nik191 Вторник, 12.12.2017, 11:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1498]
История искусства [170]
История науки и техники [182]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

История шедевров. Мадонна Литта
Продолжим наш разговор о шедеврах мирового искусства, которые попали к нам «по воле рока» и зажглись яркими звездами на российском музейном небосводе. Если Филермская икона Божией Матери не задержалась в Советской России, то Мадонна Литта, кажется, уже будет пребывать с нами всегда. А объединяет их величественная фигура графа Юлия Помпеевича Литта, миланского аристократа, воспитанника иезуитов, моряка, обер-камергера, и первого шефа российского кавалергардского полка.
 
 
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта, 1490—1491. Холст (переведена с дерева), Темпера. 42×33 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург
 
Есть версия, что именно Литта впервые привез в Россию «Мадонну с младенцем» Леонардо да Винчи. После его смерти Юлия Самойлова, любимая внучка и наследница графа, передала картину его племянникам в Италию, где состояние доски стало плачевным. Поэтому в 1864 году Антонио Литта предложил русскому императорскому двору купить картину за 100000 франков. От такого предложения трудно было отказаться: поэтому в начале 1865 г. «Мадонна с младенцем» отправилась в Санкт-Петербург, где эрмитажный столяр Александр Сидоров мастерски перенес красочный слой на холст.
 
 
Мальтийский кавалер на русской службе
 
Еще при Императоре Павле I русская партия во главе с графом Ростопчиным, и митрополит Сестренцевич, добились отставки кавалера Литта. Графа пригласил к себе генерал-губернатор П.А.Пален на «стаканчик отличного лафита». Это было символом опалы, и переговоры были бесполезны. Литта занялся постройкой замка в Графской Славянке, который описал барон П.К.Клодт, автор конных скульптур на Аничковом мосту. Опала была недолгой. Вернувшись ко двору при Александре I, Литта стал членом Государственного Совета. Примечательно, что в ведомстве Литты числился камер-юнкер А.С.Пушкин. 28 июня 1834 г. он писал жене: «Мой ангел, сейчас послал я к графу Литта извинение в том, что не могу быть на Петергофском празднике по причине болезни. Жалею, что ты его не увидишь: оно того стоит. Не знаю даже, удастся ли когда-нибудь тебе его увидеть. Я крепко думаю об отставке». В высшем Петербургском обществе 30-х годов XIX века граф Литта оставался обломком Екатерининского двора. «Мы так привыкли видеть графа Литту в каждом салоне, любоваться его вежливым и вместе барским обхождением, слышать его громовой голос, смотреть на шахматную его игру, за которою он проводил целые вечера, любоваться его бодрою и свежею старостью, что невозможно было не вспоминать о нем каждую минуту, особенно тогда, когда его не стало».
 
Графиня Екатерина Скавронская (1761-1829), младшая дочь смоленского помещика В.А.Энгельгардта от брака с сестрой князя Потемкина Еленой, в 1776 году была привезена вместе с сестрами в Петербург и стала фрейлиной двора. «Она всех сестер была пригожее и дядюшка в нее влюбился; влюбиться на языке Потемкина означало наслаждаться плотью. Любовные его интриги оплачивались от казны милостью и разными наградами, кои потом обольщали богатых женихов и доставляли каждой племяннице, сошедшей с ложа сатрапа, прочную фортуну», - так пишет князь И.М.Долгорукий, двоюродный брат графа Скавронского.
 
Ей уже было 37 лет, когда она полюбила графа Литта. Свадьба в 1798 г. была пышной. Папа Пий VI лично снял с Литта обет безбрачия. Женившись, граф приумножил свое состояние, принял русское подданство и получил назначение шефа кавалергардов. Торжественную оду на этот брак писал сам Гаврила Романович Державин:
 
Так ты, жених, о милый ангел,
Магнит очей, заря без туч!
Как брак твой вновь позволил Павел
И кинул на тебя свой луч.
Подобно розе развернувшись,
Любовь душою расцвела,
Ты красота, что, улыбнувшись,
Свой пояс Марсу отдала.
 
Графиня обладала прекрасной фигурой, была «чудно хороша и бесконечно симпатична». Французский посланник в России Сегюр утверждал, что «ее головка могла бы служить для художников образцом головы Амура». Графиня Е.В.Литта умерла в 1829 г. и была погребена в церкви Св. Духа Александро-Невской Лавры. После смерти своей жены граф Литта, как утверждает легенда, перенес всю свою любовь на свою внучку Юлию. В свете, тем не менее считали, что девочка родилась в результате связи Литта с Марией Павловной Пален. На что впоследствии указывала её итальянская внешность.
 
«Трубы архангела при втором пришествии»
 
Граф Литта отличался несколькими эксцентрическими особенностями: во-первых, голосом. На гуляньях ли, в театрах, в первом ряду кресел у самой рампы оркестра, на постоянной прогулке по Невскому или Английской набережной, - везде всегда необыкновенно громко звучал его голос. Голос графа в обществе получил прозвище «трубы архангела при втором пришествии». Во-вторых, граф, не будучи большим гастрономом, страстно любил мороженое и поглощал его большими порциями как дома, так и везде, где только бывал. Известные в то время кондитеры Мецапелли, Сальватор, Резанов и Федюшин почитали графа своим благодетелем. После смерти жены, граф Литта жил в одиночестве в своем доме на Большой Миллионной, близ арки. 
 
«Еще вопрос: можно ли мне будет там, в горних, лакомиться мороженым?»
 
Окна большого барского дома Литты никогда не были освещены. Вдруг, в одну ночь, когда медики объявили графу, что ему остается жить не долее нескольких часов, к удивлению всех соседей мрачный дом озарился огнями сверху донизу; загорелись и яркие плошки у подъезда графа. Для проведения обряда приобщения святых тайн, граф приказал засветить все люстры, канделябры и подсвечники в комнатах, через которые должен был проходить священник со святыми дарами. Умирающий в памяти и совершенно спокойно приказал подать себе в спальню изготовленную серебряную форму мороженого в десять порций и сказал: «Еще вопрос: можно ли мне будет там, в горних, лакомиться мороженым!» Покончив с мороженым, граф закрыл глаза и перекрестился, произнеся уже шепотом: «Сальватор отличился на славу в последний раз», - и перешел в лучший из миров, где он не знал, найдет ли мороженое. После смерти графа 24 января 1839 года нашли проект сочиненной им себе самому эпитафии: «Julius Renatus Mediolanensis natus die 12 aprils 1763; obiit in Domino… august 1863. На чем было основано это предсказание, - не известно.
 
М.И.Пыляев пишет, что граф Литта был в родственных связях «со всею нашею русскою аристократией». Племянник его, кн. Владимир Голицын, раз спросил его: «А знаете ли вы, какая разница между вами и Беггровым? Вы - граф Литта, а он - литограф».
 
 
 
К.Брюллов. Последний день Помпеи. 1833. Фрагмент. Мать с двумя детьми - Юлия Самойлова (Пален).
 
Дмитрий Окунев


Источник: http://www.diletant.ru/blogs/5628/5337/
Категория: История искусства | Добавил: nik191 (19.05.2013)
Просмотров: 789 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Новости дня

» Block title


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz