Юань Шикай - История. События и люди. - История. События и люди. - Каталог статей - Персональный сайт
nik191 Суббота, 03.12.2016, 12:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1984]
История искусства [167]
История науки и техники [184]

» Друзья сайта
  • Хочу квартиру
  • Наши таланты
  • История и современность

  • » Block title

    » Block title

    » Block title

    Главная » Статьи » История. События и люди. » История. События и люди.

    Юань Шикай

     

    100 лет назад, 6 июня 1916 года, скончался первый президент Китайской республики Юань Шикай.

    О Юань Шикае материалы из газет и журналов 1916 года.

    Во всех материалах по старым газетам и журналам сохранена стилистика и орфография того времени (за исключением вышедших из употребления букв старого алфавита).

     

     

    К кончине Юаншикая

     

    23-го мая в Пекине скончался первый президент Китайской республики Юаньшикай. Покойный был человеком недюжиннаго ума. Отличительными чертами его характера являлись — ненасытное честолюбие и неразборчивость в средствах это честолюбие удовлетворить.

    Кульминационным пунктом поистине  головокружительной карьеры Юанишикая явилось избрание его 2-го января 1912 года президентом Китайской республики.

    Его попытка навязать себя Европе и Китаю в качестве новаго императора Китая не увенчалась успехом.

    ***

     

    Телеграф принес сообщение из Пекина о смерти президента Китайской республики Юаншикая. Острый, затянувшийся под шум мировой войны, кризис в Китае 6лизился к своему концу, весьма печальному для Юаншикая. Власть, судя по последним известиям, решительно ускользала из рук этого кроваваго президента, и смерть лишь завершила события, освободив президентское кресло.

    «День» всего за несколько дней до известия о смерти, президента, откликаясь на кризис в Китае, освещает роль  Юаншикая в развитии агитации в пользу возстановления монархии. Газета указывает, что в настоящее время уже не подлежит никакому сомнению: агитация всецело была организована Юаншикаем.

    Монархическая кампания была открыта Юаншикаем циркуляром от 30 августа 1915 г., в котором губернаторам рекомендовалось предложить вверенному им населению адресовать петиции к центральному правительству об учреждении монархии. Когда этот номер был выполнен местными властями, оне получили новое поручение из Пекина: Юаншикай созвал выборныя коллегии, которыя предназначались для того, чтобы оформить «волю» народа. Опасаясь, что воля народа все-таки может быть «извращена», Юаншикай разослал губернаторам длиннейшую инструкцию о том, какия меры следует принять, чтобы состав коллегий получился достаточно надежный.

    В это самое время державы согласия, опасаясь смуты в Китае, продиктовали честолюбивому президенту о необходимости повременить с осуществлением его мечты. Тогда из Пекина снова шлют циркуляр губернаторам.

    На этот раз им поручается особенно деликатная миссия. Объяснив, что «некая держава»—она не названа в циркуляре, но очевидно, что это—Япония,—вместе с Россией и Англией рекомендует задержать на время движение в пользу восстановления монархии, циркуляр доводит до сведения губернаторов, что китайское центральное правительство не согласно с доводами держав относительно возможности беспорядков в стране. Но так как игнорировать волю держав все-таки нельзя, то губернаторам ставится на вид, что, если все провинции единодушно будут апеллировать к главе государства, тогда иностранцы поверят, что движение исходит от народа, а не организовано правительством, и тогда державы перестанут сопротивляться.

    Расчет не оправдался, так как революционное движение разрослось сверх всяких ожиданий, а финансы Юаншинкая оказались в слишком плохом состоянии, чтобы он мог справиться с восстанием.
    Юаншикаю ничего не оставалось, как пойти на соглашение с инсургентами. Он принял предложение нанкинскаго губернатора Фен-куочанга устроить в Пекине совещание из представителей провинций для урегулирования вопроса о составе высшаго правительства.

    Было очевидно, что эта последняя попытка удержаться у власти успеха не имела бы. Смерть,—о причинах ея пока ничего не известно,—помешала занести на страницы истории Китая близившуюся трагедию развенченнаго народом владыки.

    Нет сомнения, что со смертью Юаншикая Китайскую республику не покинут тяжкия испытания, кроющияся в самом незрелом строе народно-хозяйственной и социальной жизни страны.

    ***

     

     

    Большой государственный ум Китая ушел на вечный покой. Вряд ли в какой-либо еще стране за последнее десятилетие смерть сановника, стоящаго у кормила правления, имела такое решающее значение на ход жизни в стране, как будет иметь смерть Юаншикая.

    В странах с современным укладом, экономической жизни уход того или иного государственнаго деятеля теперь уже не может иметь, в силу понятных причин, значение государственнаго переворота. Совсем другое наблюдается в странах культурно-отсталых, еще окутанных флером феодализма. Там воля одного лица, облеченнаго полнотою власти, доминирует и может направлять все течение государственной и общественно-политической жизни страны по тому руслу, которое это лицо считает более подходящим, иногда такая сановная воля может на долгое время крепко сковать самодеятельность всей страны.

    К таким отсталым странам принадлежал до последняго десятилетия Китай. Юаншикай, обладая по натуре сильной волей и не менее сильным умом, приобрел свою государственную мудрость еще тогда, когда Китай в малой степени или почти вовсе не был затронут европейской культурой и не воспринял ея новых форм. Тогда, при старом порядке и старой государственной школе выковался дипломатический ум и выработался государственный опыт Юаншикая. В те времена незамысловата была эта государственная мудрость и основывалась, главным образом, на том, что весь ход жизни страны и развитие ея духовных и материальных сил всецело зависят от жизни двора и государственнаго навыка правящих лиц.

    Но время делало свое, и Китай, несмотря на свои «стены», не остался в стороне от общаго прогресса. Торговля и промышленность с каждых годом все более и более развивались, европейский капитал охватывал там все большия пространства, занося попутно собственные вкусы и понятия, китайцы все ближе и теснее стали соприкасаться с Европой, в особенности торговый класс, а среди молодежи за последнее десятилетие наблюдалось сильное движевие за границу в целях получения образования, и возвращающиеся на родииу привозили вместе с «новой грамотой» и новыя понятия общественности.
    Традиции стараго Китая постепенно начали отмирать, и новыя семена, принесенныя веяниями с Запада, пустили незаметно крепкие корешки в почву новаго Китая...

    Никто из государственных мужей не замечал надвигающейся грозы и не усматривал в этих переменах опасности старому строю. Царствующая династия ничуть не тревожилась и по своей косности не придавала значения проявляющемуся духу свободолюбия и прогресса. Лишь один Юаншикай опасливо посматривать на упорно развивающуюся новую жизнь Китая, и осторожный ум его с самаго начала предвидел возможность будущих осложнений.

    Понимая, что, не дав своевременно малаго, потом придется сразу пожертвовать многим, Юаншикай неоднократно указывал императорскому дому на необходимость реформ, за каковыя указания не раз подвергался опале. Правда, там вскоре же учитывали необходимость его присутствия при дворе и в нужную, критическую минуту всегда призывали обратно. Но жизнь шла другим темпом, и, когда последний раз манчжурская династия призвала Юаншикая на помощь, то и ему, этому умному и лукавому консерватору, не осталось больше ничего, как рекомендовать династии отказ от престола.

    Мы не будем останавливаться на общем ходе революционнаго движения в Китае, так как наша цель выяснять лишь отношение Юаншикая к прогрессу государственнаго строительства Китая и определить результаты его деятельности. К сожалению, ограниченность места в газете не позволяет детальнее остановиться на этом, и я принужден быть по возможности кратким.

    Ниспровергнув манчжурскую династию и учитывая различныя течения китайской общественной мысли, а также понимая общую неудовлетворенность всего населения Китая, Юаншикай на первых порах несколько растерялся. Но это было очень недолго, и он, облекшись в тогу спасителя отечества, вскоре принял на себя диктаторство в стране. Содействуя отказу от престола манчжурской династии, Юаншикай думал этим успокоить народ, незаметно задавить движение, идя навстречу желаниям населения, но, быть может, именно тогда-то и зародилась в нем мечта увидеть китайскую корону на собственной голове. Но неугомонный Юг отрицал и его диктатуру и по-прежнему предъявлял притязания на полную свободу и самодеятельность страны. Революция росла, и республиканское движение, во главе с Сун-Ятсеном, принимало все более и более широкие размеры. Это время было самым трагическим в жизни Юаншикая.

    Консерватор в душе, он принужден был, скрепя сердце, хотя бы для видимости, хотя бы на время, признать республику. Но, не желая отказаться от своей мечты о короне, он направил весь свой ум и все свои силы на то, чтобы затянуть возможно дольше время и довести страну до такого состояния упадка и растерянности, чтобы она сама, в отчаянии, потянулась под его диктатуру и возложила на него корону императора.

    Таким образом, бегло обозревая всю государственную деятельность покойнаго Юаншикая, мы наблюдаем в ней два фазиса. В первый, дореволюционный период Юаншикай был, несомненно, умеренно-прогрессивных убеждений и довольно здраво оценивал ход событий государственной и общественной жизни страны. Во второй, послереволюционный, республиканский период Юаншикай, отуманенный неограниченной властью, незаметно, быть может, для себя воспринял психологию тех же деспотов-монархов, которых он несколько лет тому назад сам же убеждал в необходимости подчиниться требованию времени и сойти со сцены.

    Как ни был умен и дальновиден Юаншикай, но самому себе он, как видно, не был в состоянии давать такие же ценные советы, какие давал он манчжурской династии. Власть сгубила Юаншикая, и, не будь он ослеплен ею,—не пролилось бы столько крови внутри Китая и не задержалась бы так сильно умственная, общественная и политическая жизнь страны в своем развитии.

     

    Еще по теме


     

     

    Категория: История. События и люди. | Добавил: nik191 (08.06.2016)
    Просмотров: 84 | Теги: Юань Шикай | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    » Block title

    » Яндекс тИЦ
    Анализ веб сайтов

    » Block title

    » Block title

    » Block title

    » Статистика

    » Block title
    senior people meet contador de visitas счетчик посещений

    » Информация
    Счетчик PR-CY.Rank


    Copyright MyCorp © 2016
    Бесплатный хостинг uCoz