nik191 Четверг, 23.11.2017, 14:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1499]
История искусства [170]
История науки и техники [182]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История. События и люди.

Два взгляда на крушение "Титаника"

 

Расследование обстоятельств гибели пассажирского лайнера "Титаник" начались вскоре после того, как он затонул 15 апреля 1912 года. Ошибки капитана и членов экипажа "Титаника", массовая гибель пассажиров III класса, действия капитана корабля "Калифорниан" вызвали наибольшие подозрения как у американских, так и у британских следователей.

Расследование подкомитета сената США

От американской стороны расследование причин гибели "Титаника" взял на себя следственный подкомитет американского сената во главе с сенатором от штата Мичиган Уильямом Олденом Смитом. Расследование продолжалось 37 дней, были допрошены 82 свидетеля, расходы составили 2385 долларов.

Первым свидетелем, дававшим показания, стал директор-распорядитель пароходной компании "Уайт Стар Лайн" Джозеф Брюс Исмей. На допросе Исмей сообщил, что, хотя максимальная скорость судна определялась 78-80 оборотами винта в минуту, ни разу в течение плавания его скорость не превышала 75 оборотов. Исмей также отверг обвинение, что он каким-то образом вмешивался в полномочия капитана судна.

Затем был допрошен второй помощник капитана "Титаника" Чарлз Герберт Лайтоллер – один из старших офицеров, которому удалось пережить катастрофу. Лайтоллер отрицал, что ему было известно о том, что "Титаник" идет в район дрейфующих айсбергов. Когда сенатор предложил ему ознакомиться с копией радиограммы, которую "Титаник" получил с парохода "Америка" и передал американскому Гидрографическому управлению, Лайтоллер дал уклончивый ответ. Он заявил, что какие-то радиограммы были получены, но он не может сказать точно, были ли они от "Америки" или от какого-либо другого судна. Однако заметил, что о предостерегающих сообщениях он говорил на мостике с капитаном Смитом 14 апреля днем, и второй раз - за два с половиной часа до столкновения.

Четвертый помощник капитана "Титаника" Джозеф Боксхолл не знал не только о радиограмме "Америки", но даже и о других настойчивых предостережениях, поступивших на "Титаник" в тот день и вечером перед катастрофой. В показаниях Боксхолла впервые прозвучало упоминание о "таинственном" судне, огни которого виднелись недалеко от "Титаника", когда с его палубы уже спускали спасательные шлюпки. Боксхолл подробно рассказал, как пускали ракеты, чтобы привлечь внимание судна, как ему сигнализировали прожектором. Он отметил, что огни совершенно определенно видел и капитан Смит, поэтому ссылки на мираж исключаются. А поскольку были видны два топовых огня (в 1912 году небольшие суда несли только один белый топовый огонь), речь могла идти о крупном судне. Заявление Боксхолла об этом судне подтвердили двое: матрос первого класса Джон Булли и стюард Альфред Кроуфорд.

Также были допрошены капитан судна "Калифорниан" Стэнли Лорд и два члена команды. По итогам допроса сенатор Смит и его коллеги пришли к выводу, что на "Калифорниан" видели восемь ракет, то есть столько, сколько выпустил с тонущего "Титаника" четвертый помощник Боксхолл; капитана "Калифорниан" совершенно определенно дважды поставили в известность о ракетах, а возможно, и трижды, но он лег спать в штурманской рубке и отдал вахтенному офицеру единственное распоряжение – продолжать попытки установить связь с судном, находившимся в пределах видимости. И, что самое важное, он не приказал разбудить радиста, чтобы тот выяснил, что же, собственно, происходит.

То, что случилось 14 апреля 1912 года в 23 часа 40 минут в Северной Атлантике, для многих остается загадкой. В эту ночь крупнейший в мире на тот момент пассажирский лайнер "Титаник" столкнулся с айсбергом, в результате чего затонул. Однако эта версия часто подвергалась сомнению. Поговаривают даже, что пароход затонул вовсе не из-за столкновения с айсбергом…

Один из главных вопросов, на который пытался найти ответ в ходе следствия сенатор Смит, – судьба пассажиров III класса. Показания второго помощника капитана Лайтоллера, других офицеров и ряда членов команды совпадали: для пассажиров третьего класса не было никаких ограничений при посадке в спасательные шлюпки. Однако показания некоторых пассажиров говорили об обратном. Так, путешествовавший первым классом американский писатель Арчибальд Грейси утверждал, что уже после того как все спасательные шлюпки были спущены на воду, из трюма "Титаника" на шлюпочную палубу выбежало огромное количество людей.

Сенатору Смиту удалось найти троих выживших пассажиров третьего класса. Однако никто из них не подтвердил информацию о том, что проход на верхние палубы был перекрыт. В итоге следователи пришли к выводу, что многие пассажиры третьего класса погибли из-за собственной нерешительности и незнания английского языка.

По итогам расследования Следственный подкомитет пришел к выводу, что степень подготовленности команды была недостаточной, а дисциплина сильно запущенной, поэтому в критический момент абсолютная неготовность к действиям парализовала экипаж. Уильям Смит обвинил британское министерство торговли, которое своими инструкциями и формальными проверками в значительной мере способствовало ужасающим последствиям катастрофы. В отношении капитана "Титаника" Эдварда Джона Смита он сказал, что те, кто его хорошо знал, вынуждены не с возмущением, а с сожалением обвинить его в преувеличенной самоуверенности и нежелании уважать неоднократные предостережения коллег. Критические слова сенатор высказал и в адрес первого помощника капитана Мэрдока, который, стремясь предотвратить столкновение, изменил курс, что, собственно, и привело к столкновению с айсбергом и трагическим последствиям. Далее Смит отметил еще целый ряд ошибок: не была объявлена общая тревога, не были собраны судовые офицеры, организация эвакуации пассажиров была крайне плохой, спасательные работы из-за низкой дисциплины членов команды были начаты не сразу. Смит резко критиковал положение, в результате которого пассажиры III класса не были своевременно оповещены о масштабах опасности, а когда они поняли, как обстоят дела, большая часть спасательных шлюпок была уже в море. Он подчеркнул, что шлюпки были спущены на воду полупустыми, не были снабжены компасами, только в трех из них имелись фонари.

Сенатор Смит процитировал дополнение к статье 2 Брюссельской конвенции, обязывающее капитанов судов оказывать помощь терпящим бедствие, и вынес свой приговор капитану Стэнли Лорду: "Действия капитана "Калифорниан" требуют применения самых суровых мер со стороны британского правительства и владельцев этого судна".

Что касается Джозефа Брюса Исмея, сенатор не решился поставить его на одну доску с капитаном Смитом. Сенатор объективно коснулся и тех обстоятельств, которые были в пользу Исмея: его действий при спуске спасательных шлюпок и вторичного предупреждения об угрожающей опасности. Смит сказал, что генерального директора можно обвинить лишь в самом факте его присутствия на судне, что подсознательно побуждало капитана к тому, чтобы "Титаник" шел с более высокой скоростью.

Смит высоко оценил действия капитана "Карпатии" Рострона и предложил сенату, чтобы обе палаты конгресса приняли постановление рекомендовать президенту Соединенных Штатов вручить Артуру Генри Рострону Медаль чести – высшую награду за мужество, которую может вручить американский конгресс. Сенат проголосовал за это предложение.

Британская следственная комиссия

23 апреля 1912 года председатель палаты лордов на основании соответствующих законных предписаний поручил лорду Мерси возглавить специальную комиссию по расследованию морских катастроф. 2 мая комиссия Мерси начала заседания в зале Скоттиш-Холла в лондонском Вестминстере. Работа комиссии продолжалась до 30 июня. Было проведено 37 открытых заседаний, заслушано 97 свидетелей. Расходы комиссии составили 87 500 долларов. В начале расследования в первую очередь были допрошены те, кто в ночь гибели "Титаника" нес вахту: помощники капитана, механики, вахтенные матросы и кочегары.

Совершите виртуальный тур по знаменитому Титанику (Кликните на изображение для начала виртуального путешествия)

В отличие от американского расследования, комиссия Мерси сосредоточилась в основном на проблемах мореплавания и навигации и гораздо меньше внимания уделила человеческим аспектам катастрофы. Само столкновение с айсбергом, характер повреждения судна, процесс его постепенного погружения – все это анализировалось до мельчайших подробностей, как и вопросы, связанные с конструкцией "Титаника", его общим оснащением, спасательными средствами, приказаниями капитана, скоростью судна, его курсом и прочее. Это объяснялось прежде всего тем, что, с одной стороны, сама следственная комиссия, за исключением лорда Мерси, состояла из специалистов-моряков, с другой – у Мерси, в отличие от сенатора Смита, была возможность вызвать и допросить лиц, которые могли судить обо всем этом со знанием дела.

Вы знали, что "Титаник" мог закончить свой поход уже сразу после отплытия от берега? Что не все четыре его трубы были рабочими? Что мест в спасательных  шлюпках даже теоретически не могло хватить на всех, что у матросов на наблюдательном пункте на мачте не было биноклей, а айсберг, с которым столкнулось судно, был "черным"? Достоверность собранных здесь фактов подтверждена в ходе расследований причин гибели "Титаника", а также свидетельствами многих выживших пассажиров и членов экипажа.

Первым допрашивали капитана судна "Калифорниан" Стэнли Лорда. Вопросы следствия преследовали цель доказать, что сигнальные ракеты, которые пускались с судна, находившегося вблизи "Калифорниан" в ночь с 14 на 15 апреля, не могли быть ничем иным, как сигналами бедствия, и пускать их могли только с "Титаника". Когда Лорд упомянул о том, что около одиннадцати часов ночи 14 апреля он заметил огни судна, шедшего с востока, это стало первым из решающих доказательств виновности капитана Лорда. "Титаник" столкнулся с айсбергом в 23.40, и Лорд признал, что судно, шедшее с востока (в том же направлении, в каком двигался к айсбергу "Титаник"), остановилось в 23.30.

Затем были допрошены члены команды "Калифорниан". Из показаний второго помощника капитана Герберта Стоуна комиссии удалось выявить два наиболее значительных факта: Стоун подтвердил, что видел восемь ракет, и что неизвестное судно скрылось из виду примерно в 2 часа 20 минут ("Титаник" выпустил восемь ракет и затонул в 2.20). Заключение комиссии было однозначным: наблюдаемым судном был "Титаник". Однако Стоун утверждал, что судно, находившееся в зоне видимости "Калифорниан", было небольшим, имело один топовый огонь, а сигналы, которые он видел, не были сигналами бедствия.

Существует несколько версий гибели лайнера – влияние человеческого фактора, слабая готовность «Титаника» к аварийным ситуациям, гибель от немецкой торпеды, и даже «проклятие фараонов» (в трюме корабля находилась древнеегипетская мумия). Есть и новая версия – пожар в угольном трюме судна

Как и в США, в Лондоне надеялись, что многое сможет прояснить допрос второго помощника капитана "Титаника" Чарлза Герберта Лайтоллера. Второй помощник стоял на позиции невиновности "Уайт Стар Лайн". Его доводы были столь убедительны, что члены комиссии отступили.

Брюса Исмея допрашивали в течение двух дней. Ему пришлось ответить на многие каверзные вопросы, и некоторые из них были весьма неприятны. Однако расследование в Лондоне оказалось для него несравненно более легким, чем в Соединенных Штатах.

В ходе лондонского расследования не был заслушан ни один из спасшихся пассажиров II класса. Показания дали лишь трое пассажиров I класса. Но они в основном старались оправдать свои действия и поступки в момент спуска на воду спасательных шлюпок и позже.

30 июля 1912 года лорд Мерси зачитал Отчет о результатах расследования обстоятельств гибели парохода "Титаник". По мнению Мерси, не было ни конкретного человека, ни учреждения, которые можно было бы обвинить в том, что они своими действиями способствовали самой грандиозной морской катастрофе.

По поводу действий капитана "Титаника" Эдварда Смита Мерси сказал, что тот допустил серьезные ошибки, но такие, о которых, учитывая прежнюю практику и прежний опыт, нельзя сказать, что они связаны с безответственностью. А если безответственность не установлена, то и капитана Смита обвинять нельзя.

Поведение офицеров и команды "Титаника" во время организации спасательных работ Мерси оценил следующим образом: "Свидетели меня убедили, что офицеры очень добросовестно выполняли свои обязанности, не думая о себе… Дисциплина пассажиров и команды во время спуска шлюпок также была на высоте, но организация могла быть лучше, и если бы таковое имело место, то, возможно, было бы спасено больше жизней".

В адрес Джозефа Брюса Исмея лорд Мерси сказал, что он не согласен с тем, что будучи генеральным директором судоходной компании, Исмей несет определенную моральную ответственность за случившееся и должен был оставаться на судне до самого конца.

Гибель большого числа пассажиров III класса лорд Мерси объяснил "большей неохотой пассажиров именно III класса покидать судно, их нежеланием расставаться со своим багажом".

В части заключительного отчета, касающегося судна "Калифорниан" и капитана Лорда, лорд Мерси сосредоточил все свое внимание на неблагоприятных для капитана утверждениях. В спорных же случаях, а таковых было множество, он присоединился к аргументам противников Лорда.



Источник: http://ria.ru/
Категория: История. События и люди. | Добавил: nik191 (15.04.2012)
Просмотров: 1693 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Новости дня

» Block title


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz