nik191 Четверг, 14.12.2017, 18:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1498]
История искусства [170]
История науки и техники [182]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Мусоргский. Очерк А. В. РИЕНЗИ

По материалам журнала "Вестник Америки" за сентябрь 1917 г.

Все даты по старому стилю.

 

Мусоргский

Очерк А. В. РИЕНЗИ

I.

О Мусоргском так много писали и, при том, лучшие мировые критики, что было бы, по меньшей мере, не скромно с моей стороны коснуться его творчества с точки зрения музыкальной критики.

Что Мусоргский самобытный и гениальный композитор, в этом уж никто теперь не сомневается, не только во Франции, Германии, Англии и Америке, но, даже и в России — и, стало быть об этом говорить совершенно лишнее.

Я намереваюсь дать характеристику этого композитора, как человека и гражданина.
Должен, однако, сделать оговорку, что эта характеристика основана, исключительно, на догадках, вытекающих из его произведений, так как других источников я, к сожалению, не мог и не могу найти, ни из его скудной биографии, ни из его еще более скудной переписки.

Лучшим биографом композитора надо признать Стасова, который близко знал Мусоргского и был его лучшим и искреннейшим другом в продолжении большей и лучшей части жизни композитора. Но даже Стасов не указывает на какие-либо факты, которые бы помогли нам ближе познакомиться с индивидуальной жизнью композитора.

Все, что мы знаем из биографии, это что Мусоргский родился 16-го марта 1837 года в Псковской губернии; что он сын дворянина-помещика времен крепостного права; что до 10 лет он оставался в деревне, где первые уроки музыки он получил от матери; что после десяти лет он был взят в столицу, где поместили его в немецкий пансион, а потом, как тогда полагалось всем дворянским сынам России, — в военное училище, откуда семнадцатилетним юношей он был выпущен офицером.

В это время он уже пробовал свои композиторские силы и обратил на себя внимание кое-кого из музыкантов того времени, между прочим, и своего учителя фортепиано, известного тогда пианиста Герке.

Вот все, что мы можем вычитать из его биографии.

Переписка его еще скуднее, вернее сказать, ее почти не имеется. Всего несколько писем к брату своему, к Кюи и, кажется, к Бородину, в которых он отрывочно и кратко говорит о предполагаемой музыкальной работе или о „типах” которые он наблюдает в деревне, но ни единым словом он ни разу не намекает на свои личные чувства или симпатии.

Вряд ли можно, между тем, найти другого композитора, который бы перетерпел при жизни столько несправедливых насмешек, злобной критики и даже ненависти. Те же несколько человек преданных и любимых его друзей, как Даргомыжский, Кюи, Балакирев и Стасов, если и могли приносить ему кое-какие радости и утешения, то все-таки не могли наполнить круг его личных потребностей и стремлений, какие присущи жизни каждого человека.

Принимая во внимание все вышесказанное, невольно изумляешься, когда знакомишься с его произведениями, в которых одних только вырисовывается духовная личность композитора, его великая душа, полная любви и жалости к страданиям своего народа, который он любил со всей силою любви гражданина и которому он посвятил большую часть своей жизни, воспевая и утешая его в горестных звуках.

Больше половины своей музыкальной работы Мусоргский писал на сюжеты, взятые из жизни русского мужика, этого „настоящего человека”, как он в одном из своих писем называет русского мужика. Все романсы и песни из крестьянской жизни — это яркая и правдивейшая, хотя бесконечно грустная и тяжелая картина народной жизни, начиная с его младенчества и кончая могилой.

„Ты спи, усни, крестьянский сын.
„Баю, баю, мил внученок.    (Островского)
„До преж деды не знавали беды.
„Беда пришла да беда привела,
„С напастями да с пропастями,
С правежами беда, да с побоями!...

Из былин, преданий, сказаний и сказок русский народ знает, что „деды не знавали беды” — что было время воли и раздолья, когда народу жилось привольно и свободно. Но: „пришла беда и беду привела! Отняли у него волю и оставили ему „беду с напастями и с побоями!... И далее.

„Изживем мы беду за работушкой,
„За не милой, чужой, непокладною,
„Вековечною, злою страдною....

Может ли доля народная быть более горькой, когда мать в настоящем ничего не может обещать своему младенцу в будущем, кроме горя, слез и побоев „За работушкой, злою чужою” и не милой?!.. Впрочем, она его поучает и дает ему совет в другой колыбельной песне:

„Баю, бай, бай, баю, бай бай.
(Некрасов)

„Ниже тоненькой былиночки
„Надо голову клонить,
„Чтобы одной сиротинушке
„Беспечально век прожить.
„Сила ломит и соломушку.
„Поклонись пониже ей...

Чтобы хоть кое-как жизнь влачить, мужику надо „ниже голову клонить” и пресмыкаться перед страшной и многоголовной силой!...

А вот песня о „сиротке”, слова написаны самим композитором:

„Барин мой миленький, барин мой добренький,
„Сжалься над бедненьким, горьким, бездомным сироткой
„Баринушка! Холодом, голодом греюсь, кормлюся я.
„Бурей да вьюгой в ночь прикрываются.
„Бранью, побоями, страхом, угрозой
„Добрые люди за стон голодный мой подчуют.
„В чащу ли дремучую от людей спрячусь я —
„Голод докучливый из лесу выгонит!
„Нет моей силушки, пить, есть захочется...
„Барин мой миленький, барин мой добренький!
„С голоду смерть страшна, с холоду стынет кровь,
„Барин мой добренький, сжалься над бедненьким сироточкой!...

Я целиком выписал эту песню, потому что каждое слово — это удар хлыста, которым Мусоргский бьет по „добрым людям” и по „барину” тоже!

Какая страшная картина! — Каким ужасом веет и от слов и от музыки; ведь „Сиротка” — это весь русский народ, избитый „добрыми людьми” и выброшенный „барином” на мороз, голодный, дрожащий; он просит „Барина” „сжалиться” над ним, накормить и обогреть, потому что: „от голода смерть страшна” и „от холода стынет кровь!...” И — что же „Барин?...” Помог ли он несчастному? — На это Мусоргский дает ответ в другой песне на слова „Пирушка” — (Кольцова).

„Ворота тесовы растворилися,
„На конях, на санях гости въехали
„Им хозяин с женой низко кланялись...
„Со двора повели в светлу горенку.
„Пред Спасом святым гости молятся.
„За дубовы столы, за набранные,
„На дубовых скамьях сели званные.
„Бахромой-кисеей принаряжена,
„Молодая жена чернобровая,
„Обходила вокруг с поцелуями,
„Разносила гостям чашу горького.
„Сам хозяин за ней брагой хмельною,
„Из ковшей вырезанных родных подчует.
„А хозяйская дочь медом сотен
„Обносила вокруг с лаской девичьей.
„Гости пьют и едят, забавляются (!!)
„От вечерней зари до полуночи...

Бедная „сиротка” конечно, среди гостей не был.

Хозяину — барину — не до сиротки: в роскоши и довольстве он и гости „забавляются!...” И несчастный „сиротка”, голодая, ходит из „поляны в лес”, пока, наконец, смерть не сжалится над ним и успокоит.

Об этом Мусоргский нам раcсказывает в другой песне:—его „Трепак” (Голенищева-Кутузова) — это достойная кисти величайшего художника картина, в которой с поразительной яркостью поэтической драмы рисуется финальная жизнь обездоленного русского мужика, который в пьяном виде попал на „безлюдную поляну”, где „вьюга то плачет, то стонет, будто кого-то хоронит”.

Здесь, на этой безлюдной поляне, мужик, наконец, обретает счастье и покой. Здесь его уж не бьют безжалостно „добрые люди”, здесь его „смерть обнимает, ласкает, а пьяненьким пляшет вдвоем трепака...” — и, чтобы хоть чем-нибудь утешить мужика в его последние минуты, Мусоргский в волшебных звуках колыбельной формы рисует ему волшебный сон, в котором мужик, замерзая, видит цветущие поля и сады...

Трудно здесь передать содержание всех романсов и песней Мусоргского, в которых он с такой силой и яркостью, с такой сердечной болью и любовью, рисует жизнь русского народа, как я сказал, с младенчества до могилы.

Число таких романсов и песен очень велико и из них легко можно изучить историю русского народа. Но поразительно в них то, что воспевая в них одни и те же страданья и горькие обиды Мусоргский ни в одном из них не является однообразным или сентиментальным. Все самобытно, правдиво и натурально.

Он не „хнычет”, не жалуется, а судит в звуках жестокость и несправедливость с негодованием благороднейшего судьи и гражданина. Хочется верить, что придет время, когда народ его узнает и назовет его „певцом народной скорби” и с любовью будет помнить его, потому что Мусоргский, подобно Пушкину сотворил себе „памятник нерукотворный”.

Хотелось бы еще многое сказать о Мусоргском, но боюсь показаться пристрастным. Я не только глубоко чту его, как музыканта, но вижу в нем огромную силу, с которой в недалеком будущем должны будут считаться не только русские музыканты, но музыканты всего мира. Я не знаю ни одного композитора, даже среди величайших, кто бы так соединил слово со звуком, как это умел делать Мусоргский. Кроме того, Мусоргский, вероятно, единственный в мире композитор, который трудился и создавал великие творения не для великосветских салонов, не для прихоти или личного удовольствия сильных и богатых, а для проповеди любви и человечности!...

Я знаю всего Мусоргского, и не знаю ни одной его вещи, которая бы не имела того или другого общественного значения. Он не только „певец народной скорби”, но он с таким же совершенством и правдивостью музыкально клеймит недочеты общественной жизни.
Его „Смесь” — (слова Пушкина) — это вернейший портрет гордого бездельника, каких не мало на Руси. Его „Семинарист” (собственные слова) — это выхваченная живая картинка из русской школы, в которой молодость терялась в однообразии и бесполезном заучивании, но ничему не училась! Его „Калистрат” „Савишна” и „Озорник” — это Гоголевский „смех сквозь слезы”. Его „Раек” (тоже собственные слова)—это целая галерея типов, достойные пера Диккенса или Марка Твейна!...

Невольно становишься в благоговейном изумлении перед этим колоссальным гением, заключавшим в себя великого музыканта, поэта, гражданина и человека с огромной любовью в сердце.

А. Риензи.

 

 

Еще по теме

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (02.10.2017)
Просмотров: 63 | Теги: Мусоргский | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Новости дня

» Block title


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz