nik191 Среда, 18.07.2018, 00:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1443]
История искусства [199]
История науки и техники [184]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 6

Ф. И. Шаляпин                           П. Бучкин

 

 

Ф. И. Шаляпин

Творчество

(начало)

 

Монография Леонида Добронравова. Иллюстрации Петра Бучкина.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Певец

 

XIV.

Есть чувства, мысли и настроения, не выразимые ни словом ни звуком. Их выражает молчание, пауза, этот тонкий художественный прием многозначительного умолчания, которым пользуются, начиная с Эсхила и Аристофана и кончая Ибсеном и Чеховым.

В музыке пауза есть перерыв музыкально-поэтической фразы, молчание, отделяющее одну фразу от другой.

В исполнении артиста пауза может быть или простым механическим перерывом, облегчающим вокальную технику, давая возможность в ожидании „нового вступления" „перевести дыхание", что мы наблюдаем слишком часто; или красноречивым изобразительным средством, столь же мощным, как и пение.

Паузы Шаляпина стоят на уровне его пения. В его молчании не прекращается ни на минуту движение жизни, не прерывается творческий процесс, но, напротив, молчанием подчеркивается его течение.

Паузы Шаляпина выражают и глубокий перелом настроения и тончайшие оттенки психологического рисунка.

Пауза представляет неизмеримо трудную задачу, быть может, более трудную, нежели выразительное пение. Содержание паузы определяется не той или иной длительностью молчания, но предшествующими и последующими интонациями артиста. Последующая—всегда иная, всегда богаче, полнее предшествующей; в ней есть что-то новое, приобретенное, заимствованное в молчании, новая сложность, новый оттенок.

Достойны примечания и изучения паузы в „Борисе Годунове".

Шаляпин-Борис поет:

Как с облаков, единым взором
Ты можешь обозреть границы, реки, грады...

Пауза. Она хранит державный восторг пред могуществом знания: „Как с облаков"... Но отвлеченное чувство радости, рожденной силой науки, сменяется сумрачными мыслями о себе, о своем царстве, о тяжести власти, которую может облегчить наука.

Все эти чувства проходят в молчании Шаляпина-Бориса. Он показывает их новой интонацией:

Учись, Феодор...

И после паузы, во время которой сгущаются мрачные тучи в душе Бориса при мысли о близком конце и о своем наследнике, новым, глухим голосом полным мрачных предчувствий, Шаляпин поет:

Когда-нибудь—и скоро, может быть,
Тебе все это парство достанется...

Пауза. Тут Борис как бы вспоминает о слабости, о неопытности, о молодости сына и, отвлекаясь от себя, с грустной лаской замечает:

Учись, дитя...

Та же содержательность пауз выдвинута Шаляпиным в сцене смерти Бориса, где из пауз и пения он набрасывает сложный, потрясающий своей глубиной и правдой, психологический рисунок последних минут несчастного царя.

Замечательны его паузы в „Дон-Карлосе", эти безмолвные лейтмотивы в характеристике сурового повелителя Испании, в „Псковитянке", в „Моцарте и Сальери", в „Паяцах".

Иногда Шаляпину приходится лавировать между необходимостью паузы и логической и психологической и между отсутствием ее в произведении композитора и наоборот. В качестве примера для первого случая укажу на арию царя Ивана в „Псковитянке", где два различные настроения не отделены одно от другого необходимой паузой. Здесь Шаляпин отсутствие паузы заменяет сильным переломом интонации.

Второй случай иллюстрирует „Анчар" Римского-Корсакова. Тут в первом издании была лишняя удлиненная пауза после слов:

 „Анчар, как грозный часовой, стоит"...

 Пауза. Тогда как логическое ударение требовало паузы после слова „один": „стоит один... (пауза) во всей вселенной".

Шаляпин пользуется паузой, как тонким средством для углубления настроения, для нарастания психологического эффекта.

Но в данном случае ему приходит на помощь его актерский гений: мимика, жест, поза — все соединяется, чтобы придать паузе необыкновенную силу и выразительность.

 

XV.

Для того, чтобы узнать вкус вина, нет надобности выпить целую бочку. Достаточно и стакана. Поэтому я не буду говорить о всех образах, нарисованных голосом Шаляпина, а остановлюсь на одном, в котором рельефно выступают все свойства его, как певца.

Когда говорят о Шаляпине, как о певце, т.-е., как о камерном исполнителе, перечисляют крупные вещи, баллады, музыкальные картины, как, например, „Судьба" Рахманинова, все те арии и романсы, какие значатся в каталогах граммофонных пластинок.

Я остановлюсь на одном произведении Даргомыжского, очень хорошо известном всем в качестве „комической песни “—на „Титулярном советнике"

Он был титулярный советник,
Она—генеральская дочь...

Шаляпин тонко оттеняет кажущеюся заурядность, простоту начала. Что может быть проще, обыденнее? Есть титулярный советник и есть генеральская дочь.

И вдруг одним неожиданным мастерским мазком, одной интонацией Шаляпин в этой обыденности открывает глубокую драму:

Он робко в любви ей признался,
Она прогнала его прочь...

Что ни слово, что ни звук—то морщинка робости, страдания и последней решимости —„хватило духу"

Какая же это „комическая песня"?

Тут веет дыхание Достоевского. Ведь этот титулярный советник—один из его „Бедных людей", из „Униженных и оскорбленных". Ведь это его герой—Макар Девушкин. Или еще страшнее: гоголевский Акакий Акакиевич в роли Ромео.

Тип по преимуществу петербургский, петербургского периода нашей истории, порождение канцелярии и тумана на болоте.
Смешон, но и грустен, но и страшен этот канцелярский роман:

Она прогнала его прочь...

Скука, удивление, негодование, насмешка, презрительная, брезгливая гримаска петербургской барышни—таковы те опенки, какими расцвечивает Шаляпин четыре слова, такие обыкновенные, такие заурядные: „она прогнала его прочь".

И дальше со щемящей сердце, грустной усмешкой рисует голосом Шаляпин понуро бредущего неудачного канцелярского Ромео. Кажется, видишь его сутулые, робкие плечи. Еще меньше в росте своем стал он, съежился, сгорбился.

Пошел титулярный советник
И пьянствовал целую ночь ?...

Сколько отчаяния, горя и тоски вкладывает Шаляпин в эти слова!

И вслед затем загадочно-таинственным тоном досказывает он конец этой истории:

И в винном тумане носилась
Пред ним генеральская дочь...

Мы видим винный угар, дышим ядовитыми испарениями зелена-вина, радикального исконно-русского средства от всякого страдания, чувствуем этот пьяный, страшный полубред, полуявь, в котором так много нашего близкого, родного.

Сколько певцов исполняет эту „комическую песню", не подозревая истинного ее содержания и в простоте душевной и впрямь считая ее комической!

И только Шаляпин, этот романтик нашей сцены, увидел сквозь смешную оболочку лицо страдающего человека, раненого насмерть мукой неразделенной и отвергнутой любви.

Так же, как в пьяном Варлааме увидели мы трагическое лицо, так и в „Титулярном советнике" спадает, как шелуха, смешная маска и прямо на нас смотрит измученное лицо человека.

Наша это трагедия, русская, часто такая смешная и нелепая для поверхностного взора. Наше это — „горьким смехом моим посмеюся".

Чуткость и зоркость артиста проникли вглубь, за те пределы, где кончается для других тема, где она исчерпана вся, но где начинается созерцание и прозорливое „испытую".

Восприятие Шаляпина выводит его из ряда певцов и приобщает его к нашим литературным печальникам, хранящим благородную традицию любовного внимания ко всем страждущим и угнетенным.

 

 

(Продолжение)

 

По материалам журнала "Нива" № 36, 1918 г.

 

 

Еще по теме:

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 1

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 2

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 3

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 4

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 5

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 6

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 7

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 8

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 9

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 10

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 11

 

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (01.05.2018)
Просмотров: 91 | Теги: творчество, Шаляпин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Новости дня

» Block title


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz