nik191 Вторник, 19.02.2019, 16:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1062]
История искусства [204]
История науки и техники [219]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История науки и техники

Мануфактурная выставка в 1870 году. Часть 11

 

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ МАНУФАКТУРНАЯ ВЫСТАВКА 1870 ГОДА

 

Часть 11

 

 

Машинный отдел и железное производство


I.


Главный отдел машин

 

Представляя читателям рисунок машинного отдела, считаем необходимым сказать несколько слов о машинах и исполнительных механизмах, занимающих видное место на выставке. Оставляя в стороне все то, что менее интересно, остановим внимание читателей только на наиболее выдающихся механизмах.

Прежде всего укажем на коленчатый вал, представленный на выставку адмиралтейским ижорским заводом. Этот вал, приготовленный для строящегося броненосного фрегата «Лазарев», замечателен по величине, правильности и чистоте отделки.

Интересен также аппарат для дистилляции морской воды, хотя, к сожалению, мы не можем судить, насколько этот аппарат в состоянии удовлетворить своей цели: дешевой и скорой дистилляции.

Главное артиллерийское управление представило на выставку замечательную коллекцию предметов своей специальности, начиная от материалов для приготовления пороха, капсюлей и проч. и кончая прекрасным ассортиментом пушек для полевой, горной, береговой и крепостной артиллерии. Здесь кстати будет упомянуть о станках для выделки гильз и поддонов к бумажному патрону. Станки эти, взятые на выставку из числа бывших в валовой работе петербургского патронного завода, замечательны по скорости и правильности работы.

Качество нашего железа, как мы заметили выше, не оставляет желать ничего лучшего и во многом превосходит железо английское, на стороне которого дешевизна, тогда как русское железо менее доступно по цене. Тут невольно рождается вопрос: возможно ли в ближайшем будущем удешевление продажной цены железа?

Для решения этого вопроса необходимо, хотя вкратце, указать на особенность нашего металлургического производства.

Самое резкое и наиболее бросающееся в глаза отличие отечественного металлургического дела от иностранного заключается в том, что наше производство ведется исключительно на древесном топливе, тогда как для иностранного употребляется каменный уголь. Эта особенность русского производства, кажущаяся на первый взгляд маловажной, существенно влияет на стоимость выработки железа. Если для казенных заводов пока еще не ощутителен недостаток древесного топлива, так как эти заводы располагают обширными лесными дачами, то нельзя сказать того же про частные заводы, которые уже в настоящее время нуждаются в топливе и для которых замена древесного горючего материала каменным углем существенно необходима и желательна.

Можно сказать, что пока для выделки железа наши заводчики не станут употреблять каменный уголь до тех пор нельзя ожидать удешевления производства железа. Конечно, есть немало других обстоятельств, изменение которых будет полезно для развития металлической промышленности, тем не менее указанная нами необходимость замены древесного топлива минеральным весьма существенна.

Определив причины дороговизны нашего железа, посмотрим, насколько возможно ожидать увеличения размеров производства, так как количество добываемого железа далеко не удовлетворяет потребностям в этом металле. В настоящее время кроме русского железа употребляется в значительном количестве железо английское, имеющее на своей стороне, как мы сказали, дешевизну, а следовательно и большую доступность.

Есть много случаев в технической практике, в которых не требуется от железа хороших качеств, так например, когда металл не будет подвергаться сильному трению, тогда употребление английского железа весьма выгодно; что же касается до случаев, при которых железо будет подвергаться усиленному трению или толчкам, тогда русское железо незаменимо. Из представленных нами случаев употребления железа хорошего и среднего качества ясно, что в будущем нашей железной промышленности предстоит выработка обеих сортов железа. Каменного угля и железной руды в различных местностях России весьма достаточно, и потому производство средних сортов железа, в которых так сильно нуждается в настоящее время русская промышленность, будет вполне обеспечено.

Настоящая мануфактурная выставка богата изделиями металлической промышленности, и экспонентов этого отдела, сверх ожидания, явилось много. Кроме частных заводов, в выставке приняли участие почти все казенные заводы; из представленных образцов металлической промышленности наибольшего внимания заслуживают заводы морского ведомства: Ижорский в Колпине и Обуховский в Петербурге.

Замечательны также пушечные изделия пермских заводов, техника которых доведена до замечательной степени совершенства. Что касается до частных горных заводов, то первое место из них и на нынешней выставке осталось за Тагильским заводом П. П. Демидова.

Следует также упомянуть о заводах Н. И. Путилова, которые в самое короткое время заняли одно из почетных мест в производстве рельсов. Главная заслуга этой фирмы заключается в перекатке старых рельсов с наваркой стальной головки. Впрочем, обзору заводов Н. И. Путилова, будет посвящена особая статья.

 

1870, Приложение «Мануфактурная выставка 1870 г.» №№ 11-12,

Всемирная иллюстрация.

 


Выставка заводов Н. И. Путилова

 

 

Если, как уверяют специалисты, производство железа сделало быстрые успехи в последнее время и если ему предстоит еще более блестящая будущность, то нет сомнения, что потомство с признательностью отнесется к одному из наиболее предприимчивых и энергических деятелей на поприще железнозаводского дела в России, Н. И. Путилову, произведения заводов которого занимают одно из видных мест на нынешней выставке, по чрезвычайно удачной и красивой их установке, главное же по их чрезвычайно высоким качествам, не признавать которых—значило бы выказать явную несправедливость или личное нерасположение к производителю.

Само собою разумеется, что мы далеки от того, чтобы ставить все произведения заводов г. Путилова выше всех предметов того же рода, находящихся на выставке, но, во всяком случае, многие из них, например образцы чугуна, бессемеровой стали, рельсов, между которыми рельсы со стальными головками составляют изобретение экспонента, нашедшее себе поклонников между специалистами железнодорожного дела, образцы чугуна обезуглероженного по способу г. Путилова, наконец огнестрельные снаряды из разного рода чугуна и стали занимают самое почетное место на выставке.

Не останавливаясь на подробном описании наружного вида выставки, который вполне воспроизведен на прилагаемом рисунке, мы считаем необходимым, сделав краткий перечень выставленных заводом г. Путилова предметов, сказать несколько слов о деятельности г. Путилова, как заводчика, а главное о заслугах его на поприще рельсового производства, которое должно иметь в России самую лучшую будущность.

Выставка устроенная г. Путиловым имеет двоякий интерес; с одной стороны, она дает очень верное понятие о способах и различных усовершенствованиях обработки железа на заводах экспонента, с другой — может быть весьма поучительной для специалистов, так как она заключает в себе между прочим весьма интересную коллекцию различной степени закалки чугуна и образцы кристаллизации быстро охлажденного чугуна, не говоря уже об образцах рафинирования чугуна для снарядов, по способу г. Путилова.

Строгие критики конечно найдут возможность указать на недостатки образцов мелкого чугунного литья и металлических принадлежностей вагонов, но производство и тех и других предметов не составляет специальности заводов г. Путилова, а потому слишком строгое суждение о них не может иметь места, тем более, что выставленные образцы других производств едва ли оставляют желать чего-нибудь лучшего.

Выставленные образцы финляндских озерных руд, служащих исключительным сырым материалом для финляндских заводов г. Путилова, выказывают, как нельзя более, ту важную заслугу экспонента, что ему принадлежит честь развития железного дела в Финляндии, так как до устройства его заводов, в Финляндии не обрабатывали чугуна в железо, и оно, в незначительном сравнительно количестве, добывалось непосредственно из руд в продувных печах прежней системы.

Из финляндских заводов только заводы Арне и Громова доставляли чугун в больших количествах на петербургский рынок; главные же массы железа доставлялись в Петербург из Сибири.

В 1857 году г. Путилов, занимаясь сооружением паровой флотилии и чувствуя недостаточность железа в Петербурге, возымел удачную мысль заняться железным производством в Финляндии, для чего и приобрел чугунно-плавильный завод «Ханакоски» от фирмы Голсенберг и Бойе в С. Михельской губернии; в то же время он немедленно приступил к постройке в той же губернии железоделательного завода, известнаго теперь под названием «Екатерининского Путилова завода».

Завод этот, оконченный в 1858 году, действует паровыми машинами в 200 сил и водяными колесами в 50 сил и имеет доменную печь с двумя воздуходувными машинами, две вагранки, 9 пудлинговых печей, 3 сварочные, 3 вальцевальни, 3 паровых молота, кузницу, механическую и модельную мастерские. Кроме того при заводе имеется больница и школа. В 1868 году построен третий завод «Орави» и в настоящее время строится четвертый близ г. С. Михель; в северной же части Финляндии и округа Рауталимби предполагается постройка пятого чугунно-плавильного завода.

Руда, на которой действуют все заводы г. Путилова, добывается со дна 385 озер, простирающихся на 500 верст к северу от Вильманстранда до Каиенны; вся площадь, занятая озерами, равняется 50,000 кв. верст. Обилие озерных руд дает возможность не пользоваться луговыми и болотными низшего качества и содержащими примеси фосфора и серы.

Суточная выплавка чугуна на трех действующих заводах г. Путилова равняется 1250 пудам, т. е. доходит до 450,000 пудов в год. Чугун этот вследствие высокого качества озерных руд признан был превосходным в 1865 году, кораблестроительным департаментом, когда чугун заводов г. Путилова служил материалом для выделки брони на адмиралтейских Ижорских заводах для вновь строившихся броненосных судов, вследствие недостаточной производительности казенных горных заводов.

Высокое достоинство чугуна послужило г. Путилову основанием для остановки производства железа и для преимущественного употребления чугуна на пудлингование стали, которая по своей мягкости, не уступающей мягкости железа, превосходит последнее при употреблении ее в тех случаях, когда требуется большее сопротивление разрыву и трению.

До 1867 года финляндские заводы г. Путилова доставили адмиралтейству до 800,000 пудов железа, до 60,000 пудов пудлинговой стали для «Обуховского» сталелитейного завода и до 300,000 пудов железа для частной торговли. В 1867 году г. Путилов занялся рельсовым производством и с тех пор почти все выделываемое на его заводах железо идет на выделку рельсов. Ежегодно на рельсовый завод доставляется с финляндских заводов до 300,000 пудов пудлинговой стали, употребляемой на изготовление стальных рельсовых головок, на выплавку чугуна для бессемерования и изготовление мелкосортного железа для рельсовых скреплений.

Пользуясь ограниченным местом на страницах журнала, мы, к сожалению, должны удержаться от подробного описания деятельного участия г. Путилова при основании «Обуховского» сталелитейного завода и трудов его по усовершенствованию способов отливки стальных орудий, образцы которых находятся на выставке и будут описаны в свое время в нашем журнале.

Необыкновенно быстрое у нас, в последнее время, развитие железнодорожного дела внушило г. Путилову весьма верное предположение, что на железных дорогах со временем должно накопляться чрезвычайно большое количество старых рельсов, сбыт и переделка которых может доставить значительные выгоды, как потребителям, так и заводчикам.

Вследствие этого г. Путилов предложил правительству готовность заняться изготовлением рельсов. По обсуждении этого предложения в правительственных сферах, департамент железных дорог заключил с г. Путиловым контракт в июле 1864 года, по которому г. Путилов в течение семи лет, начиная с 1870 года, обязался поставить до 2.800,000 пудов рельсов. Но неожиданное истощение запаса рельсов на Николаевской железной дороге уже осенью 1867 года, вследствие поломки английских и бельгийских рельсов, внушило г. Путилову мысль предложить правительству заключить с ним новый контракт на поставку со дня утверждения заказа через 18 дней, по 5,000 пудов рельсов в сутки, всего 600,000 пудов, для чего был приобретен упраздненный в то время завод г. Огарева.

Один из главных недостатков рельсов, изготовлявшихся на заводе г. Огарева, была мягкость головок, для устранения чего г. Путилов предложил употреблять на изготовление головок пудлинговую сталь; опыты над сваркою железа с пудлинговой сталью уже не раз были производимы за границей, при чем всегда получались неудовлетворительные результаты; потому нет ничего удивительного, что предложение г. Путилова возбудило сильное недоверие в компетентных лицах.

Произведенные опыты над сваркой железа и стали превзошли все ожидания и разъяснили сомнения относительно успешного разрешения этой трудной задачи. Весь заказ рельсов в 600,000 пудов выполнен был по этому способу и затем сделан был тотчас же новый заказ, также на Николаевскую железную дорогу, на 400,000 пудов рельсов.

Вслед за этим на Варшавскую и Московско-Курскую дорогу также были сделаны заказы рельсов со стальной головкой, в 1.035,000 пудов. Все эти заказы уже выполнены. В недавнее время Главное Общество заказало еще 500,000 пудов таких же рельсов. Выделка этих рельсов на заводе г. Путилова доведена в настоящее время до того, что прокатываются рельсы почти двойной длины, как это видно по выставленным на выставке двум образцам, имеющим до 43 футов длины. Для придания еще большей прочности своим рельсам, г. Путилов стал подвергать их закаливанию.

Прочность сварки стальной головки с железной частью рельсов такова, что, по отзыву русского технического общества, на 1.000,000 пудов поставленных рельсов приходится менее 50 случаев отставания стальной головки и то на весьма незначительной длине. В пользу превосходства рельсов г. Путилова говорит еще и то обстоятельство, что приобретенные министерством путей сообщения 55,000 пудов рельсов с прогаром, происходящим от излишнего нагревания стали, выдержали 2 года и 3 зимы на самых трудных местах Николаевской железной дороги, не подвергшись никаким значительным поломкам.

Удачный опыт сварки стали с железом на русском заводе, заставил и иностранные заводы снова заняться этим вопросом и в настоящее время рельсы со стальными головками начинают уже входить во всеобщее употребление.

До настоящего времени г. Путилов приобрел с Николаевской железной дороги до 5.000,000 старых рельсов, на сумму 2.150,000 рублей. В настоящее время оканчивается сдача четвертого миллиона пудов изделий на железные дороги.

На приложенном рисунке читатели видят изображение весьма красивой звезды, сделанной из рельсов со стальными, отполированными для красоты, головками; звезда эта составляет одно из лучших украшений выставки и обращает на себя внимание всех посетителей.

Так как рельсовый завод г. Путилова выделывает до 10 тысяч пудов рельсов в день, то понятно, что остановка работ вследствие поломки машин наносит огромный ущерб, и потому при заводе устроены ремонтировочные мастерские: литейная кузница, модельная и котельная. Так как содержание таких громадных мастерских, не всегда занятых ремонтной работой, было бы не производительной затратой капитала, то в них предпринята выделка металлических принадлежностей вагонов, локомотивов, железнодорожных инструментов, железных мостов и т. п. В последнее время, вследствие увеличения числа заказов, производство этих предметов так увеличилось, что потребовалось построить новую кузницу. Постройка эта произведена по системе Путилова из старых рельсов; модель этой кузницы находится на выставке.

Всего на заводах г. Путилова занято до 60 человек инженеров и мастеров и до 12,000 человек рабочих.

 

1870, Приложение «Мануфактурная выставка 1870 г.» №№ 13-14,

Всемирная иллюстрация.

 

 

 

Мануфактурная выставка в 1870 году. Часть 10

Мануфактурная выставка в 1870 году. Часть 12

 

 

 

 

Категория: История науки и техники | Добавил: nik191 (29.01.2019)
Просмотров: 36 | Теги: Выставка, 1870 г., мануфактурная | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Block title


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz