Художник-карикатурист Николай Александрович Степанов - История искусства - История. События и люди. - Каталог статей - Персональный сайт
nik191 Суббота, 03.12.2016, 12:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1984]
История искусства [167]
История науки и техники [184]

» Друзья сайта
  • Хочу квартиру
  • Наши таланты
  • История и современность

  • » Block title

    » Block title

    » Block title

    Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

    Художник-карикатурист Николай Александрович Степанов

     

    По материалам журнала "Столица и усадьба" за 1916 год.

    Во всех материалах по старым газетам и журналам сохранена стилистика и орфография того времени (за исключением вышедших из употребления букв старого алфавита).

     

     Художник-карикатурист Николай Александрович Степанов

    (1807 - 1877 гг.)

     

    ИЗЪ СЕМЕЙНЫХЪ РЕЛИКВІЙ МУРАВЬЕВЫХ

     

    Потомок рода Муравьевых (переведенных в конце XV века великим князем Іоанном III из великаго княжества Рязанскаго на службу в Новгород), внук Лифляндскаго генерал-губернатора, сенатора генерал-поручика Н. Е. Муравьева и сын известнаго основателя Московскаго Учебнаго Заведения для колонновожатых Н. Н. Муравьева, Сергей Николаевич Муравьев был одним из образованнейших людей своего времени.

    Склонность к кабинетным занятиям отвлеченными науками помешала ему подобно другим братьям выделиться на государственном или общественном поприще. В своих известных записках М. И. Глинка упоминает о пристрастии С. Н, Муравьева к философии.

    Любя науки и искусства, С. Н. Муравьев окружал себя людьми таланта. В пятидесятых годах прошлаго столетия у С. Н. Муравьева собирался кружок литераторов, музыкантов, художников, из которых особенно частыми посетителями 6ыли композитор М. И. Глинка и братья Н. и П. А. Степановы (генер.-от-инфант.).

    Н. А. Степанов, один из редакторов известнаго тогда журнала „Искра", талантливый художник-карикатурист, оставил много рисунков акварелью, пером и карандашом (которые он рисовал, видимо, при посещениях семьи Муравьевых), сохранившихся доныне в этой семье.


    Я. Ф. Яненко, художник часто бывавший в интимном кружке Глинки, Кукольника, Степанова и др.; видимо, как и Н. И. Кукольник, Яненко чувствовал особое влечение к спиртным напиткам...

     


    К. П. Брюллов, известный художник, был в близких отношениях с М. И. Глинкой, последний также занимался рисованием, под руководством Брюллова. Подпись сверху "Брюллов Глинка" сделана рукою самого художника.

     


    После разрыва с женой М. И. Глинка жил безвыходно в квартире генерала Степанова и не допускал к себе никого кроме самых искренних приятелей.

    В своих записках Глинка пишет: "Все петербургское бабье, под предводительством графини Е. М. С. и Е. А. Г. восстало против меня, и злословию их не было пределов".
    Глинка боялся многих стремившихся примирить его с женой Степанов изобразил Глинку на карикатуре поющим своей канарейке романс "Ты не изменишь мне"...

     


    Писатель Н. В. Кукольник среди своих творений—четвертей водки с названиями произведений. Степанов подчеркивал этим шаржем пристрастие художника к спиртному. Рука сверху — протягивает особенно большую бутыль с произведением "Рука
    Всевышняго"...

     


    С. Н. Муравьев.

    В своих записках М. И. Глинка называет С. Н. своим самым искренним приятелем. В кругу друзей Муравьев носил прозвище Тимей. Глинка часто бывал у Муравьева и у него написал свой известный романс "Уймитесь волнения страсти". Огромный рост Муравьева, в резком контрасте с его камердинером Иваном, подчеркнут в карикатуре, а также склонность С. Н. к философии — под мышкой он несет "Критику чистаго разума Канта".

     


    Н. В. Гоголь и А. К. Жуковский.

    Жуковский, писатель 40-х годов прошлаго столетия, писал под псевдонимом "Бернет".
    Гоголь встречался с Глинкой, на котораго, как представителя самобытной русской музыки, великий писатель имел влияние. Так Глинка хотел писать музыку на "Тараса Бульбу", о чем упоминает в своих записках. Гоголь был в близких отношениях с Н. Кукольником, зная его еще в Малороссии. Гоголь встречался с художником Брюлловым и со многими другими лицами, изображенными Степановым в карикатурах.

     


    М. И. Глинка и А. С. Даргомыжский.

    Оба композитора, уроженцы одной губернии (Смоленской). М. И. Глинка имел несомненное влияние на творчество Даргомыжскаго и оба были первыми композиторами, проникнутыми складом родной русской музыки. Рисунок изображает творца "Руслана и Людмилы", поднявшагося на облака выше творца "Русалки".

     


    Типичные представители старых слуг Муравьевской семьи.

     


    Дети С. Н. и С. П. Муравьевых. В. С. Муравьев, участник Севастопольской обороны, штаб-офицер при генер.-губернаторе Восточной Сибири, Карачсвский предводитель дворянства.

     


    Иван, камердинер С. Н. Муравьева, зарисован с неизменной трубкой, с которой его господин изображен на многих рисунках Степанова.

     


    Портрет карандашем графа С. Н. Муравьева (в детстве).



    "Глинка идет в потомство, на гору Славы, не ломая шапки перед современниками".


    Первое представление оперы Глинки "Руслан и Людмила" 27 ноября 1842 г. было встречено публикой и критикой довольно холодно и композитор испытывал, как он сам выражается, "мучительное чувство". Настоящий рисунок Степанова и подчеркивает недостаточную оценку современниками музыкальнаго произведения, намекая на будущую славу композитора.

    Здесь встречаешь изображения самого С. Н. Муравьева в разных видах, например, гуляющаго с трубкой в руках и с томом "Критики чистаго разума” Канта, в сопровождении неизменнаго камердинера своего Ивана; других старых Муравьевских слуг, воспитателей, детей Муравьевых, и даже собачки Муравьевых попали на рисунки.

    Но особенно ярки нарисованныя талантливой рукой художника карикатуры на М. И, Глинку и Даргомыжскаго, сражающихся между собой над "головой из "Руслана и Людмилы"; творца этой оперы "идущаго на гору славы, не ломая шапки перед современниками”, а также на Глинку, бывшаго несчастливым в семейной жизни, поющаго перед птичкой в клетке свой романс „Ты не изменишь мне!“
    Из других карикатур интересна особенно карикатура на известнаго писателя Н. В. Кукольника, где подчеркнуто пристрастие писателя к спиртным напиткам—на каждой винной четверти красуется название одного из многочисленных произведений писателя. Ярко подмечены черты известнаго художника Брюллова, стоящаго на рисунке рядом с Глинкой; художника Яненко, Н. В. Гоголя, прекрасно схваченнаго карандашом во время беседы с писателем Бернетом (Жуковским). Изображение великаго писателя с натуры является особенно ценным.

    Среди других карикатур можно отметить удачныя изображения поэтов Бенедиктова, Майкова, малорусскаго писателя Гребенки; интересно изображено целое общество из салона mаdаmе Дуппельт в Павловске.

    Целый ряд забытых людей встает перед глазами. Все эти многочисленные рисунки Степанова собраны заботливой рукой С. И. Муравьевой, после смерти ея мужа С. Н. Муравьева.

    А. Муравьев.

     

     

    Еще по теме

     

     

     

    Категория: История искусства | Добавил: nik191 (12.05.2016)
    Просмотров: 171 | Теги: Художник-карикатурист, Н. А. Степанов | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    » Block title

    » Яндекс тИЦ
    Анализ веб сайтов

    » Block title

    » Block title

    » Block title

    » Статистика

    » Block title
    senior people meet contador de visitas счетчик посещений

    » Информация
    Счетчик PR-CY.Rank


    Copyright MyCorp © 2016
    Бесплатный хостинг uCoz