nik191 Суббота, 21.10.2017, 15:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1498]
История искусства [169]
История науки и техники [182]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Танцы в Старом Петербурге. Часть 3 - 40-е годы XIX века

 

Окончание

Интересная статья попалась в журнале "Столица и усадьба" за январь 1915 года, посвященная истории танца в России. Надеюсь и вам она понравится.

Начало

Танцы в Старом Петербурге

Подошли 40-е года XIX века.

И как в наше время дебатировался вопрос о танго, так тогда задавались вопросом: "будут ли в С.-Петербурге танцевать польку?"

"Туристы наши, возвратясь домой,—писала "Сѣверная Пчела" в 1844 году,—не могут наговориться о польке. В Александринском театре г-жа Самойлова 1-ая восхищала, а г-жа Левкеева продолжает восхищать публику полькою; во французском театре также танцуют польку; m-llе Каролина публикует в газетах, что она нарочно приехала в Россию, чтобы обучить нас польке; все наши танцевальные учителя предлагают также свои услуги в этом деле и, наконец, мы и сами стали полькировать. На семейных танцевальных вечерах, в небольших собраниях у нас в С.-Петербурге уже полькируют, но все же полька не получила у нас права гражданства и неизвестно, будут ли полькировать на парадных балах в Дворянском собрании?”

Чем же вызывалась эта неизвестность? Для этого нужно познакомиться с объяснением "польки":

"Полька есть подстрочный перевод любви. Первая фигура, называющаяся прогулкою или променадом требует непременно кокетства, грации и скромности, это первое свидание двух любовников, внезапно встретившихся под аллеями парка". Туристы поэтому находили, что польку танцовать "неприлично", но туристы были побеждены и "наши композиторы принялись за изготовление полек".

Кожинский, капельмейстер Александринского театра, в зиму 1845 года написал 12 полек, в 1849 году вышла полька под заглавием "Полька Гостинный двор, Перинная линия".

Полька на время вытеснила вальс.

Как для польки в Петербурге появился специальный композитор Кожинский, так точно было и для кадрили:

"Наш композитор Лядов дарит музыкальную и танцующую публику новым французским кадрилем, достаточным замечания, потому что он, во-первых, написан Лядовым, а, во-вторых, что, называясь "память В. Н. Асенковой", кадриль этот составлен из любимых мотивов, петых, оплакиваемою нами, юною артисткою. Здесь вы найдете музыку из "Полковника старых времен", из "Узких башмаков", из "Полюбовной сделки", из "Сиротки Сусанны", из "Ложи 1-го яруса", даже из "Гамлета".

Помощью кадрили петербургская публика знакомилась с мотивами даже тех опер, которыя были запрещаемы из-за их сюжета к постановке на Императорской сцене.

„В музыкальном магазине Рихтера,—читаем мы заметку в 1836 году, поступила на днях в продажу французская кадриль из "Гугенотов", новой оперы Мейербера. До сих пор петербургская публика не слыхала ничего из сего творения, долженствующего заменить нынешнею зимою на всех балах и вечерах кадрили и вальсы из "Роберта".

К этому же времени относится появление на петербургском горизонте, приобревшего гораздо позднее такую большую и печальную известность своим "танц-классом", Марцинкевича.

Из книги—М. Magni. "Principes de chorégraphie". A Paris 1765. Под нотами помещено графическое изображение всего хода танца. Автор этой системы находил ее очень легкой - но в настоящее время она трудно объяснима.. .

 

Марцинкевич выступил в 1836 году с новым кадрилем "Lеs Grасеs", музыку для которого написал начинающий композитор Бернар.

Марцинкевич снабдил свою кадриль широковещательным объявлением. Один из восторженных поклонников этой кадрили, скрывшийся под буквами S. Z., убеждал других танцмейстеров пропагандировать эту кадриль, выражая уверенность, "что тогда фигуры танцев перешли б от нашего полюса на паркет парижский".

Еще одно маленькое примечание, имеющее некоторое отношение к литературе. В № 10 "Сѣверной Пчелы" за 1841 год находим небольшую заметку под заглавием:

"Любимая фигура мазурки".

"В "Пиковой Даме" Пушкина, помните ли — на бале во время мазурки, разговор насмешливого Томского с интересною Лизаветою Ивановною пресекают вопросом:    "oublі оu rеgrеt?".

Можем себе представить, как будут ломать себе голову комментаторы Пушкина в двадцатом, двадцать первом и следующих столетиях для объяснения этих трех простых слов в "Пиковой Дамѣ": "oublі оu rеgrеt?", значение и весьма загадочный смысл которых, теперь растолкует вам всякий танцующий. Это просто любимая фигура в мазурке.

***

"Плясобѣсіе"- в Петербург, царившее почти все царствование Императора Николая I, возобновилось еще раз в начале 60-х годов, в эпоху "великих реформ".

"Танцуют в Коломягах, — читаем мы газетную заметку того времени,—в саду графа Орлова-Денисова, в Стрельне у Огюста, в Старой Деревне и в вокзале на Петровском острове, который в хореографическом отношении приобрел наибольшую известность".

Везде, всюду устраивались публичные балы, и как некогда минуэты с их грациозными, поэтическими поклонами, "польские" с их торжественным шествием под звуки "Гром победы раздавайся", сменялись кадрилями на мотив из "Гугенот" или "Роберта", вальсами и польками Кожинского и Лядова, так и последние на публичных балах 60-х годов заменились последним криком моды —канканом.

"Канкан", самый бесшабашный, самый откровенный канкан, хотя не надолго, воцарился в Петербурге...

 

Еще по теме:

Первый балет. 1581

История балета

Русский сезон в Париже 1914 г.

Танцы в Старом Петербурге. Часть 1 - во времена Петра I

Танцы в Старом Петербурге. Часть 2 - при преемниках Петра I

Танцы в Старом Петербурге. Часть 3 - 40-е годы XIX века

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (18.01.2015)
Просмотров: 800 | Теги: история, Танцы, 19 век | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Новости дня

» Block title


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz