nik191 Вторник, 17.07.2018, 23:59
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1443]
История искусства [199]
История науки и техники [184]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 9

Ф. И. Шаляпин.        Автопротрет

 

 

Ф. И. Шаляпин

Творчество

(начало)

 

Монография Леонида Добронравова. Иллюстрации Петра Бучкина.

 

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

Актер

 

V.

Филипп II остается вдвоем с маркизом Поза. Диалог их— одно из великолепных шаляпинских достижений—и вокальных и декламационных.

Голос бесстрастный и мощный, насыщенный мрачными интонациями подозрительного царственного отшельника, произносит фразу за фразой, отделяя их многозначительными паузами.

Молчание Шаляпина-Филиппа так же красноречиво, как и его голос. В молчании сгущалась жуть грозного образа; к этих паузах чернела мрачная мысль монарха, приблизиться к которому, по замечанию историка, можно было только одетым в чери.

Молчание Филиппа II—это „молчание ужаснувшейся и испепеленной Испании".

Паузы Шаляпина—стиль Эскуриала, больше, это—стиль династии в стране, где „каждый считал свои слова, потому что знал, что они будут взвешены".

Горячая речь маркиза вызывает лишь медленный, величавый поворот головы. В этом почти неуловимом движении Шаляпин дает именно того Филиппа II, о котором современники рассказывали, что

„во время разговора с ним они никогда не замечали, чтобы он изменял позу или движение, и что он принимал, выслушивал и отвечал с тем же самым выражением лица, и во всем его теле двигались только губы и язык". (С. Виктор).

Но вслед за этим Шаляпин показывает лицо другого человека, того, кому Шиллер вложил в уста:

Теперь дай человека мне, Создатель!
Ты много дал мне—только человека
Ты дай теперь мне! Ты, о Ты един!
Ты сокровенное все видишь Оком.
Молю Тебя о друге...
Мне правды надо... О, пошли
Мне мужа редкого, с открытых сердцем,
С прямым умом и неподкупным глазом...


Шиллер. „Дон Карлос“.

Шаляпин открывает все одиночество зловещего создателя Эскуриала, возле которого „птицы замолкают, пролетая".
Глухо он признается, что „корона давит его мозг".

И палка, на которую опирается Филипп, кажется символом одиночества.

Страшный, тяжелый дар предлагает он маркизу:

— Возьми мое сердце...

Шиллер и Верди рассказали о том, чего не было в истории. Шаляпин заставил поверить, что это было, что о странной дружбе зловещего властителя Европы с мальтийским рыцарем, испанским грандом и „гражданином вселенной" можно прочитать в пыльных архивах королевских дворцов и на пожелтевших страницах монастырских пергаментов.

Зловещей угрозой звучит предостережение, произнесенное королем:

—    Слов твоих король здесь не слыхал, но бойся, чтобы их не слышал инквизитор.

Слово „инквизитор" прозвучало, как тяжелый железный засов тюремной двери

—    Помни... и бойся!

Рука Филиппа медленно поднимается; скрюченный указательный палец говорит больше, чем слово.

И когда он медленно протягивает руку маркизу, — в этом знаке королевской милости чувствуется мистическое приобщение маркиза к мраку и тайнам королевской души.

VI.

Сцена с маркизом - только введение, пролог к главной части, к центральному замыслу шаляпинского образа.

Он показал нам Филиппа II, переживающим уже сознание последнего расцвета своей власти и могущества, тягостное чувство полного одиночества на высокой, спаленной Божиим громом, вершине.

Шаляпин заставил почувствовать и глубину, и беспросветность земного могущества и, когда он скрывается за деревьями, кажется, что пред нами стоял некто больший, чем король, больший, нежели человек, в чем-то своем, особенном, сокровенном, нимало не похожий на всех людей в мире.

Занавес снова поднялся, открывая площадь пред собором.

У паперти толпится народ, ожидая выхода короля. Его суровый образ веет над толпой, наполняя воздух угнетенным ожиданием и тревогой.

Проводят еретиков на казнь, в шутовских колпаках, со свечами в руках, в сопровождении монахов и членов святейшей инквизиции.
Несут Распятия, перевитые лентами, изображения Мадонны, все—по ритуалу грозного Торквемады.

Процессия скрывается в толпе народа.

С паперти собора подходит королева, ожидая выхода своего повелителя.

Гремят трубы, гудит орган, и, наконец, в темных дверях собора показывается король.

Это не тот Филипп, которого видели мы в саду, в черной шляпе, с молитвенником в руках.

Гигантское золотое божество, напоминающее золотого колосса Библии, не идет, а приближается к народу, попирая ногами каменные плиты паперти. Чудится, будто камень чувствует беспредельную тяжесть стопы этого золотого идола, олицетворяющего полноту человеческой власти на земле.

Шаляпин так выразил давящую, непреоборимую силу, что это золотое существо показалось воплощением Левиафана: показалось, что у него вместо человеческих ступней — перепончатые лапы.

Это не земной король, владыка своей страны. Это — зверь из бездны, принявший облик монарха и утвердивший над миром страшную свою власть.

В золотой короне, в золотой мантии, со скипетром золотым в руках, Шаляпин-Филипп II напомнил того библейского истукана, которого видел во сне Навуходоносор:

 „огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он... и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его—из серебра, чрево его и бедра его—медные... Он стоял так, доколе камень не оторвался от горы... ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их“ (Даниил, II, 31—34).

Золотой скипетр в руках его—не атрибут королевской власти, но жезл, сокрушающий царства...

Все, что окружает его,—и свита, и королева, и весь народ,— все блекнет, становится неважным, мелким, случайным в золотых лучах, исходящих от золотого истукана.

Шаляпин заставляет верить, что этот золотой колосс — вне времени и пространства.

В этой сцене он дал как бы синтез всех средневековых теорий королевской власти, напомнив своим образом слова Боссюэ, что короли суть наместники Бога, а престол их в действительности престол Божий.

Шаляпин пошел еще дальше: его властитель, точно выкованный из одного, цельного куска золота,- сам Бог и земной престол его—равен престолу Бога.

Шаляпин завершил идею Боссюэ, сделав из нее конечный вывод.

С большой тонкостью он соединил этот абстрактный образ с образом короля Филиппа II, при чем так соединил, что Филипп II является выводом из главной идеи земного божества.

Этот вывод нисколько не противоречит истории, ибо о Филиппе II сказано: „он мнит, что может обмануть Бога".

Шаляпин выходит из собора в королевской мантии. Сделанная по особому рисунку, она яснее всего выражает идею земного могущества. Золотая мантия состоит из гербов. Все государства, объединенные под скипетром Филиппа II, нашиты, в символах своих, на одежду земного Бога. Когда-то независимые, раздавленные железною пятою божественного деспота, нашли приют на парадной, торжественной мантии его. Завоеванная Португалия, сожженная Кастилия, окровавленная Аррагония, Каталония, Валенсия, Наварра, Нидерланды, Милан, Неаполь, Фландрия—это не более, как куски драгоценной мантии, подножие трона, вознесенного под самое небо.

Первые слова, произнесенные Филиппом с паперти собора, веют несокрушимой силой и холодом беспредельной власти.

—    Народ! Богом нам дарована корона—карать измену.

Он сходит по ступеням, протягивая руку маленькой, жалкой королеве, и вдруг из толпы бросаются пред ним на колени четыре человека, моля о пощаде. Рядом с ними становится инфант, Дон Карлос.

Золотой идол останавливается, как осмеливаются нарушить торжественное шествие!

Удивление его не становится больше, когда Дон-Карлос обнажает шпагу, требуя себе часть страны.

Золотой идол почти спокоен: недаром он „приявший власть от самого Бога", Филипп II, колебавший мановением руки троны других монархов.

Спокойным голосом и спокойным движением руки он приказывает страже обезоружить принца.

И когда никто из толпы не решается этого сделать, в голосе его рождаются раскаты отдаленного грома.

—    Отнимите шпагу!

Грозовые тучи нависли над всеми. Маркиз Поза, подойдя к Дон - Карлосу и взяв от него шпагу, подносит ее королю.

И золотой идол, с высоты своего гигантского роста, величественно и бесстрастно произносит:

—    Маркиз, отныне будете вы герцог.

Слова эти Шаляпин произносит таким тоном, что чудится, будто маркиз должен стать и стал уже другим, будто прибавилось к нему высшее достоинство — столько величия и могущества, способного осчастливить человека, вложил Шаляпин в интонацию своего короля.

Подав руку королеве, он продолжает свое шествие, и навстречу ему уже поднимаются черные клубы дыма от костров, зажженных, как жертвенный огонь на жертвеннике в честь золотого Молоха.

А сам идол, стоя на возвышении, движением руки величаво приветствует свой народ, раздавленный золотым игом власти.

Многие недоумевали, почему Шаляпин сделал Филиппа II рыжим.

Сцена появления коронованного Молоха отвечает на этот вопрос: золотой идол должен быть золотым весь.

Артист, по справедливому замечанию Поссарта, должен гримироваться не как профессор истории, но как художник.

«Значительным (произведение) будет в том случае, если в предмете изображения он (художник) сумеет найти самое интересное, отделит случайное от необходимого, лишь еле пометит незначительное и передаст все значительное"... (Шиллер. „Мысли об употреблении пошлого и низкого в искусстве").

 

 

(Окончание)

 

По материалам журнала "Нива" № 37, 1918 г.

 

 

Еще по теме:

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 1

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 2

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 3

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 4

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 5

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 6

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 7

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 8

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 9

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 10

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 11

 

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (01.05.2018)
Просмотров: 39 | Теги: Шаляпин, творчество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Новости дня

» Block title


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz