nik191 Воскресенье, 23.07.2017, 01:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1495]
История искусства [165]
История науки и техники [182]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Художник-интеллигент Н. А. Ярошенко - творчество. Часть 3

Автопортрет (1875 г.).    Н. Ярошенко

 

По материалам журнала "Нива" за июль 1917 г.

 

 

Художник-интеллигент Николай Александрович Ярошенко

Очерк М. Неведомского

(1 [13] декабря 1846, Полтава — 26 июня [8 июля] 1898, Кисловодск)

 

Ко второй категории произведений Ярошенко я отношу те, которые представляют наиболее ценный вклад его в наше искусство; как я уже высказывал, это изображения интеллигентов - типы и портреты.

На первое место из всего им написанного нужно, думается, поставить картины: „Курсистка" и „Студент". В первой—она относится к начальному периоду художника—Ярошенко запечатлел новый тогда образ учащейся женщины и сумел схватить самые привлекательные черты этого образа.

Я предоставлю здесь слово Глебу Успенскому, который посвятил этой картине целый очерк („По поводу одной картины", „Отеч. Зап." 1883 г.):

 

Ярошенко Н.  Курсистка (70-е годы)


„Девушка лет пятнадцати-шестнадцати, гимназистка или юная студентка, бежит с „книжкой под мышкой" на курсы или на уроки...

Таких девушек в пледе и мужской круглой шапочке всякий из нас видал и видит ежедневно, и уж много лет подряд, и притом в огромном количестве. Одни из нас, „из публики", просто определяют это явление словами:

„бегают на курсы"; другие через пень колоду присоединяют рассуждения о „женском вопросе"; иной почему-то произнесет слово „самостоятельность" и ехидно улыбнется...

И вот художник, выбирая из всей толпы „бегающих с книжками" одну самую ординарную, обыкновенную фигуру, обставленную самыми ординарными аксессуарами простого платья, пледа, мужской шапочки. подстриженных волос, тонко подмечает и передает нам - „зрителю", „публике" — самое главное, самое важное... Чисто женския, девичьи черты лица, проникнутыя на картине, если можно так выразиться, присутствием юношеской, светлой мысли. Главное же, что особенно светло ложится на душу, это нечто прибавившееся к обыкновенному женскому типу — новая мужская черта, черта светлой мысли вообще (результат всей этой беготни с книжками), не приклеенная, а органическая...

Вот это-то изящнейшее слитие девичьих и юношеских черт в одном лице, в одной фигуре, осененной не женской и не мужской, а „человеческой" мыслью, сразу освещало, осмысливало и шапочку, и плед, и книжку, и превращало картинку в новый, народившийся, небывалый и светлый образ человеческий... Все (зрители) говорили: „Да-а-а-а! Отлично!.. Вот, что так—то так!.."

Прекрасный реndаnt к тому „светлому образу" представляет собою тот юный семидесятник-студент, которым мы можем любоваться в московской галерее.

Ярошенко Н.  Студент (70-е годы)

Он кутается в плед, на голове—широкополый фетр, а из под него смотрят на зрителя отважно и пытливо и в то же время по-детски чисто два черных глаза,—два глаза подлинного идеалиста, готового ринуться в бой за те огромные, светлые идеи, которыми переполнены были юноши той эпохи...

Надо было быть самому подлинным интеллигентом-семидесятником, надо было так чувствовать, так понимать свое время, так любить „своих", как любил и понимал „художник-интеллигент", чтобы давать такие проникновенные картинки-характеристики. Целые трактаты можно написать о семидесятых годах и семидесятниках, а две маленькие картинки Ярошенко все же дадут умеющему смотреть и видеть гораздо больше материала для понимания эпохи, чем эти трактаты!

Это—подлинные „достижения", и вместе с такими созданиями передвижнической эпохи, как „Бурлаки" Репина, как исторические картины Сурикова, как „Тайная Вечеря" Ге и некоторые из портретов психолога Крамского, эти две небольшие картинки Ярошенко останутся вечными памятниками нашего искусства полосы 70-х и начала 80-х годов.

Отмечу,что „Студент" написан в гораздо более широкой и изящной манере, чем „Курсистка". Менее яркие и глубокие, но все же очень удачные типы интеллигенции даны Ярошенко и в картинах: „Перед экзаменом", (совсем юный студент, замечтавшийся над книжкой в своей „келье", досидев до рассвета), „Летом" (девушка у стога сена) и „Старое и молодое".

Ярошенко Н.  Старое и молодое

Сюжет последней — это сюжет „Отцов и детей". Юноша, приехавший из столицы в семью знакомых или родных, с увлечением излагает свой „символ веры". Он горячится, готов „сломать стол", на который оперся коленом, стоя перед противником — „отцом". Правой рукой он комично тычет в воздухе. А добродушный „отец", в халате, со снисходительной улыбкой выслушивает юношу. Горячность юнца, вероятно, подогревается присутствием совсем юной девицы, которая, сидя за спиной отца, прислонилась подбородком к спинке его кресла, подалась всем корпусом вперед и жадно ловит „новые речи". Картина полна любовного юмора и правды.

Что касается портретов интеллигенции того времени, которые оставил нам Ярошенко, то достаточно перечислить их, чтобы читателю стало ясно, кого „любил и ценил", а потому и писал этот художник.
Помимо воспроизводимых здесь портретов Влад. Соловьева и Кавелина, кисти Ярошенко принадлежат портреты литераторов: Л. Толстого, Салтыкова, Успенскаго, Михайловскаго, Плещеева, Короленко (оставшийся незаконченным); общественных деятелей: Унковскаго, Петрункевича, В. Варгунина, П. П. Семенова; химика Менделеева, доктора Симановскаго и его жены; актрисы Стрепетовой; художников: Ге и Крамского.

Ярошенко Н.  Портрет К. Д. Кавелина

Не все портреты одинаково удачны. Но портреты Стрепетовой, Крамского, Соловьева действительно представляют, по выражению Нестерова, „тонкия и интересныя характеристики". Портреты „соусом" (черным способом) лучше давались Ярошенко, чем портреты живописью; так, портрет Кавелина — безусловно лучшее из имеющихся у нас изображений этого мыслителя и общественнаго деятеля.

 

Ярошенко Н.  Портрет П. Стрепетовой

О портрете Стрепетовой Крамской, выделявший эту работу из остальных портретов Ярошенко, отзывался так:

„Это в живописи то же, что в литературе портрет, написанный Достоевским. Хорошо это или дурно—я не знаю; дурно для современников, но когда мы все сойдем со сцены, то, я решаюсь пророчествовать, портрет Стрепетовой будет останавливать всякого. Ему не будет возможности знать, верно ли это, и такой ли ее знали живые, но всякий будет видеть, какой глубокий трагизм выражен в глазах, какое безысходное страдание было в жизни этого человека..."

Несмотря на детали, могущество общего характера всегда выступает более. Портреты, оставленные нам Ярошенко, составляют целую галерею его выдающихся современников — деятелей культуры и общественности.


К третьей категории произведений Ярошенко относятся, так сказать, „спокойные" жанровые сюжеты и пейзажи. Это не было тем, что можно было бы назвать его еmрlоi. Из „спокойных" мотивов назову: „На качелях" (солдат с горничной вертятся на масленичных качелях и наслаждаются „семечками"); „Хор" (малыши—ученики приходской школы старательно выводят свои ноты, под дирижерством комичнаго дьячка с косичкой; „Подруги" („верченная" и „идейная", первая иронически читает вслух тодько что полученное любовное послание, а вторая и сочувствует по дружбе, и жалеет автора письма, и завидует счастливой подруге, —все это очень удачно выражено); „Мечтатель" (ученый, заснувший за работой в своем кабинете; к нему с улыбкой входит молодая жена).

 

Ярошенко Н. Хор


Пейзажной живописью Ярошенко занимался главным образом в последние годы своей жизни, когда болезнь заставила его путешествовать. Он ездил в Палестину, в Италию, писал и Мертвое море, и Везувий, и Крым, и Кавказ. Все это преимущественно — этюды, и интерес они представляют, главным образом, как свидетельство неустанной работы художника над самим собою. Его последние крымские этюды обнаруживают уже более интересную манеру, более тонкую нюансовую впечатлительность. О том же говорят несколько пленэров (этюды мальчиков на солнце), написанных также в последние годы.

 

Ярошенко Н. Кочегар


Совершенно особняком стоить в творчестве Ярошенко его картина „Кочегар". Она должна быть поставлена рядом с теми образами „интеллигентов", о которых я говорил, как о лучших достижениях Ярошенко, и, подобно им, не умрет.

Эта небольшая по размерам вещь вызвала в эпоху своего появления немало толков. С необычными для Ярошенко простотой и силой „живьем" поставлен перед зрителем этот широкоплечий, коренастый, лет за сорок рабочий. Огонь из печи обдает всю его фигуру снизу доверху красноватым светом, сверкает в глазах, отбрасывает вверх черные тени от каждой складки фартука, от мускулов рук, от каждой выпуклости лица. В ярко освещенных руках лопата для подкидывания угля. На морщинистом, загрубелом лице из покрытых тенью орбит блестят два измученных огнем глаза и несколько исподлобья в упор глядят на зрителя...

Впечатление сильное и тяжелое производит этот человек, превращенный в „придаток" к машине. Картина написана в 1878 г., а в следующем появилась повесть Гаршина „Художники", в которой один из героев ея, живописец Рябинин, изображает в своей картине „глухаря" — рабочего котельщика, и так мучится душой над этим образом, что заболевает психически.

Говорили, что этот эпизод повести навеян был Гаршину картиной Ярошенко... Может быть, это и не верно. Может быть, здесь было простое совпадение. Но ведь тогда еще с большей силой обнаруживается здесь та черта Ярошенко, которая так для него характерна: я разумею его духовную близость к лучшим представителям его поколения, интимное единение „художника-интеллигента" с передовыми деятелями - общественности и культуры той эпохи, неустанно полвека питавшими тот огонь свободы, который вспыхнул в сердце народа красным пламенем революции в наши дни.

 

 

Еще по теме:

Художник-интеллигент Н. А. Ярошенко

Художник-интеллигент Н. А. Ярошенко - творчество. Часть 2

Художник-интеллигент Н. А. Ярошенко - творчество. Часть 3

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (08.07.2017)
Просмотров: 34 | Теги: Ярошенко, художник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Новости дня

» Block title


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz