После окончания Второй мировой войны Вооруженные Силы СССР превосходили все остальные армии мира по численности, количеству танков, артиллерии и по многим другим параметрам. Однако у СССР был один, но при этом очень существенный недостаток – это отсутствие реактивного истребителя. Так, в Великобритании подобные истребители появились еще в 1944 году, а в США годом позже. Советскому Союзу же удалось создать полноценный реактивный истребитель лишь в конце 1947 года, им стал МиГ-15.
Любопытна история создания данного самолета. Советские инженеры несколько лет пытались создать реактивный истребитель на базе трофейных немецких двигателей ЮМО и БМВ, но получившиеся самолеты ЯК-15 и МиГ-9 значительно уступали своим американским аналогам, а после появления у США суперсовременного на тот момент истребителя F-86 Sabre, их судьба была окончательно решена. Неожиданную помощь Стране Советов оказала Великобритания, согласившись продать реактивные двигатели компании Роллс-ройс – «Дервент» и «Нин». Немного модернизированная версия последнего, и стала базовым двигателем для МиГ-15.
Неизвестно, что именно подтолкнуло англичан на продажу двигателей, но таким образом они здорово подставили своих американских союзников, которые во время войны в Корее (1950-1953) испытали на себе всю силу и мощь пятнадцатых МиГов. Если верить официальной Советской статистике, то за все время войны в Корее, МиГ-15 уничтожили 1106 вражеских самолетов, потеряв при этом всего лишь 335. Осознав, что их самолеты уступают Советским, Соединенные Штаты в спешном порядке разработали первый в мире сверхзвуковой истребитель F-100 Super Sabre, который уже в 1954 году поступил на вооружение американских ВВС. Однако конструкторы МиГа в этом же году представили публике и свой сверхзвуковой истребитель Миг-19, сохранив, таким образом, примерное равенство между воздушными силами двух стран. На этом закончилась история истребителей первого поколения и начинается золотая эра реактивной истребительной авиации.
Первым советским самолетом второго поколения стал выпущенный в 1957 году МиГ-21, к слову самый массовый сверхзвуковой истребитель в мировой истории (построено более 10 тысяч самолетов). Он экспортировался более чем в 20 стран мира, а в некоторых даже до сих пор состоит на вооружении. Очень хорошо зарекомендовал себя в первые годы Вьетнамской войны, так как был гораздо легче, а следовательно и маневренней американских истребителей. Но, несмотря на это были у МиГ-21 и существенные недостатки: в его арсенале было всего лишь 2 ракеты, да и те годились только для ближнего боя. Поэтому после появления в ВВС США многоцелевого истребителя F-4 Phantom II перевес сил перешел к американцам. Характерным примером того, насколько Phantom II превосходил Миг-21, является случай произошедший в 1973 году на Советской границе. В воздушное пространство СССР вторгся один из Фантомов и для его уничтожения был поднят МиГ капитана Елисеева. Безрезультатно выпустив по нарушителю границы обе свои ракеты, Елисеев нашел только один способ остановить Фантом – это таран. До этого момента никто из пилотов реактивных истребителей не применял тактику тарана, Елисеев стал первым и в результате погиб. Позднее многие проблемы МиГ-21 устранили в последующих его модификациях, но все равно данный истребитель уже не отвечал многим современным требованиям, так как у США уже существовали самолеты нового, третьего поколения.
Затянув с выпуском и модернизацией МиГ-21 мы вновь оказались в роли догоняющих. Правда, через несколько лет СССР тоже смогли нагладить выпуск истребителя-перехватчика третьего поколения МиГ-25, а также МиГ-23, но слишком много времени уже было упущено. Соединенные Штаты к этому моменту уже имели истребители четвертого поколения – F-15 Eagle и F-16 Falcon, а разницу между двумя поколениями самолетов наши летчики смогли почувствовать во время конфликтов на Ближнем Востоке, и разница была существенная.
Советским конструкторам необходимо было совершить настоящее чудо, дабы не только догнать американцев, но и постараться опередить их на несколько шагов вперед. И такое чудо свершилось в середине 80-х годов, в ВВС поступили сразу два суперсовременных на тот момент истребителей – Су-27 и МиГ-29. По всем показателям эти самолеты превосходили зарубежные аналоги. Самым главным их отличием являлась потрясающая аэродинамика, даже сейчас, спустя 30 лет они могут вытворять в воздухе такие фигуры высшего пилотажа, которые не доступны многим современным самолетам. На данный момент именно эти истребители и составляют костяк истребительной авиации России и надежно защищают рубежи нашей родины.
После подобного успеха конструкторы не остановились и начали работы по созданию истребителя пятого поколения, и нет никаких сомнений, что не случись развала СССР, то уже к середине 90-х годов он был бы разработан. И мы бы так сильно опередили США, что догнать нас было уже не реально. Однако случилось то, что случилось, и Россия как правопреемник СССР вновь оказалась в роли догоняющей. У США уже существует истребитель пятого поколения F-22 Raptor, а мы же только ведем его разработку, и результаты пока не очень впечатляют. Таким образом, мы вновь оказались в похожей ситуации, как и в середине 40-х годов, но очень хочется верить, что ненадолго.