nik191 Среда, 23.08.2017, 16:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1498]
История искусства [166]
История науки и техники [182]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История. События и люди.

Михаил Иванович Драгомиров. Часть 4

 

110 лет тому назад, 15 (28) октября 1910 года в г. Конотопе скончался известный русский военачальник Михаил Иванович Драгомиров. Сейчас это имя основательно позабыто. Именно поэтому размещаю несколько материалов из газет и журналов столетней давности, посвященных М.И. Драгомирову в связи с 10-летием со дня его смерти.

 

Драгомиров—друг солдата


Десять лет прошло с тех пор, как скончался М. И. Драгомиров, великий учитель русской армии, друг серого солдата, посвятивший свою жизнь работе за права и человеческое достоинство непосредственного защитника родины от врагов.

М. И. Драгомиров начал свою военно-литературную деятельность в суровое время рекрутчины и крепостничества, когда на солдата смотрели как на существо низшее, когда в армию отдавали за преступления, а от воинской повинности освобождались все «лучшие» люди: дворяне, мещане, купцы и др. Срок службы был тогда 25-летний; служебные отношения жестокие; палка, шпицрутены и розги царили во всем объеме, солдата дрессировали как животное, воинская дисциплина была основана исключительно на страхе; о каких-либо правовых отношениях начальника и подчиненного не было и речи; произвол полный царил во всех проявлениях жизни.

М. И. Драгомиров, исходя из того, что первый из важнейший элемент на войне есть человек и его духовная сила, поднял свой мощный голос в защиту человеческого достоинства солдата.

Прежде всего надо было завоевать права на законное обращение с солдатом, уничтожить царивший в армии произвол и усмотрение начальства. Достигнуто это было официально, изданием «Дисциплинарного устава» (1864 г.). Но нравы, установившиеся жизнью целых поколении и навыки, вошедшие в плоть и кровь лиц, непосредственно стоящих у власти, не так то легко искоренить уставным параграфом, и М. И. Драгомирову пришлось до самой своей кончины воевать с пережитками былых взглядов на отношение к солдату.

Он доказывал, что уважение к личности воина и чувство законности должно быть основанием воинской дисциплины, что дисциплинарные взыскания за мелкие нарушения служебного обихода неизбежны, дабы держать на чеку слабовольных и нерадивых, но они не должны позорить солдата и должны налагаться на основании закона и в пределах закона, а за преступление должно привлекать к ответственности по суду...

М. И. Драгомиров глубоко верил в добропорядочность массы новобранцев, прибывающих в войска, в патриотизм серого солдата, в преданность его долгу службы, любовь к Царю и желание служить, не уклоняясь от обязанностей. Он постоянно напоминал о правах солдата на ряду с его обязанностями. Он зорко следил за удовлетворением солдата всем положенным довольствием и за проявлением забот о духовных и нравственных его потребностях.

Выходя из сущности боевых требований при современном вооружении, М. И. Драгомиров настаивал на том, что нам нужен солдат развитой умственно, нужен воин, сознательно относящийся к своим боевым обязанностям, умеющий рассуждать... Поэтому начальную задачу воспитания и образования войск он видел в духовном и умственном развитии одиночного бойца.

Он все время боролся с стремлением обратить солдата в автомата с требованием «не рассуждать»; он не боялся здравого смысла солдата и верил, что военно-нравственное воспитание облегчается развитием умственным, и что разумный исполнитель требований воинской дисциплины может проникнуться ею сознательно по чувству долга и присяги, а не из страха наказаний, как добивались когда-то в эпоху палки и шпицрутенов, утверждая, что: «солдат должен бояться палки капрала больше, нежели смерти от пули врага».

Развитие такой боязни М. И. Драгомиров отвергал.
Требуя беспрекословного повиновения, он не допускал рассуждения в вопросе, нужно ли исполнить приказание.

«Приказано—значит, возможно и нужно исполнить, хоть умри».

Но в то же время М. И. Драгомиров не только допускает рассуждение, но требует его от солдата в вопросе, как лучше исполнить полученное приказание.

Воспитывая солдата и офицера в духе беспрекословного повиновения с девизом: «приказано, значит, возможно исполнить и надо исполнить во что бы то ни стало», М. И. Драгомиров в то же время требовал от них проявления самостоятельности в таких случаях, когда обстановка действий вызывает необходимость отступления от полученного приказания или нарушения прямого указания закона.

Всякий солдат, какого бы ранга ни был, высоко держа знамя воинской доблести, обязан не только идти бесстрашно на врага, но и иметь настолько мужества, чтобы не страшиться кары закона в тех случаях, когда для исполнения своего долга находить нужным нарушить приказание или закон и распорядиться самостоятельно, приняв на себя всю ответственность за последствия.

Солдата, по мнению М. И. Драгомирова, следует приучать не только к повиновению, но и к сопротивлению. Его повиновение, говорит он, не должно напоминать собою повиновение хорошо выезженной лошади, которая слушается не одного своего хозяина, но послушается и его врага, знающего приемы управления. Таким образом М. И. Драгомиров не обезличивает солдата, а отстаивает его человеческое достоинство. По его мнению, солдат тогда только и дорог, когда он человек в полном значении этого слова: «одностороннее развитие уничтожает в солдате человека, а для войны прежде и главнее нужен человек дельный, т. е. гармонически развитый».


Заветы этого незабвенного друга русского солдата выразились очень ярко, катехизически.

—Вот перечень некоторых из них:

1)    В бою не думай об опасности, а думай только о том, чтобы преодолеть трудности и одолеть врага во что бы то ни стало.—Первое средство для этого—слушай начальника и не суетись.

2)    В спокойствии храбрость. Трусы теряют голову и шалеют.

3)    Врага не считай! Бьют не числом, а качеством.

4)    Помни пословицу: глупый киснет, а умный все промыслит.
Нет такого трудного положения, из которого нельзя бы выйти с честью, но для этого нужно обладать: ловкостью, находчивостью и отвагой.

5)    Бьют только того, кто боится.

6)    Лучшее средство для обороны против многочисленного неприятеля—напасть на него самому.

7)    Наскочишь невзначай на неприятеля или он на тебя—бей не задумываясь, не дай опомниться. Молодец тот, кто первый крикнет «ура», трое наскочат: первого заколи, второго застрели, третьему штыком корачун. Храброго Бог бережет.

8)    Всегда бей, никогда не отбивайся! Сломился штык, бей прикладом, приклад отказался—бей кулаком, попортил кулак—вцепись зубами. Только тот бьет, кто отчаянно и до смерти бьется.

9)    Охота сил додает! Лучший совет солдату, делай все охотно—легче будет.

10)    Ропота бойся! Раз дашь себе волю выражать неудовольствие—пропадешь. Охота всему лекарство.

11)    В бою не бойся, а смейся: не плачь, а шути; не отчаивайся, а надейся; не сомневайся, а верь победе.

12)    На войне и не доешь и не доспишь и подобьешься— на то война. Даже настоящему солдату бывает трудно, а жидкому и совсем тяжело. Но если тебе трудно, то неприятелю не легче, а может труднее твоего; только свое трудное ты видишь, а неприятельского не видишь, но оно всегда есть. Поэтому не раскисай, а чем хуже тебе, тем упорнее и отчаяннее бейся: побьешь, сразу станет тебе лучше, а неприятелю хуже; только перетерпевший до конца спасается.

13)    В победе никогда не сомневайся, как бы трудно ни было. Может быть неудача, враг потеснит—опять нагрянем. Не всегда сразу; не унывай, ободряй товарищей, которые послабее. Сегодня неудача, завтра побьем; никогда не сдадим, хоть костьми ляжем.

14)    Сам погибай, а товарища выручай.

15)    Держись кучи: одна беда не беда; две беды полбеды; разброд беда.

16)    Под выстрелами наступай в рассыпную, атакуй вместе; бьют кулаком, а не растопыренными пальцами. Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет.

17)    Зри в части семью, в начальнике отца, в товарище—родного брата, в подначальном меньшую родни тогда и весело и дружно и все нипочем.


Этим конечно не исчерпываются поучения и заветы М. И. Драгомирова. Он создал целую школу рациональной подготовки войск к бою. Основания его учения вошли в официальные наставления и уставы, след полувековой деятельности М. И. Драгомирова по насаждению правильных взглядов на воспитание и образование войск неизгладим, а в сердцах массы солдат должна сохраниться память об этом талантливом учителе, которого по справедливости называют другом серого солдата.

Старый ротный командир.

 

 

(Продолжение будет)

 

Еще по теме:

Михаил Иванович Драгомиров. Часть 1

Михаил Иванович Драгомиров. Часть 2

Михаил Иванович Драгомиров. Часть 3

Михаил Иванович Драгомиров. Часть 4

Михаил Иванович Драгомиров. Часть 5

Михаил Иванович Драгомиров. Часть 6

 

 

Категория: История. События и люди. | Добавил: nik191 (01.11.2015)
Просмотров: 208 | Теги: Драгомиров М.И. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Новости дня

» Block title


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz