nik191 Суббота, 19.08.2017, 10:26
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1498]
История искусства [166]
История науки и техники [182]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Михаил Семенович Щепкин (1916 г.) - Часть 3

 

Материал из журнала "Аполлон" за 1916 год.

 

Во всех материалах по старым газетам и журналам сохранена стилистика и орфография того времени (за исключением вышедших из употребления букв старого алфавита).

 

 

М. С. ЩЕПКИНЪ

Н. Д о л г о в

(начало)

 

Начнем с водевиля.

Разве не во всеоружии приступил к нему артист? Щепкин рано поступил на сцену. В 1816 году, не имея полных двадцати лет, он служил в Харькове, а через пять лет уже дебютировал на Императорской сцене. Но все же ему пришлось застать целое поколение актеров, принятых в московский театр из театральной школы. Все это были искусники, обучение которых начиналось с долгой балетной муштры. И хотя наш артист не прошел ея, он вполне одолел искусство танца. Так, профессор Крюков говорил:

„До какой степени художественность телодвижения важна в деле сценическаго искусства, этому живой пример представляет наш несравненный Щепкин, когда, играя роль стараго казака в "Наталке Полтавке", он припевая пляшет на сцене. Сколько простоты и добродушия в этой пляске! Какой разгульный простор души выражается в каждом движении и притом сколько благородства в каждой позе".

Не хуже умел Щепкин спеть водевильный куплет. Но всему отдавая дань, он все же всегда оставался самим собою. В водевиле он не поражал резвостью, как Живокини. Но он и тут показывал всю яркость своего светлаго таланта. Шутка шуткой, но почему бы, и шутя, не вспомнить о хорошем? И как часто, читая старинный водевиль, так и знаешь, какую роль в нем играл Щепкин!

Прежде всего приходится вспомнить "Учителя и ученика", А. И. Писарева, водевиль, неразрывно сочетаемый с именем знаменитаго артиста, так как сам автор объявил во вступлении, что успех его произведения решила игра несравненнаго Щепкина.

Когда читаешь эту шутку, невольно начинает казаться, что водевилист имел в виду артиста при самой обработке своего труда. Его учитель Шеллинг—педант, готовый рекомендовать юноше в самыя тяжелыя минуты лишь греческие переводы да опыты с лейденской банкой. Клятва такого педагога—клятва "Юпитером и Стиксом".

Мудрено ли, что он, как человек отвлеченнаго ума, не видит самых близких вещей и то и дело попадает в самое невозможное положение? Но автор, пожалуй даже во вред комизму положения, объясняет поступки педагога не как промахи, а как порывы нежнаго сердца. Узнав, что Ипполит, который казалось "чувствам положил границы и сожалеет лишь о том, что музы были все девицы", успел тайно жениться и прижить ребенка, добрый Шеллинг начинает лишь утирать слезы. "Я стану учить его детей, вот все, чего желал я прежде смерти", в восторге говорит он.

Этот мотив привлекательной трогательности порой еще ярче проявляется в других щепкинских водевилях.
В "анекдоте в лицах" "Давид Теньер, живописец" он начинал пьеску веселым куплетом, который пел вместе с краскотером Живокини.

О живопись! О дар небесный!
Тебя что может заменить?

выводил ноту за нотой Щепкин-Теньер:

О краскотерство! дар чудесный!
Тебе что равным может быть?

вторил ему Живокини. И оба восклицали, что с этими дарами "любезны и труд и бедность". Но плутяга-краскотер, которому приходит в голову вдохновенная мысль уговорить художника притвориться мертвым, чтобы его картины сразу возросли в цене, так и остается плутом. Зато не таков сам Теньер. Несмотря на всю буфонаду, личность этого мечтателя обрисована трогательными чертами, а в последней сцене у него есть даже целый монолог: "О, люди! люди! Сколько талантов задушено при первом блеске успеха!" Грозная бутада, которая не мешает впрочем перейти к заключительному куплету:

Коль мнимой смертью я теперь
Открыл себе в храм славы дверь.
Не будем ли мы правы,
Художники, пропеть:
Для чести и для славы
Не страшно умереть!

В этой непритязательной шутке, как и во многих других, есть что-то от проповеди труда и правды, которую так любил Щепкин, часто повторявший стишок: "Честь и слава всем трудам, слава каждой капле пота!" И как понятно, что он мог играть комическия роли рядом с величайшим из буфов Живокини. Его веселости он противополагал достолюбезность, его смеху от себя—что то милое и изящное, и два артиста, до враждебнаго чуждые по взгляду на искусство, сближались в общем отвращении к грубому. Щепкинский водевиль имел свою особую прелесть. Недаром столько самых серьезных людей восхищались артистом именно в этих ролях. И их мнение скрепил сам Белинский, ставивший выше Городничаго и Фамусова щепкинскаго Москаля Чарывника.

В наши дни об этой пьеске вспомнил старый театрал Чаев. И как характерно, что под его пером вновь ожили прежния слова о красоте и изяществе типически-вернаго образа.

"Щепкин в запачканных дегтем холщовых широчайших шароварах, в широкополой шляпе, с длинным погонялой-бичом, с расплывшимся от блаженства, загорелым лицом, с подбритою до оселедца головою, точно сейчас прилетел на ковре-самолете из Украйны.

"3а Тетяну сто кин дав, бо Тетяну сподобав;
за Марусю, пья-така, бо Маруся й не така.
Чух, чух, чух, чух
Тетяна чернобрива кохана",

наполовину говором припевал он с маленьким намеком на гопак, подмигивая и любуясь жинкою... Степью, свежим здоровым воздухом, с благоуханием полевых цветов и трав, смешанным с запахом дегтя дымком теплины, тянуло со сцены в освещенную а giогnо зрительную залу... Все было схвачено живьем, списано с натуры, а вместе с тем изящно-обаятельно красиво; даже пропитанный смолой и дегтем наряд гуртовщика-хохла просился на картину: до того он был красив и живописен на Михаиле Семеновиче".

Уклоны в сторону серьезности и художественная типичность роднят водевильный стиль Щепкина с его комедийным стилем, достигавшим наибольшей пластичности в любимом репертуаре мольеровских ролей.
Артист играл Сганареля, Арнольфа, Гарпагона, Жоржа Дандена, и при его законченной передаче каждое слово, движение, пауза имели одну и ту же цель -с новых и новых сторон осветить психологические переходы. Комик не мог не помнить о том упреке в односторонности, который делал драматургу Пушкин, и он вносил в Мольера свой сценический коректив. "Гарпагон только скуп"—с этим никак не согласился бы тот, кто видел это лицо в воплощении гениальнаго артиста. Скупость скупостью, но когда заходила речь о женитьбе на Марианне, похотливая страсть старика врезывалась в память, как новая и незабываемая черта.

"Посмотрите, говорил один из рецензентов, с каким нетерпением он расспрашивает о ней, как хорошо подходит к самой Марианне, как верно подмечены приемы дряхлаго старика, который бодрится, подтягивает плечи, хочеть нравиться, сладкоречить... Все эти движения выражены так же ловко, как и движения просто скупого... Но вот Фрозина расписывает прелести Марианны: старик расходился, у него текут слюни, и в эту самую минуту Фрозина просит за труды нв водку. Две противоположныя страсти сошлись...

Чем Гарпагон выражает их? Он молчит, его губы судорожно поводит, как будто с ним дрожь; его глаза, до того разбегавшиеся, блестевшие радостью, вперены вдаль; оставляя руки от плеча до кисти в висячем положении, Гарпагон быстро отмахивает концами пальцев обеих рук в ту сторону, где стоить Фрозина, смотря по тому, справа или слева подходил она к нему".

И нечего было гадать насчет общности этих жестов, как это делал критик. Смутность самых противоположных чувств, вот настроение Гарпагона в эту минуту.

А затем опять сила и яркость передачи, которая доходила до апогея в заключительные моменты роли. В сцене кражи шкатулки, волосы становятся дыбом; а при словах: ,все кончено! я умер, меня похоронили"—артист бросался на пол и несколько минут, оставался недвижим. Характерное преувеличение, которое и тут указывало на определенный стиль, заставляя говорить, что пред зрителем не драма, а верх драматическаго в комическом.

В том же стиле была разработана и роль Арнольфа, в которой в начале тридцатых годов, до "Горе от ума" и "Ревизора", видели лучшее из созданий Щепкина. Тут, также приходилось прежде всего указывать на то, что артистом ничего не упущено, а "от монолога до отдельнаго полустишия, от жеста до взгляда, все обдумано, всс приноровлено, и весьма счастливо, к характеру Арнольфа". А этот характер был постигнут глубоко и проникновенно.

Со "Школой жен" неразлучна легенда о том, что в лице Арнольфа Мольер, на себе познавший муки неравнаго брака, отразил собственную тоску по безвозвратно ушедшей юности. И эту легенду воскрешала и игра Щепкина.

В стихах, обращаемых к Агнесе:

Негодница! дойти до этакой измены!
Забыть, чем жертвовал неблагодарной я,
За пазухой моей согретая змея!

излились, казалось, все бешенство, все оскорбление, вся ревность седого любовника.
Арнольф замахивается, чтобы ударить изменницу и, встретясь с ея взглядом, стоит недвижим с поднятой рукой. Слышав, как Щепкин сказал:

Я ждал ли этого убийственнаго взгляда.
и
Ну, помиримся же, шалунья, Бог с тобой—

нельзя, смеяся, не пожалеть о несчастном положении старика, влюбленнаго в молоденькую девушку, которая любит другого".

"Пожалеть, смеясь", это опять-таки указание на определенный стиль, котораго не переступил артист, не желавший целиком переходить в драму. Черта, которую он успел отметить и раньше, когда даже безрадостную мольбу: "Мой Бог, за что ж тащусь я в модные мужья"—произносил так, что зритель угадывал в Арнольфе "врожденную страсть к эпиграфам".

 

Продолжение будетъ

 

Еще по теме:

Михаил Семенович Щепкин (1916 г.) - Часть 1

Михаил Семенович Щепкин (1916 г.) - Часть 2

Михаил Семенович Щепкин (1916 г.) - Часть 3

Михаил Семенович Щепкин (1916 г.) - Часть 4

Михаил Семенович Щепкин (1916 г.) - Часть 5

Михаил Семенович Щепкин (1916 г.) - Часть 6

Михаил Семенович Щепкин (1916 г.) - Часть 7

 

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (10.01.2017)
Просмотров: 93 | Теги: М.С. Щепкин, 1916 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Новости дня

» Block title


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz