поворотах второго члена экипажа. Впервые эта модификация была опробована в боях 30 октября 1942 года, после чего двухместный Ил-2 пошёл в серийное производство.

 

Всего за годы Великой Отечественной войны на фронт было отправлено 356 штурмовых авиаполков, в основном имевших на вооружении самолеты Ил-2. Поэтому даже краткое описание боевых действий всех этих полков потребует отдельного и довольно объемного издания. Нам же придется остановиться лишь на общей картине развития и изменения тактики боевого применения самолетов Ил-2 в ходе Великой Отечественной войны.

 

Двухместный вариант Ил-2


Появление Ил-2 на фронтах явилось полной неожиданностью для противника. Несмотря на то, что тактика использования бронированных штурмовиков еще не была отработана, они стали наносить серьезные потери противнику и деморализующе действовали на фашистов, прозвавших вскоре Ил-2 "черной смертью".

 

Накануне советского контрнаступления под Москвой 5–6 декабря 1941 года, в составе Калининского, Западного и Юго-Западного фронтов насчитывалось всего 82 штурмовика Ил-2 (соответственно по фронтам: 15, 54 и 13 шт.) из них 59 боеспособных. Штурмовики успешно действовали против отступающих немецких войск, колонны которых растянулись на многие километры. Утверждают, что именно в это время немцы стали называть Ил-2 «черной смертью».

 

 

Летчики и воздушные стрелки эскадрильи капитана Д.А. Нестеренко из 155 шап после боевого вылета, во время которого им удалось уничтожить в воздухе восемь вражеских Ju-87. Лето 1943 года.

 

 



Источник: http://www.opoccuu.com/
Категория: Авиация | Добавил: nik191 (12.10.2012)
Просмотров: 460 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Новости дня

» Block title


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz