nik191 Вторник, 26.09.2017, 15:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1498]
История искусства [167]
История науки и техники [182]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История науки и техники

Битва за скорость. Часть 4. А. Вернер о проекте Эмиля Башле

Битва за скорость всегда была в центре внимания человечества. Очень хотелось как можно быстрее достичь цели, передвигаться из одной точки в другую за возможно меньшее время. К этому стремились все, а ученые создавали свои проекты, иногда по своей смелости превосходившие самые смелые фантазии.

Читая старые газеты, отыскал несколько статей 100-летней давности о двух таких ученых - французе Эмиле Башле (Emile Bachelet)  и профессоре томского технологического института Борисе Вейнберге, которые в начале ХХ века, когда и скорость в 100 км/час считалась запредельно высокой, мечтали и создавали проекты передвижения по земле со скоростью до 800 км/час.

Если Эмиля Башле на западе помнят, о нем пишут, снимают фильмы, то о Борисе Вейнберге практически не вспоминают. А ведь он своим проектом сверхскоростного способа передвижения даже обошел своего западного коллегу.

Именно поэтому хочу привести несколько статей из старых газет, посвященных разработанным этими учеными проектам скоростных железных дорог.

Первый рассказ был посвящен проекту Бориса Вайнберга «Движение без трения»,

второй - проекту Эмиля Башле «Летучий поезд».

третий - сравнению проектов Эмиля Башле и Бориса Вейнберга

Последний рассказ из этой серии посвящен впечатлениям лауреата Нобелевской премии Альфреда Вернера о работы Эмиля Башле.

 

А. Вернер

 

 В «Русском Слове» г. А. Вернер делится впечатлениями нового «чудесного изобретения» изобретателя Эмиля Башле, создавшего «Летучий поезд». Пока это еще модель, но несомненно, лет через двадцать станет обычною системою наших железных дорог. Изобретатель,—Эмиль Башле, француз по происхождению,— работал над нею более 25-ти лет в Соединенных Штатах. Теперь он привез свое изобретение в Лондон, где капиталисты обещают финансировать компанию для эксплуатации его привелегии.

 

Модель «Летучего поезда»  Эмиля Башле

Э. Башле, говорит г. Вернер, принял меня в своей «лаборатории». Это, собственно, большой зал с длинным столом, на котором стоит модель его системы. Представьте себе рельсовый путь; вдоль пути, между рельсами, поставлены катушки с сердечниками из железной проволоки. На рельсах стоит вагончик, весом приблизительно в один пуд. Изобретатель дотрагивается до выключателя,—и вдруг вагон поднимается на воздух и стоит над рельсами на высоте полудюйма.

Э. Башле предлагает мне придавить вагончик к рельсам. Оказывается, это требует огромного усилия: на вагон надо поставить груз в 2'/2 пуда, чтобы он опустился на рельсы. Когда нажимаешь на вагон, испытываешь впечатление, будто вдавливаешь в воду пустое ведро. Кажется, что между ним и рельсами находится слой жидкости или очень упругая пружина. Эта невидимая жидкость—эфир, приведенный электромагнитами в особое состояние; тот самый эфир, который переносит свет и передает на расстояние электрические и магнитные действия. Странное чувство овладевает вами: до сих пор эфир казался чем-то отвлеченным, какою-то математической фикцией, а тут вы можете ощупать его, чувствуете под руками его давление, ощущаете его, как упругое вещество...

Самое явление открыто не самим Башле. Кажется, его описал, лет тридцать назад, Томсон. Если через катушку электромагнита пропускать переменный ток, то куски таких металлов, как медь, алюминий, серебро, отталкиваются от сердечника катушки, а железо притягивается. Если вы на катушку поставите медный таз и пропустите ток,—он поднимается на воздух и будет стоять на некоторой высоте, зависящей от веса таза. Вы можете налить в таз воды,—он опустится, но все еще будет держаться на воздухе, будто держась на поверхности какой-то невидимой и очень тяжелой жидкости,—например, ртути. Железо притягивается такою катушкою с огромной силой, но если вы положите кусок железа на дно медной чашки, то он не будет уже притягиваться катушкой; наоборот, он оттолкнется от дна чашки; чашка будет держаться над катушкой, а железо будет как будто плавать на поверхности невидимой жидкости, заполняющей чашку.

Заслуга Э. Башле в том, что он показал, как можно применить это явление к железнодорожному делу. Он расположил такие катушки вдоль всего пути, при чем вагончик несет на себе род «троллея»—скользящий контакт, который по очереди включает в электрическую цепь одну катушку за другой. Таким образом, ток идет только по катушкам, над которыми проходит в данный момент вагончик. Этот же «троллей» позволяет питать током аппарат, служащий для тяги вагона. У Башле есть две системы тяги. В одной системе вагон движется вперед пропеллером вроде аэропланного; этот пропеллер приводится в действие электрическим мотором на вагончике. Другая система: вдоль всего пути поставлены «соленоиды», в форме тоннелей, из нескольких рядов изолированной проволоки; когда вагон подходит к такому тоннелю, по проволоке пробегает ток и тоннель сначала «всасывает» в себя вагончик, а потом выталкивает его чрез другой конец.

Эта последняя система позволяет вагончику двигаться с колоссальной скоростью: когда изобретатель нажал при мне рукоятку выключателя первого тоннеля,—вагон перелетел через весь стол по воздуху (над рельсами), как мяч, по которому ударили лаптой. Действительно, в системе Башле скорость вагона ограничена только сопротивлением воздуха,—нет ни трения о рельсы, ни трения в осях колес и подшипниках мотора. На основании опыта, изобретатель обещает, что скорость его «летучего поезда» легко может быть доведена до 480—500 верст, т.-е., что из Петербурга можно доехать до Москвы в 1 1/4 часа, до Баку—в 5 часов и до Парижа— в 10 часов.

Единственное неудобство системы, это—огромное число катушек, которые необходимо расставить по всему пути.

— Почему,—спросил я изобретателя,—нельзя сделать обратного, т.-е. поместить на самом вагоне несколько катушек, которые отталкивали бы вагон, от медной полосы, положенной вдоль пути?

—Vоus etes bien bon, monsieur! («Вашими бы устами да мед пить!»),—засмеялся Башле.—Это первая мысль, которая мне пришла в голову 25 лет назад. Но дело в том, что эти переменные токи чертовски нагревают катушку, потому что в сердечнике происходит явление «гистерезиса». Каждая отдельная катушка между рельсами действует только во время прохода над нею вагонетки, —всего несколько секунд,—и потом охлаждается до прихода новой. А когда катушки поставлены в вагоне, они действуют непрерывно и скоро накаляются докрасна.

 

До поры, до времени он намерен ограничиться постройкой железных дорог для перевозки только писем и почтовых посылок. По таким дорогам будут посылаться вагонетки с грузом не больше 2 1/2 пудов. По вычислениям изобретателя, верста такой дороги (считая, кроме постройки пути, еще и сооружение электрических станций,—по одной на каждые 160 верст) обойдется в 30 тысяч рублей. Между Петербургом и Москвою, например, дорога системы Башле стоила бы около 18-ти миллионов рублей. Эксплуатация дороги должна стоить очень дешево так как, из-за отсутствия трения, почти нет изнашивания частей. Что же касается расходов на ток, то, по вычислению изобретателя, потребление электрической энергии будет 8 киловаттов на пуд груза в час, или 30 киловаттов в час на каждый вагончик, несущий 2 1/2 пуда почтовых посылок и писем. В Англии это составит расход всего в 60 коп., так что пробег между Москвою и Петербургом, по английским ценам, обошелся бы всего в 75 к. с вагона.

Башле проектирует построить дорогу своей системы между Лондоном и Ливерпулем; она будет доставлять корреспонденции в 45 минут.

 

Еще по теме:

Битва за скорость. Часть 1. Профессор Борис Вейнберг и его «Движение без трения»

Битва за скорость. Часть 2. Эмиле Башле и его «Летучий поезд»

Битва за скорость. Часть 3. Эмиль Башле и Борис Вейнберг

Битва за скорость. Часть 4. А. Вернер о проекте Эмиля Башле

Категория: История науки и техники | Добавил: nik191 (09.06.2014)
Просмотров: 462 | Теги: скорость, Эмиль Башле, А. Вернер, движение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Новости дня

» Block title


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz