nik191 Среда, 23.05.2018, 02:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1499]
История искусства [196]
История науки и техники [187]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Русская интеллигенция в изображении Н. А. Некрасова. Часть 3

Н. А. Некрасов на прогулке

 

 

 

Русская интеллигенция в изображении Н. А. Некрасова

Очерк В. Евгеньева-Максимова

(начало)

 

Не так давно автором этих строк был найден отрывок, изображающий деятельность ветеринарного врача во время эпизоотии. В уста врача поэт вкладывает следующий потрясающий рассказ, рисующий народолюбивое настроение рассказчика:

Умрет жена у пахаря—
Другую заведет,
Умрет и та—он женится
На третьей... Не беда!
Умрет ребенок—лишняя
Кроха живым останется;
Коровушка падет—
Все не беда, а пол-беды.
Беда непоправимая,
Когда валиться лошади  
У пахарей начнут.
Зарыв свою коровушку,
„Не плачь жена! Поправимся,—
Мелентий говорит.—
Бог милостив! С саврасушкой
Побольше поработаем.
Убыток наведем".
Чем свет идет за лошадью.
Пришел и оробел:
Саврас его, как вкопанный,
Стоит, понурив голову,
И дышит тяжело.
Пощупал горло... Господи!
Точь-в-точь, как у буренушки,
Всю шею разнесло!..
Повел домой саврасушку;
Как пьяный, сам шатается,
И лошадь, словно пьяная,
Шагает вяло, медленно...
У клетки привязав
Коня, Мелентий вымолвил
Глухим, негромким голосом
„Что делать нам теперь?"
Пришла жена с ребятами.
Пришел столетний дедушка,
Взглянули на саврасушку —
И зарыдали все...
Я тут как тут, по должности
Врача ветеринарного
Наехал... Вся семья,
Взмолившись, в ноги бросилась:
„Не сам ли Бог послал тебя?
Спаси!.." Достал я снадобье,
Чтоб растирали опухоль;
Конь поспокойней стал,
Да ненадолго... Случаев
Выздоровленья не было
В разгар эпизоотии...
Савраска захрипел,
Упал... Он долго корчился,
От боли землю грыз;
Потом заржал пронзительно
И вытянулся... „Кончился",—
Крестьянин прошептал...
На всю семью несчастную
Нашел столбняк: какое-то
Поистине ужасное
Молчание: потом
Всеобщее рыдание
Жены, сестер, хозяина,
Слепой столетней бабушки,
Да мальчика трехлетнего,
Которого саврасушка
Еще вчерашним вечером
Деревней прокатил...
Потом возглас хозяина
К соседям, праздным зрителями:
„Эй! Братцы! Помоги
Свезти савраску за версту
И в сажень яму выкопать,—
Начальство так велит
Мне не на чем свезти его,
Нет мочи яму выкопать,
Ослаб я... помоги!
Отказ. „Помочь мы ради бы,
Да заразиться боязно,
У нас своя скотинушка,..—
„И ладно! Эй, жена!
Сестра! Ну, принимайтеся,
У нас уж падать некому
И впрямь! Савраску бедного,
Вооружась лопатою,
Семья поволокла.

И Григорий Добросклонов, и лекарь Ершов, и ветеринарный врач это народники начального периода движения, того периода, когда оно не успело еще, под влиянием диких правительственных репрессий против его участников, принять ясно выраженный революционный характер. Однако, вступление народнической молодежи на путь революционной борьбы не только не заставило потускнеть симпатии к ней поэта, но скорее обострило их. Ведь Некрасов являлся одним из главных возбудителей народнических настроений семидесятых годов, на что, кстати сказать, совершенно категорически указывает в своих воспоминаниях столь компетентный свидетель, как Н. А. Морозов.

Мог ли поэт при таких условиях "молчать", когда увидел, какое неимоверно тяжелое бремя взвалили на свои некрепкие плечи молодые участники движения, его последователи и ученики, более того, его духовные дети? Разумеется, нет!—и вот Некрасов пишет стихотворение „Молодые лошади", в котором содержится призыв к обществу поспешить на помощь молодежи, истощающей свои силы в тщетных попытках сдвинуть сошедший с рельсов грузный вагон русской государственности.

Этому стихотворению, благодаря его аллегорической форме, удалось пройти через цензурные фильтры. Зато нечего было и думать напечатать задушевный отклик Некрасова на процесс 50-ти (Бардиной, Любатович, Фигнер, Петра Алексеева)—стихотворение „Смолкли честные, доблестно павшие", потрясающими красками рисующее реакционную оргию последних лет царствования Александра II.

Не увидело света и другое стихотворение Некрасова, написанное им под впечатлением происходившего в январе 1877 г. процесса участников казанской демонстрации, во время которой на улицах Петрограда впервые зареяло красное знамя „земли и воли". Стихотворение это, переданное мне видным деятелем революционного народничества С. И. Кривенко, я приведу полностью:

Есть и Руси чем гордиться,
С нею не шути!
Только славным поклониться
Далеко идти.
Вестминстерское аббатство
Родины твоей-
Мир подземного богатства
Снеговых степей.

Оба указанные стихотворения проникнуты безотрадной тоской, что и вполне естественно, так как в них поэт отзывался на факты, говорившие об утратах и жертвах, понесенных борцами за народное дело. Но у Некрасова шевелилась мысль о возможности победы, в его творческом сознании слагался торжественный гимн в честь победоносной революции. Увидеть торжество дорогих его сердцу идеалов Некрасову не удалось, и от задуманного им гимна сохранился только черновой набросок:

Так запой, о, поэт! Чтобы всем матерям
По Руси по святой, по глухим деревням,
Было слышно, что враг сокрушен, полонен,
А твой сын невредим.- и победа за ним:
Не велит унывать, посылает поклон.

Едва ли не самым замечательным стихотворением Некрасова с содержанием, навеянным народническим движением, является „Отрывок" 1877 г.:

Я сбросила мертвящие оковы
Друзей, семьи, родного очага,
Ушла туда, где чтут пути Христовы,
Где стерегут оплошного врага, и т. д.

Некрасов, несомненно, имел в виду крайнее левое крыло народничества, а именно тех народников, которые одним из законных средств политической борьбы считали террор. Я думаю, что иначе объяснить выражение „стеречь оплошного врага" невозможно. Отсюда видно, каким было бы отношение Некрасова к народовольцам, до начала деятельности которых ему не пришлось дожить. Они-то именно и „стерегли оплошного врага", но в то же время „чтили пути Христовы".

„Крещен в православии, но православие отрицаю, хотя учение Христа признаю",— отвечал глава народовольцев Желябов на предложенный ему вопрос о вероисповедании.

„Бог это правда, любовь, и в этом смысле я с чистою совестью говорю о Боге, в которого верю",—слова другого вождя народовольцев М. Л. Михайлова.

Приведенных примеров и ссылок с избытком достаточно, чтобы судить о восторженно благоговейном отношении Некрасова к поколению семидесятых годов. Некрасов не мог не благоговеть, не мог не умиляться душой, созерцая общественные выступления деятелей, которые благо народное ставили выше всего на свете. И русская интеллигенция, выделившая из своих рядов этих деятелей, представлялась ему тем именно общественным классом, который поможет народу сбросить путы и политического, и экономического, и социального рабства, который укажет народу дорогу к лучшему будущему.

В своих мечтах о том времени, когда наступит „воплощение счастья народного", Некрасов отводил почетную роль интеллигенции, чьи самоотверженные усилия должны приблизить это время. Мог ли предполагать поэт, что светлые дни русской революции, сделавшие столь близким, столь возможным это долгожданное и страстно желанное „воплощение счастья народного", будут омрачены гонениями на интеллигенцию, которые, в конце концов, поведут к тому, что между нею и народом ляжет глубокая пропасть?..

Конечно, мысль об этом не приходила ему в голову, а если бы и пришла, он постарался бы отогнать ее, как ни с чем несообразную. Но нежданное и негаданное свершилось: наше время поставлено лицом к лицу, как и указывалось выше, с анти-интеллигентскими настроениями широких масс.

Вот почему одной из насущнейших задач данного момента является широкая популяризация Некрасова. Пусть демократический читатель, знакомясь с Некрасовым, самым народолюбивым из русских поэтов, научится по его стихам любить и уважать русскую интеллигенцию, пусть он поймет, что, любя народ, нельзя не любить той общественной группы, которая в лице своих лучших представителей, видела свое главное назначение в служении народу.

 

"Нива",  № 21, 1918 г.

 

 

 

Еще по теме:

Некрасов Николай Алексеевич

Русская интеллигенция в изображении Н. А. Некрасова. Часть 1

Русская интеллигенция в изображении Н. А. Некрасова. Часть 2

Русская интеллигенция в изображении Н. А. Некрасова. Часть 3

 

 

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (07.05.2018)
Просмотров: 40 | Теги: Некрасов Н. А. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Новости дня

» Block title


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz