nik191 Четверг, 27.07.2017, 01:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1495]
История искусства [165]
История науки и техники [182]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Художник-интеллигент Н. А. Ярошенко

Автопортрет (1875 г.).    Н. Ярошенко

 

По материалам журнала "Нива" за июль 1917 г.

 

 

Художник-интеллигент Николай Александрович Ярошенко

Очерк М. Неведомского

(1 [13] декабря 1846, Полтава — 26 июня [8 июля] 1898, Кисловодск)

 

Если бы Ярошенко оставил потомству только те два изображения „курсистки" и „студента", которыми владеет теперь Третьяковская галерея в Москве,—и то он по праву мог бы быть назван художественным летописцем своей эпохи. Ни у кого из передвижников не отразились в творчестве с такой полнотой, как у него, все интимнейшие, завиднейшие стороны того великого, славного времени, тех десятилетий,—70-х и 80-х годов прошлого столетия, когда русская интеллигенция была вся — горение на благо народа, жажда подвига, чувство долга...

Ярошенко был убежденный демократ-народник, он смотрел на свое искусство, лишь как на средство для служения тем самым идеям, в которых его воспитали „учителя жизни" тех поколений — Чернышевские и Добролюбовы. Он был весь в общественности, был реалистом и рационалистом, совершенно чуждым всякой мистике. Что может быть более противоположно ему, чем фигура нашего глубокого мистика, примитивиста-символиста художника Нестерова? Но последний над свежей могилой Ярошенко, вспоминая о нем, как о человеке и художнике, дал ему следующую характеристику:

„Его высокое благородство, его прямодушие, необычайная стойкость и вера в то дело, которому он служил,—были, думаю, не для одного меня примером, и сознание, что такой правильный человек есть среди нас, ободряло на правое дело. Человек своего времени, —времени 70-х годов,— с увлечениями и ошибками памятной эпохи, —он был одним из наиболее ярких и вдумчивых выразителей ее идей... Взгляды его на жизнь и искусство были тожественны.

Как человек, Н. А. Ярошенко был, быть может, для многих интереснее, разностороннее и ярче художника. То, что исповедовал он так пламенно, часто не поддавалось его кисти... Хотя место его в истории родного искусства почетное: он записал на память будущим временам интересные, хотя и тяжелые страницы своей эпохи. Он описал радости, горе, надежды и печаль людей, живших, как и он сам, в это возбужденное, переходное время"...

***

Н. А. Ярошенко родился в Полтаве в 1846 году в семье генерала. На девятом году он был отдан в Полтавский кадетский корпус, а затем переведен в 1-й кадетский корпус в Петербурге, — и почти всю жизнь провел на военной службе, в артиллерии: он вышел в отставку только в 1892 г.

Учителя рисования всегда выделяли его, как особенно одаренного мальчика; но лишь по окончании корпуса он начал серьезно обучаться живописи у художника А. М. Волкова (жанриста). У последнего собирались передовые литераторы и художники, и под влиянием их сформировалось миросозерцание Ярошенко.

Поступив в 1867 г. в Артиллерийскую Академию, он одновременно —в течение 5 лет— посещал в качестве вольнослушателя и журнала того времени „Отечественных Записок", сделалось содержанием и его дум, и его творчества с самых первых шагов его на художественном поприще. А это настроение, равно как и личное знакомство с главарями „передвижничества" — Крамским, Шишкиным, Васнецовым, Куинджи,— сделали его горячим приверженцем этого только что народившегося течения. Реалистическое, без всяких прикрас, воспроизведение жизненной правды; преданность родным мотивам, родному быту; напряженное внимание к вопросам народного блага— вот девиз этого течения в первую, молодую его пору...

Но если большинство жанристов-передвижников, как Максимов, Морозов, отчасти Перов и Репин, искали свои сюжеты, в народной крестьянской жизни, то Ярошенко, можно сказать специализировался по изображению тех элементов общества, которые отдавались служению на благо этой народной массы. Сам типичный интеллигент, он писал почти исключительно интеллигенцию своего времени, как в жанрах своих, так и в целой серии портретов с передовых общественных деятелей того времени. Он был подлинным певцом этой интеллигенции. Он вошел в „Товарищество Передвижников" в 1875 г. и оставался членом Товарищества до самой смерти, всегда горячо отстаивая задачи передвижничества.

Это „Товарищество" было первой попыткой русской живописи стать на собственные ноги, освободиться от казенной опеки. С нарождением этой школы совпадает нарождение вполне „партикулярной", свободной художественной деятельности, питающейся лишь сочувствием общества, руководящейся лишь его вкусами и потребностями. И Ярошенко до конца, в те годы, когда прежний дух Товарищества уже испарился, когда слияние с Академией соблазняло многих из его соратников, оставался „непримиримым врагом официальных поощрений", разошелся с „товарищами", перешедшими в реформированную Академию, со свойственной ему прямотой и даже суровостью там, где дело шло об его принципах, обрушивался на „изменников".

„Будучи сам безупречным,—сказал про Ярошенко Нестеров,—он желал, настаивал, горячился, требовал, чтобы и те люди, которые служат одному с ним делу, были на той же нравственной высоте, столь же неуклонно следовали своему делу, как он сам". Деятельность Н. А., как члена „Товарищества Передвижных Выставок", после деятельности Крамского можно считать наиболее полезной и достойной уважения. Лучшия качества души его здесь сказались во всей своей силе и привлекательности. Он был стражем, охранителем лучших традиций „Товарищества", был как бы совестью его“...

Отстаивая свою собственную самостоятельность, не желая подчиняться прихотям заказчиков или покупателей, он всю жизнь оставался на военной службе, хотя она не отвечала его наклонностям и отнимала много времени от служения любимому искусству: эта служба давала ему возможность писать лишь то, что его занимало и вдохновляло... Так, среди многочисленных портретов его работы нет ни одного, написанного для „заработка", нет ни одной безразличной фигуры: Ярошенко писал лишь тех, кого любил или ценил...

Та же черта характера проявлялась и в таких эпизодах. Он не раз отказывался от повышений по службе, когда они могли отрывать его от живописи - на более продолжительное время. От чина полковника он отказывался до пяти раз и принял его лишь тогда, когда ему дали место полковника для особых поручений при Патронном заводе, оставлявшее ему много свободного времени.

Однажды ему хотели дать важное секретное поручение, но начальство заколебалось в виду его „направления", выразившегося в таких картинах Ярошенко, как „Подле Литовского замка", „Студент" и т. п.

—    Зачем вы писали Перовскую и Засулич?—справлялось у него начальство.

—    Ни той ни другой я не писал,—отвечал Ярошенко,—не писал потому, что не видал их. А если бы был знаком, написал бы с удовольствием, так как это—личности, на которых нельзя не обратить внимания.

Начальство удовлетворилось этим ответом, и поручение ему было дано...

В отставку он вышел лишь за шесть лет до смерти, когда заработок уже давал ему известную обеспеченность. При этом он отказался подать прошение об отставке по болезни, что давало ему право на пенсию, хотя фактически болезнь, сведшая его в могилу, уже давала себя чувствовать. Умер он на своей даче в Кисловодске, на 52 году, скоропостижно, от ожирения сердца (которого никто у него не подозревал), 25-го июня 1898 г., за работой в мастерской. До конца сохранял он бодрость духа и ясность недюжинного ума.

Надгробный памятник Н. А. Ярошенко на кладбище в Кисловодске

 

Пишущему эти строки привелось встречаться с Ярошенко всего за год до его смерти: он был совершенно без голоса (доктора предполагали горловую чахотку), но живой и иронический темперамент делал его интереснейшим собеседником, а в компании близких людей он ухитрялся шепотком вести беседу и являлся душою общества...

Таков был этот служитель искусства в жизни, и такова, в беглых чертах, его биография.

 

 

Еще по теме:

Художник-интеллигент Н. А. Ярошенко

Художник-интеллигент Н. А. Ярошенко - творчество. Часть 2

Художник-интеллигент Н. А. Ярошенко - творчество. Часть 3

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (08.07.2017)
Просмотров: 41 | Теги: Ярошенко, художник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Новости дня

» Block title


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz