nik191 Вторник, 11.12.2018, 17:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1056]
История искусства [197]
История науки и техники [176]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История науки и техники

Торпедо, или подводные мины (1869 г.)

Торпедо, или подводные мины

 

В № 13 «Всемирной Иллюстрации», в статье «Защита берегов минами», мы представили исторический очерк употребления подводных мин, или торпедо; возвращаемся еще раз к тому же предмету, предлагая, в дополнение к сказанному, описание самих торпедо.

У правительства южных штатов, в начале восстания, не было флота, по крайней мере такого, который был бы в состоянии препятствовать блокаде их гаваней и рек и не допускать вторжения судов северян; этому не могли пособить и береговые укрепления, очень дурно устроенные.

Адмирал Феррагут доказал это, проникнув в устья Миссисипи со своим флотом, состоявшим большею частью из деревянных судов; поэтому южанам пришлось прибегнуть к другого рода защите своих вод и они стали устраивать, между прочим, подводные мины. Но сначала постройка торпедо шла неудачно, чему причиной были: недостаток нужных материалов, которых нельзя было получить, вследствие строгой блокады, а равно недостаток в искусных рабочих. Первыя морския мины были, вследствие этого, весьма несовершенны. Они воспламенялись с берега, при помощи сотрясения каната, прикрепленного к верхушке мины; это обстоятельство значительно ограничивало круг действия мин. Тогда прибегли к употреблению самовоспламеняющихся мин. Они состояли из чугунных цилиндров с конической вершиной и укреплялись на кольях, вбитых в дно. К верхушке приделывалась свинцовая трубка; корабль, проходя, задевал за трубку, наполненную взрывающими снарядами, и губил себя. Такая мина представлена на рисунке (фиг. I).

 

 

Читатель видит, что эти мины тожественны с минами Якоби, неудобство которых показано в вышеназванной статье № 13 «Всемирной Иллюстрации».

После этого прибегли к устройству мин по системе северо-американского бригадного генерала Рэйнса (Rаines), которыя оказались удачнее. Фиг. II и III представляют Торпедо Рэйнса сбоку и в разрезе.

 

 

Корпус этой мины состоит из снабженной внутренним воздушным приемником бочки, к обоим днам которой приставлено по деревянному конусу, частью для увеличения плавательной способности мины, частью для противодействия течению. В различных точках объемистой поверхности бочки находятся пробуравленные дырья, в которые вставляются металлические гильзы. В гильзы эти вставляется зажигатель, которого головка выходит из гильзы, а цилиндрическая часть достигает взрывающего заряда. Головка зажигателя состоит из легко от трения воспламеняющейся смеси, и защищена от воды тоненькой медной пластинкой. Проходящий корабль придавливает эту пластинку к головке зажигателя и таким образом происходит взрыв заряда.

Недостаток этой мины тот же, что и мины Якоби, именно опасность, представляемая ею для своих кораблей. Стало быть, эти мины можно ставить только в таких местах, где свои корабли не ходят, и они не годятся напр. при входах в гавань. Задача, следовательно, состояла в том, чтобы построить такие мины, которые, истребляя неприятельские суда, не вредили бы и не могли бы вредить своим. Это достигается тем, что заряд воспламеняется при помощи электричества и именно в ту самую минуту, когда неприятельский корабль находится над тем местом, где установлена мина.

 

 

Разумеется, для этого наблюдатели с берега должны знать точно положение мины, а это достигается следующим образом: на двух различных станциях на берегу находится по горизонтально лежащему, разделенному на градусы, кругу (а и Ь фиг. 4); в середине каждого круга утверждены подставки, с укрепленными на них, параллельно к делителю круга, подзорными трубами (f). В момент, когда погружается подводная мина, на нее направляются обе подворные трубы и замечается угол, образуемый их осью с нулем делителя. Ясно, что неприятельский корабль находится непосредственно над миной тогда, когда он стоит в точке пересечения продолжений осей трубок, и тогда-то производится взрыв при помощи электричества. Чем больше обе визирные линии приближаются к прямому углу, тем точнее может быть определено место мины, и на основании этого следует располагать станции.

Установка воспламеняющихся электричеством мин разнообразна, но главнейших способов два: американский, капитана Мори, и австрийский, барона фон-Эбнера. При первом способе, зажечь мину можно только с берега; второй имеет еще то преимущество, что мину можно зажечь не прежде, как когда вражеский корабль уже ударился о нее. Американский торпедо проще и дешевле, но зато ночью и во время тумана действия его весьма ограничены и, кроме того, он действует неверно на дальних расстояниях, если места наблюдения не образуют с торпедо возможно большего угла. Австрийский действует ночью и в туманную погоду, а равно и на дальних расстояниях, но устройство его сложнее, он дороже стоит и механизм его, при долгом стоянии в воде, портится, вследствие того, что растения и раковины наседают на его стержень (см. ниже), отчего не всегда удается зажечь мину.

Американский торпедо состоит из простого жестяного цилиндрического сосуда. Смотря по тому: укладывается ли он на дне, или плавает на известной высоте на якоре,— Торпедо снабжен, или нет, приемником с воздухом: в последнем случае, на его внешней стороне находятся, если есть течение, две наискось лежащие заслонки (фиг. 5).

 

 

Заслонки эти могут двигаться на известное пространство кверху, и течение, действующее против их наискось лежащих поверхностей, двигает корпус торпедо кверху, как ветер бумажного змея, отчего он постоянно находится почти в перпендикулярном над якорем положении. Без этой предосторожности, при приливах и отливах, мину относило бы футов на двадцать то в ту, то в другую сторону. А так как действие торпедо сильно только кверху и в стороны ограничивается пространством в десять, пятнадцать футов, то необходимо, чтобы он держался, по возможности, вертикально над якорем.

Торпедо соединяется со станциями, а эти последние между собой, проволокой. Когда эта цепь будет замкнута, то происходит воспламенение; это основывается на том факте, что если сильный электрический ток прерван непроводником, то в месте перерыва образуется искра. Оканчивающиеся в торпедо проволоки входят внутрь его, в воспламеняющийся патрон, который служит непроводником и стало быть в нем-то и образуется искра. На берегу, в местах наблюдения, проволоки обходят разделенные на градусы круги, но прерваны в известном месте и соединение их происходит, когда опускается рычаг h (фиг. 4). Это производится наблюдателем в тот момент, когда неприятельский корабль вступает в точку соединения визирных линий подзорных трубок и, таким образом, может находиться над торпедо только тогда, когда стоит на визирной линии обоих наблюдателей и воспламенение может произойти только в это мгновение.

Мина Эбнера, изображенная на фиг. VI и VII, также цилиндрична и делается из жести же. Наверху ее находится зубчатое колесо r, вал которого вставлен в мину и окружен жестяным футляром (s) с двойным дном (t t, фиг. VII). Нижняя часть вала отделена от верхнего изолирующим слоем и вторым изолирующим слоем вал разделен по длине на две, проводящия электричество, половины.

 

 

На нижнем краю изолированного вала, там, где он проходит сквозь верхнее дно футляра, прикреплены четыре стальные пружинные полосы а,Ь, с, d и латунная ручка е, как показано на фиг. VIII, и из нижней поверхности верхнего дна футляра выходят штифтики f, g, h, i, а также пружинный штифт k. На штифтах f и g висят на проводящей электричество проволоке патроны; к h крепко прикрепляется кабель, ведущий на берег; i и k проводят электричество в воду. Весь футляр, разумеется, непроницаем для воды.

Чтобы механизм пришел в движение, требуется, чтобы вражеский корабль ударился об один из стержней р (фиг. VI), которые подвижны, но до удара удерживаются к своем положении при помощи спирали. При первом ударе, стержень придавливается к соответствующему зубцу колеса г. Пока мина совершенно покойна, изолированный вал со стальными полосами сохраняет, относительно штифтов, положение, изображенное на фиг. VIII; при первом же ударе положение это изменяется в изображенное на фиг. IX, то есть стальные полосы а и с приходят в соприкосновение с соответствующими им штифтами, а латунная полоса е придавливает пружинный штифт k книзу. Вследствие этого замыкается электрическая цепь, но проволоки, на которых висят патроны, не вводятся еще при этом в цепь, и электрический ток сквозь воду идет к береговой батарее.


При увеличивающемся давлении, вал принимает положение, показанное на фиг. X, то есть полосы а и с пригибаются к соответствующим штифтам, латунная ручка е скользит за k, и полосы Ь и d приходят в соприкосновение с штифтами f и g. Таким образом, патрон вводится в цепь; ток идет к патрону, прерывается им и воспламеняет его, вследствие образования искры. Эти мины имеют то преимущество, что могут действовать ночью и в туманную погоду. В таком разе, в местах наблюдения цепь бывает всегда замкнута и торпедо тогда воспламеняется сам собою при ударе неприятельского корабля. Далее, величина визирного угла и отстояние Торпедо от берега не имеют никакого влияния на произведение взрыва в нужный момент, ибо неприятельский корабль одним своим соприкосновением может произвести взрыв. Но, как уже замечено выше, устройство такой мины сложно, дорого и подвижность выдающего стержня уменьшается, вследствие инкрустации при долгом стоянии мины в воде.


Заряд мин доселе состоял из пороха, в количестве от 25—1 000 фунтов; американские Торпедо, повредившие и уничтожившие до двадцати военных судов, в том числе 8 панцырных, заряжались обыкновенно 50—60 фунтами пороха. В последнее время делали опыты заряжения мин динамитом, нитроглицерином и хлопчатобумажным порохом, но опыты эти не привели ни к чему определенному.

Торпедо обыкновенно употребляются, как оборонительные средства, но применяли их и при нападениях, хотя в последнем случае они очень опасны для самих нападающих. Во время американской войны, были построены для этого особые суда, маленькие быстрые пароходики в 50—66 футов длины, которые глубоко сидели в воде, выставляясь из нее только на несколько дюймов; впереди этих пароходов, на подвижном шесте укреплялась подводная мина. Такой миной, ночью, был взорван североамериканский корвет Ноusatorie, но взрыв разрушил и самый пароходик, что повторялось и при других подобных случаях.

В Австрии теперь производятся изыскания над устройством Торпедо, которые могли бы самостоятельно двигаться под водою на далекое расстояние, по направлению к неприятельскому кораблю; таким образом торпедо явились бы страшным огнестрельным оружием. Об устройстве таких Торпедо покуда ничего точного не известно. Но и теперь уже торпедо играют важную роль в военном деле, и ни одна страна, которой приходится защищать берега и гавани, не может обойтись без них.

 

Фиг. XI показывает, как монитор натыкается на торпедо Рейнса и взрывается на воздух.

 

Всемирная иллюстрация, № 26 (21 июня) - с. 401-416.

 

 

 

Еще по теме:

Защита берегов минами (1869 г.)

Торпедо, или подводные мины (1869 г.)

 

 

 

Категория: История науки и техники | Добавил: nik191 (27.11.2018)
Просмотров: 49 | Теги: 1869 г., мина | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Новости дня

» Block title


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz