nik191 Четверг, 25.05.2017, 19:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1490]
История искусства [162]
История науки и техники [182]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Михаил Семенович Щепкин (1916 г.) - Часть 5

 

Материал из журнала "Аполлон" за 1916 год.

 

Во всех материалах по старым газетам и журналам сохранена стилистика и орфография того времени (за исключением вышедших из употребления букв старого алфавита).

 

 

М. С. ЩЕПКИНЪ

Н. Д о л г о в

(начало)

 

Наряду с ролью Фамусова надо поставить роли в гоголевских пьесах—Кочкарева в  "Женитьбе", Утешительнаго в "Игроках" и особенно Городничаго в "Ревизоре". Все это были законченные образы, где изображаемая личность постигалась не путем изучения внешних деталей, а отливалась "зараз, цельно, полно" и все с той же яркостью приемов.

"Нельзя рассказать проще, писал Аполлон Григорьев, о двух виденных во сне крысах, которыя пришли, понюхали и опять ушли. Нельзя с большею искренностью завидовать Тяпкину-Ляпкину, что уездный суд такое благодатное место, в которое никогда никто не заглядывал... Нельзя с большим сознанием своей правоты и моральнаго превосходства укорять Тяпкина-Ляпкина в вольнодумстве, нельзя более от души давать обещание поставить пудовую свечку.

Все живет тут, осязательно является перед зрителями, что хотел сказать великий поэт, и лицемерие, и преступность, и загрубелость нравственная, и злость человека, который, не прибегая к недозволенным законам пыткам, кормит купцов селедкой".


Загрубелость и злость—резкия черты. Но и их артист умел обволакивать дымкой красоты, так, что Белинский противопологал его игру грубым приемам Сосницкаго.

"17 мая мы пошли смотреть "Ревизора". Городничаго играл Щепкин, в первый раз по приезде из Петербурга, в котором он оставил к себе живую память. Роль Городничаго в Москве была опошлена во время его отсутствия, и тем нетерпеливее желали мы увидеть ее снова, выполненную великим художником. И как он выполнил ее! Нет, никогда еще не выполнял ее так!.. Этот первый акт, который всегда как-то не удавался ему, был у него на этот раз чудом совершенства.

Какое одушевление, какая простота, естественность, изящество! Все так верно, глубоко-истинно, и ничего грубаго, отвратительнаго; напротив, все так достолюбезно, мило! Актер понял поэта: оба они не хотят делать ни карикатуры, ни сатиры, ни даже эпиграммы; но хотят показать явление действительной жизни, явление характеристическое, типическое".

Характерность и типичность! Оне так ярко сказывались в творчестве Щепкина, что реальные образы выростали при его игре до символически обобщенных фигур.

"В лице Фамусова и Городничаго у Щепкина являлись идеальные типы барства и официальнаго начальства, как преобладающие элементы большей половины текущаго столетия",

писал князь Урусов, смело говоря о крупном историческом значении созданных артистом типов.

"В Городничем он являлся высоким, идеальным образом умнаго мошенника, огражденнаго всеми гарантиями благонамеренности и глубоким сознанием своего официальнаго величия. То был героический, величавый мошенник, одаренный государственною мудростью, удивительною находчивостью; этого гениальнаго плута, со всем его синклитом представителей разных отраслей государственнаго благоустройства, дурачил вертопрах, глупый и пустой проезжий.

В этой колизии виден был трагический смысл, который, конечно, совершенно исчезает, когда в другом исполнении Городничий явится перед нами мелким, трусливым и пришибленным плутом", писал критик.

В эти отзывы заставляет верить и восторженный голос самого автора.

Гоголь видел в Щепкине не только превосходнаго артиста. В его глазах это был величайший знаток искусства, которому автор может смело передоверить художественный замысел своей пьесы.

"Вы должны непременно из дружбы ко мне взять на себя все дело постановки "Ревизора"... Нужно, чтобы вы переиграли хотя мысленно все роли, услышали целое всей пьесы и несколько раз прочитали бы самую пьесу актерам, чтобы они таким образом невольно заучили настоящий смысл всякой фразы, который, как вы сами знаете, вдруг может измениться от одного ударения, перемещеннаго на другое место или на другое слово",

писал он, передавая московскому артисту права на все свои драматические отрывки.

И как хочется именно теперь, после слов о великой типичности щенкинских образов, указать на то, что и этому артисту было доступно самое великое приближение к тому идеалу жизни-игры, когда реплика сцены сливается с тоном обыденной речи. У нас не будет и не может быть в этом отношении тех неисчерпаемых материалов, которые открывают отзывы о Живокини, но отдельныя показания есть и тут.

Так, когда в сороковых годах Щепкин был приглашен на гастроли в Казань, он, поздоровавшись с труппой, так натурально перешел к первым фразам гоголевской комедии, что окружающие никак не могли взять в толк, о приезде какого ревизора он толкует, и только после вопросов артиста о действующих лицах поняли, что это был переход к репетиции.  Теперь мы понимаем подлинную ценность этого рассказа.

Непринужденность сквозь типичность! В этом крылась истинно-великая задача, к решению которой могли приближаться другие, но которую всего ярче выполнил лишь Щепкин.

Мудрено ли, что именно через Щепкина, который выработал с годами высокое спокойствие и мог воистину "царствовать в роли", творец "Ревизора" настолько постигал обаяние сценическаго искусства, что был готов низвести с пьедестала роль автора.

"Вам предстоит долг заставить, чтобы не для автора пиэсы и не для пиэсы, а для актера-автора ездили в театр",

говорил он артисту.

Но, повторяем снова, эти слова Гоголя нельзя понимать, как дань признательности за вдохновенное исполнение Городничаго.

Стиль Щепкина отличался глубоким единством. Далеко не за одну роль ценил его Гоголь. И тот же князь Урусов заканчивал приведенный нами отзыв словами:

"Гениальным ваятелем был Щепкин и в других своих ролях, из которых трудно назвать одну, не называя другой, так оне прекрасны в своем удивительном разнообразии".

Щепкин был разнообразен, и его образы возвышались до идеальных воплощений классов и сословий. Но все это достигалось лишь силой непосредственнаго творчества.

Почти со всех снимков в ролях на нас смотрит тот же мягкий щепкинский образ, так как артист не любил полагаться на парикмахерское искусство и путем наклеек и других внешних приемов до неузнаваемости менять свое лицо. И тем не менее все заставляет верить, что силой великаго вживания в роль, силой тона, пластики и умения носить костюм артист достигал целостнаго слияния с рисуемым типом.

— "Кто там? Матрос", отвечал он на вопрос Жанетты. И когда перед зрителями появлялся бодрый, свежий старик в синей матросской куртке, в красном жилете со светлыми металлическими пуговицами, с клеенчатой шляпой и сумкой, невольно являлась мысль о том, как хорош был артист в этом наряде.

"Да, между этим матросским костюмом и самой физиономией старика было что-то общее, какое-то целое, которое чувствуется, но не передается. Следствие ли это известной настроенности воображения, уже приготовленнаго к принятию впечатления, есть ли это, в самом деле, живое чувство сознания при виде живой олицетворенной идеи, мы не беремся решить этого, знаем только, что это было чувство не мимолетное... нет! Щепкин продержал нас под его влиянием в продолжение всей сцены с Жанеттою, этой поэтической сцены, совершенно наполненной чувством возвращения на родину",

рассказывал провинциальный корреспондент Пантеона.

Это совершенство, обусловленное внутренним проникновением в роль, являлось, несмотря на кажущуюся бедность средств, высшим совершенством в разработке роли: щепкинская игра перешла в традицию, и некоторые исполнители Фамусова и Городничаго играют эти роли вполне по нотам Щепкина, заслуживая лишь один упрек в том, что в их игре нет щепкинской мощи и огня.

Но тут невольныя оговорки.

 

 

Продолжение будетъ

 

Еще по теме:

Михаил Семенович Щепкин (1916 г.) - Часть 1

Михаил Семенович Щепкин (1916 г.) - Часть 2

Михаил Семенович Щепкин (1916 г.) - Часть 3

Михаил Семенович Щепкин (1916 г.) - Часть 4

Михаил Семенович Щепкин (1916 г.) - Часть 5

Михаил Семенович Щепкин (1916 г.) - Часть 6

Михаил Семенович Щепкин (1916 г.) - Часть 7

 

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (12.01.2017)
Просмотров: 84 | Теги: М.С. Щепкин, 1916 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Новости дня

» Block title


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz