nik191 Вторник, 19.02.2019, 15:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1062]
История искусства [204]
История науки и техники [219]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Поклонение царей (с картины Рубенса)

 

 

Поклонение царей

(с картины Рубенса)

 

Петр-Павел Рубенс (1577—1640) составляет одно из самых ярких, в полном смысле этого слова, явлений в истории живописи. В течение долгих веков развития европейской живописи из византийских форм и средневековой схоластики встречаются личности более гениальные, более могучие, более многосторонние чем Рубенс, — но личности более блестящей, эффектной, пестрой, трескучей, если позволено будет так выразиться—нет.

Деятельность Рубенса, сосредоточивающаяся в конце 16 и первой половины 17 века, должна составить предмет отдельной, самостоятельной статьи, и мы надеемся не замедлить и передать ее на суд читателей. До тех нор должны мы довольствоваться несколькими общими замечаниями и самой легкой характеристикой.

На долю Нидерландов пала завидная участь стать дважды во главе общеевропейского развития живописи. Первый раз заявили себя Нидерланды в конце 14 и начале 15 веков; стоит только назвать имена братьев Ван-Эйк—и изобретение ими масляной краски, — для того, чтобы понять все значение этого времени, изобретение это было вопросом жизни для живописи, не имевшей до того—ни ярких колеров, ни колорита, ни легкости работы. Художник был связан по рукам и по ногам употреблением медовых, водяных, восковых и проч. красок, и самое чистое вдохновение, самый сильный талант оказывались неспособными в преодолении исключительно механической и технической стороны работы.

Вслед за братьями Ван-Эйк и их школою, Нидерланды сходят со сцены и передают неоспоримое первенство Италии. Это конец 15 и первая половина 16 века. Масляная краска была почвой на которой выработались личности Хирландайо, Перуджино, Рафаэля, Л. Винчи, А. Сарто, Г. Рени и многих других. К концу 16 века Италия, как бы утомленная произведением на свет великих художников, забывает их правила и целые толпы маньеристов и почитателей стиля иезуитов, заменяют собою только что отошедших великих учителей. Художественная жизнь передается Франции и Нидерландам, это время вторичного значения родных Ван-Эйков, обусловленное Рубенсом, Рембрандтом, Ван-Диком, Теньером и фалангой кабинетных живописцев.

Рубенс, — полурыцарь, полубуржуа, любимец счастья и женщин, дипломат и живописец, человек умевший жить и наслаждаться жизнью,—он видел в своем таланте—средство, в своем уменье пользоваться им—задачу жизни, в своей славе — необходимую и должную дань современников. Из этих общих черт его характера объясняются и две главные, отличительные черты его таланта: полнейшее отсутствие чувства, и преобладающее, давящее все остальные стороны искусства значение форм и красок. Рубенс весь в формах и красках, и, если форма и краски составляют жизнь, Рубенс, весь—жизнь.

Говорят, что оригинальность необходимое условие таланта,—в таком случае, Рубенс талант первой величины. Кто раз только видел его работу, кто стоял перед этими полувакхическими святыми его, перед этими мясистыми голландками во всевозможных и невозможных одеждах, перед этими круглыми плечами и румяными щеками, перед этими массами красок и их отражений, — тот узнает Рубенса из тысячи. Не узнать Рубенса невозможно. В пейзажах и апофеозах королей, в битвах и охотах, в мадоннах и портретах — это все тоже царство внешности, в ущерб внутреннему содержанию.

Да не подумает читатель, что в этих словах мы пишем приговор Рубенсу. Нет. Значение внешности, форм, так велико, что они и сама по себе есть жизнь. Множество предметов в природе (стоит вспомнить хотя бы только цветы) прельщает нас исключительно своею внешностью. Таков и Рубенс: в этом его сила, но в этом и приговор. Никто не откажет себе в удовольствии полюбоваться его картиной, но никто не скажет, положа руку на сердце, что он чувствовал что-нибудь перед нею, чтобы картина Рубенса зажгла в нем какую-нибудь сокровенную думу, и повела путем работы мысли к самоулучшению, к самосозерцанию... Кому пришлось видеть «Страшный суд» Зинкель-Анджело, — тот поймет нас лучше других. Кто чувствовал перед Мадонной Рафаэля (из его лучшего времени) присущее ей биение жизни и искренности красоту и нежность гениального Урбината, тот будет знать чего именно не достает Рубенсу и в чем его слабая сторона.

«Поклонение царей»—это одна из любимых тем Рубенса. Оно и понятно: легендарная сторона этого факта подходила как нельзя больше к его таланту. Резкое сопоставление убогого жилища пастухов, яслей, соломы, деревянного навеса с одной стороны, и пышности одежд восточных владык, пришедших с ценными дарами и многочисленной свитой с другой, это такие ноты, которые приходились по душе Рубенсу. Еще будучи в учении у Отто Вениуса дал он «Поклонение царей». Петербургский эрмитаж, Мюнхенская Пинакотека, Бленхеймская и Гросвенорская галереи имеют тоже свои картины Рубенса на эту тему.

Мы представляем читателю рисунок с эскиза картины, находящийся в Антверпенском музее. Это одна из ранних работ Рубенса. Видно, что художник не был еще полным господином своего таланта. Картина писана до путешествия в Италию и до изучения Рубенсом великих мастеров эпохи возрождения.

С.

 

Всемирная иллюстрация, № 3 (15 янв. 1869 г.)

 

 

Еще по теме

 

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (16.01.2019)
Просмотров: 56 | Теги: Рубенс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Block title


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz