1916 год. Двадцатипятилетие Великого Сибирского пути - История науки и техники - История. События и люди. - Каталог статей - Персональный сайт
nik191 Четверг, 08.12.2016, 05:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1986]
История искусства [167]
История науки и техники [184]

» Друзья сайта
  • Хочу квартиру
  • Наши таланты
  • История и современность

  • » Block title

    » Block title

    » Block title

    Главная » Статьи » История. События и люди. » История науки и техники

    1916 год. Двадцатипятилетие Великого Сибирского пути

     

    Двадцатипятилетие Великаго Сибирскаго пути


    (Вопросы внутренней жизни)


    19-го мая (1 июня н.с.) 1916 года исполнилось 25 лет со дня закладки Великаго Сибирскаго пути. Далеко не все понимали тогда культурно-государственное значение грандиознаго предприятия. Идею его приходилось отстаивать и защищать от тысячи мелких нападок.

    Многие из русских интеллигентов судят об очередных вопросах общественной жизни вовсе не с государственной точки зрения; поэтому творческая государственная мысль часто встречает, в нашем обществе вместо горячаго сочувственнаго отклика придирчивую критику и отрицание. Так было и с проектом Великой Сибирской магистрали.

    Однако теперь, через четверть века, государственная необходимость соединения рельсовым путем Европейской и Азиатской России стала для всех очевидной и бесспорной истиной.

    На сооружение Сибирскаго пути были затрачены сотни миллионов рублей, но уже в первую же четверть века на всем протяжении Сибирской дороги выросли многомиллиардныя ценности в виде бесконечнаго ряда новых деревень, сел, кипящих жизнью больших городов.

    Мертвая тайга заселилась десятками миллионов переселенцев, русский земледельческий труд нашел безграничный простор диких степей, русская предприимчивость свила гнездо в новых, выросших со сказочною быстротою, городах. Сибирское земледелие по уровню своей культуры далеко опередило приемы крестьянскаго хозяйства в Европейской России.

    При всем обилии земель сибирские крестьяне перешли от экстенсивнаго к интенсивному хозяйству, завели при посредстве переселенческаго управления сельскохозяйственныя машины, в широких размерах развили скотоводство, устроили артельные масляные заводы и, не стесняясь пространством, вывозят в Англию на десятки миллионов рублей избытки сливочнаго масла.

    По напряженности и усиленной производительности труда, по широте делового размаха, по неукротимому свободолюбию население Сибири не даром называют русской Америкой. На необозримом просторе ея тундр и степей слагаются какия-то новыя формы русскаго общественнаго быта, вырабатываются типы деловых русских людей. Вольнолюбивый Ермак встал из гроба и продолжает свое великое государственное дело.

    Сибирская дорога довершает то, что зачато полулегендарным богатырем. Она дала могучий толчок к развитию огромной окраины и в первый момент как бы перенесла даже центр тяжести русской политической жизни с Запада на Восток. По своим размерам, по своим неисчислимым естественным богатствам, по неодолимой энергии населения восточная колония неизмеримо больше метрополии. Некоторое время, в медовый месяц первых увлечений дальневосточными перспективами, она грозила даже поглотить последнюю.

    Европейская Россия рисковала утонуть в Сибири. В моде были рассуждения на ту тему, что Россия, собственно говоря, государство больше азиатское, чем европейское, что ея главные интересы находятся не на западе, а на востоке, что ея территориальный рост и политическое развитие должны идти в сторону наименьшаго сопротивления, что Дальний Восток несравненно ближе ея сердцу, чем Ближний. Едва ли нужно пояснять, что в огромном большинстве случаев такие советы носили на себе незримое клеймо: „mаdе in Gеrmаnу". Однако некоторое время они властвовали в правящих сферах и успели толкнуть нас на крупныя политическия ошибки.

    Идея дальневосточнаго мессианства привела нас к печальному во всех смыслах столкновению с нашими нынешними друзьями и союзниками японцами, ни в малейшей мере не оправдываемому никакими реальными русскими интересами. Действительность доказала, что Сибирь может расти, развиваться и крепнуть без завладения Кореей, что при наших земельных богатствах никакия территориальныя приобретения на Востоке нам совершенно не нужны. Русский народ своим здравым национальным инстинктом ясно чувствовал, что дальневосточная борьба ведется не за насущные интересы России, а за чьи-то обманчивыя иллюзии, и относился к ней холодно и безучастно, приберегая всю свою энергию, все мужество и самоотверженность для нынешней борьбы на жизнь и смерть с вековым историческим врагом славянства.

    Одностороннее толкование России, как великой азиатской державы, умерло само собою. Утраченное на время равновесие политическаго самопонимания скоро вернулось к нам обратно. При первом натиске германцев на Сербию мы почувствовали, что Россия — не азиатская, а великая мировая держава, владычествующая над северо-восточной половиной всего материка от океана до океана, что она вмещает в своих пределах и Европу и Азию, и Запад и Восток.

    С момента восстановления временно утраченнаго политическаго равновесия Сибирская дорога уже не отвлекала нашу мысль и наши силы в бесконечныя дебри Дальняго Востока, но деятельно способствовала развитию их на богатой окраине для борьбы с могучим и опасным западным врагом. Огромная колония не поглотила политически свою метрополию, не обособилась духовно от нея, но явилась одной из самых ярых защитниц общаго отечества и сыграла в рассовой борьбе славян с немцами немалую роль. Боевая слава доблестных сибирских корпусов громко гремела в первый победоносный период кампании. В тяжелую годину войны, когда миллионы рабочих рук оторваны от земли, Сибирь обеспечивает Россию и русскую армию неисчерпаемыми запасами овса, хлеба, масла, скота, рыбы и проч. и проч.

    По Великой Сибирской дороге провозятся к нам из Америки и Японии орудия, снаряды, ружья, заводские станки, земледельческия орудия и т. д. Отрезанная огненной стеной от Европы, Россия сохранила в виде стальной линии рельс Сибирской дороги неразрывную связь с внешним миром. Страшно подумать, что было
    бы и в каком безвыходном положении очутились бы мы, если бы гениальная государственная предусмотрительность не обеспечила нам в глубоком тылу недосягаемых для противника путей сообщения с союзниками.

    В кровавые дни перваго юбилея всего ощутительнее чувствуется колоссальное государственное значение Сибирской дороги. Предусмотрительное проведение ея удесятерило военныя и культурно-экономическия силы России не только на Востоке, но и на Западе. Лучшим ознаменованием двадцатипятилетняго юбилея Великаго Сибирскаго пути будет предстоящий разгром немцев, в подготовке котораго две пары стальных рельс, соединяющих нас с Дальним Востоком, сыграли не малую роль.

     

     

    Категория: История науки и техники | Добавил: nik191 (01.06.2016)
    Просмотров: 66 | Теги: 1916 г., железная дорога, техника | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    » Block title

    » Яндекс тИЦ
    Анализ веб сайтов

    » Block title

    » Block title

    » Block title

    » Статистика

    » Block title
    senior people meet contador de visitas счетчик посещений

    » Информация
    Счетчик PR-CY.Rank


    Copyright MyCorp © 2016
    Бесплатный хостинг uCoz