Л. Пастернак. Автопортрет
Материал из журнала "Нива" за март 1917 г.
Леонид Осипович Пастернак
(род. 22 марта ст.ст. (3 апреля н. ст.) 1862 г.)
Л. О. Пастернак создал себе очень видное положение среди представителей художественного мира:
уже минуло двадцать пять лет с того времени, как первый раз Л. О. Пастернак выступил на художественном поприще, в том, что он сделал, он не застыл, не сказал еще своего последнего слова. С юношеской горячностью Л. О. Пастернак и теперь отдается исканию новых форм для своих художественных переживаний.
Неизменно оставаясь верным служению красоте и художественной правде, Л. О. Пастернак непрерывно эволюционировал.
Начальная стадия пережита была Л. О. Пастернаком в Одессе, где он гимназистом VII класса почувствовал влечение к искусству и стал посещать местную школу рисования. Благодаря более своему дарованию, чем руководству школы, он, почти самоучкой, сделал значительные успехи. Затем, не порывая с Новороссийским университетом, он поступил в Мюнхенскую академию.
В Мюнхене Л. О. Пастернак прошел вторую стадию: к выяснившемуся дарованию он присоединил художественное умение.
Мюнхенская академия 80-х годов была крупным художественным центром. В ней изучение натуры считалось базисом, культивировался строгий рисунок и вырабатывалась мастерская техника. Л. О. Пастернак впитал это в себя. Он занимался у проф. Гертериха, который, ведя натурный класс, задавал ученикам исполнять с натурщиков головы*) то в стиле Гольбейна, то в стиле Рембрандта. Учащиеся должны были идти в Пинакотеку или в кабинет гравюр изучать мастеров, чтобы усвоить и передать их характеры.
*) Несколько голов углем из исполненных Пастернаком в Мюнхене приобретены были П. М. Третьяковым для своей галереи.
Рядом с Гертерихом благотворно влиял и другой преподаватель — Лицен-Майер, создатель известных иллюстраций к „Фаусту" Гёте. В своем классе композиции Лицен-Майер не насиловал своеобразных подходов учеников к темам, берег их оригинальность. В свободном руководстве не ослаблялась индивидуальность учащихся, наоборот—с большим чутьем она направлялась и поддерживалась.
Из Мюнхена Л. О. Пастернак вернулся в Россию в полном обладании техникой рисунка и красоты. Наступила третья стадия дальнейшего развития дарования и приложения накопленного уменья к самостоятельному творчеству.
Л. О. Пастернака влекло к изображению окружающей его действительности, но не внешней только ея обстановки, а и внутренней ее стороны. Его интересовала более всего передача переживаний души.
Сначала он писал небольшие жанры: "Думы в хате", "Письмо на родину", "Опять к родным". В 1881 г. он выставил большое полотно "Вести с родины".
Л. Пастернак. Вести с родины. (Третьяковская галлерея в Москве)
На этой картине художник, только что отбывший военную службу в качестве вольноопределяющегося, задушевно и с большим чувством изобразил группу молодых солдат, захваченных чтением нехитрого письма с родины. Они недавно покинули родные очаги. Вести с родины будят в них рой воспоминаний и дум. Психологическую задачу, без всяких подчеркиваний, Л. О. Пастернак выполнил очень удачно. Картина обратила на себя всеобщее внимание. П. М. Третьяков еще до выставки приобрел ее в свою картинную галерею.
Л. Пастернак. Перед экзаменом. (Люксембургский музей в Париже)
Разрешение психологической проблемы преследовал Л. О. Пастернак и в ряде дальнейших картин, изображавших то хор слепых детей на молитве, то студентов-медиков, занятых подготовкой к экзаменам (приобретена французским правительством в 1900 г. для Люксембургской галереи), то "Муки творчества". Последняя картина отразила жизнь того круга, к которому примкнул Л. О. Пастернак, поселившись с 1889 г. в Москве. Здесь он сблизился с литературным миром и принял участие в журнале „Артист", заведуя художественным отделом и давая рисунки из жизни кулис.
В последующие годы Л. О. Пастернак расширяет горизонт своего наблюдения. Не отходя от литературы, он ищет типов в различных слоях общества. Свой интерес к воплощению внутренней жизни он выражает в иллюстрации. Увлекаясь все более и более Л. Н. Толстым, как художником-психологом, Л. О. Пастернак рисует сцены из „Войны и мира", из „Воскресения" и „Чем люди живы".
Л. Пастернак. Л. Н. Толстой среди семьи, в Ясной Поляне
(Эскиз картины, находящейся в музее Императора Александра III)
Чтобы создать иллюстрации, он едет в Ясную Поляну, беседует с автором. Делая эскизы, он их посылает на просмотр. Иллюстрации Л. О. Пастернака—не поверхностные наброски, а продуманное и прочувствованное талантливое претворение того, что дал писатель, но претворение, преломившееся через призму художника, зорко всматривающегося в окружающую жизнь и черпающего оттуда живые типы разнообразных слоев русского общества. Иллюстрации Л. О. Пастернака очень нравились Л. Н. Толстому.
Л. Пастернак. За ужином. (Рисунок к рассказу Л. Н. Толстого "Чем люди живы")
„Особенно мне понравились,—пишет он в ноябре 1904 года,—два рисунка (из серии „Чем люди живы"). „За ужином" и особенно лицо женщины—это 5+. Также 5+ за последний рисунок женщины с двумя девочками".
Рисунки к „Воскресению", также просмотренные и оцененные автором, были помещены в „Ниве", изданы в Лондоне, Париже и Нью-Йорке и создали художнику широкую известность.
Пренебреженное ранее искусство иллюстрации Л. О. Пастернак поднял высоко и дал его прекрасные современные образцы **).
*) Обе эти картины находятся в Музее Императора Александра III в Петрограде.
**) Н. Тарасов.
Но, будучи близок к литературе, Л. О. Пастернак не стал рабом литературного направления в живописи. Его сильно всегда интересует и живописная сторона и разработка живописных задач. С 90-х годов он отдается изучению и передаче оранжевой гаммы света лампы, который обливает все мягким теплом и придает особую интимность.
Л. Пастернак. Совет художников в Училище Живописи, Ваяния и Зодчества в Москве (Музей Императора Александра III)
Работая в этом направлении, Л. О. Пастернак создает два портретных шедевра: один—Толстой в семейном кругу в Яснополянском доме в вечерние часы, другой—группа художников из В. А. Серова, А. М. Васнецова, К. А. Коровина, С. Б. Иванова. А. Е. Архипова и самого Пастернака на вечернем заседании Совета в Училище Живописи, Ваяния и Зодчества в Москве.
Еще сильнее интимная нота звучит у Л. О. Пастернака в рисунках, когда он берет для изображения семейную жизнь. Он влюблен в курчавые головки детей, в степенных нянь, в заботливых матерей, в семейный уют, где дарят тепло и мир.
Л. Пастернак. Этюд
Он с любовью наблюдает, как к ребенку наклоняется мать, чтобы кормить его грудью, как мать, обняв детей, с ними вместе читает, как малышей купают, кормят и поят в детской, как они там играют. Улавливая общее, свободными штрихами он переносит на бумагу эти подвижные модели, импрессионистично схватывая характерное.
Л. Пастернак. Портрет Манфреда К.
В тесной связи с основным интересом Л. О. Пастернака к человеку и его внутреннему миру стоит и его любовь к портрету. Здесь его привлекают разнообразие и возможность углубления при передаче типичного человеческого лица. Он пишет портреты Л. Н. Толстого за работой, проф. В. О. Ключевского на лекции, Петра Великого на ассамблее. Он дает здесь не только сходство, он выявляет характерный облик и внутренний мир.
Л. Пастернак. На ассамблее (Из издания Думнова "История русской культуры")
Л. О. Пастернак — неутомимый работник. С 90-х годов он ведет преподавание в московском Училище Живописи, Ваяния и Зодчества, насаждая художественную культуру в своих питомцах. Он всегда изучает природу, а в ней особенно форму, рисунок, вдумчиво и любовно вглядывается в старых мастеров.
Во всем, что он рисует, видны любовь и наблюдательность. Поэтому он не отступает от правды. Но он не копирует правды. Он обобщает ее и дает претворенною.
Л. О. Пастернак — талантливый живописец; он владеет краской, чувствует цвет и свет. Но прежде всего он — превосходный график, один из немногих русских художников, строго относящихся и культивирующих рисунок.
Рисунок для Л. О. Пастернака—не эскиз и не этюд, не подготовительная только работа для чего-то более значительного. Он ценит его самого по себе, и его рисунки вдумчивы по содержанию, утонченны по технике, богаты по изучению и разработке. Его пастели, акварели, гравюры, рисунки карандашом, углем и пером отличаются огромным техническим уменьем и изысканной простотой.
Еще по теме
|