nik191 Вторник, 17.07.2018, 23:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1443]
История искусства [199]
История науки и техники [184]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 2

Ф. И. Шаляпин                           П. Бучкин

 

 

Ф. И. Шаляпин

Творчество

(начало)

 

Монография Леонида Добронравова. Иллюстрации Петра Бучкина.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Певец

 

 

III.

О способности перевоплощения в литературе судят разно.

Одни - представители интеллектуалистической точки зрения — утверждают, что художник воспроизводит чужое „я“, пользуясь данными опыта, наблюдая чужую жизнь по внешним, телесным признакам и создавая ее научным методом.

Представители этой теории творчество художника сводят исключительно к рассудочной, головной работе.

Отрицать важность и необходимость опыта, эксперимента в области художественного творчества безрассудно. Но замыкать творческую работу в рамки только одного опыта и им одним объяснять таинственный процесс творчества равносильно отрицанию самого творчества, сущность которого — вдохновение и экстаз, неразложимые и неопределимые никакими словами.

Следует заметить, что сами представители этой теории Э. Золя и Э. По не следовали ей в своем творчестве.

Вторая теория — мистическая — предполагает, что художнику врождено знание чужого „я", что ему свойственно знание чужих душ, данное как бы озарением свыше.

Этот взгляд, зародившийся в философской школе новоплатоников, разделяли Шеллинг и Шопенгауэр, Гёте, Гейне и Рихард Вагнер.

Гейне говорит, что при создании художественного образа в душе художника

„так, как будто он, согласно Пифагорову учению о переселении душ, вел предварительную жизнь после странствования на земле под разными видами; его вдохновение имеет все свойства воспоминания", (Г. Гейне. „Мысли и Заметки").

Рихард Вагнер писал, что в творчестве поэта, художника живет „нечто субстанциальное, снерхъопытные идеи".

„Пошлый мир думает, что удивительно отчетливые образы поэта возникли прямо из опыта и запечатлелись в его памяти... Все эти Летучие Голландцы, Тангейзеры, Лоэнгрины, Нибелунги, Вотаны возникли в моем сознании раньше, чем „в опыте"... (Р. Вагнер. „Мемуары").

Или, как говорит Ганс Сакс в „Мейстерзингерах":

... „И все искусство, о, нет сомненья,
Есть вещих снов изображенье"...

Кто прав?

Какою из этих двух теорий станем объяснять создание шаляпинского „Дон-Кихота"?

Наблюдение, ум художника или же одно наитие свыше создали этот прекрасный, возвышенный и трогательный образ?
Мы сделаем ошибку, приняв одну из теорий и отвергнув другую.
В каждой из них есть правда, озаряющая творчество художника.

Говоря, что Шаляпин создавал Дон-Кихота не из опыта, а интуитивно, мы скажем правду в том смысле, что в натуре его, в его внутреннем мире есть такие наклонности, которые помогли ему проникнуть в этот образ.

Но эта правда не полная, ибо в Дон-Кихоте, кроме интуиции, заметны следы богатого жизненного опыта, знания и изучения, сделавшие образ Дон-Кихота настолько рельефным, что, когда впервые появился он на сцене в Монте-Карло, кто-то из публики громко крикнул:

— Это он!

Конечно, в творчестве художника трудно указать границу, отделяющую опыт от вдохновения. Внезапные вспышки вдохновения создают столь яркие и выразительные черты, что их можно принять за результат долгого, упорного обдумывания и труда. И в то же время многие, сосредоточенно продуманные детали так вдохновенны, что кажутся только сейчас возникшими, в процессе творчества.

Что-то шекспировское чувствуется в точности, выпуклости и индивидуальности шаляпинских образов.

Шаляпин проникает в души чужих народов, впитывает в себя их поэзию, постигает их душу так же глубоко, как душу своего земляка. Иногда кажется, что этот Борис Годунов жил в Кремле и правил Россией, что этот Дон-Кихот вместе с толстым Санчо-Пансой бороздил опаленные солнцем долины Андалузии и Кастилии.

IV.

Многообразие перевоплощений говорит о всеотзывчивой душе художника.

„Художник живет одной жизнью, — пишет Антокольский в одном из своих писем, — но она наполнена другими жизнями: он чувствует чувства других людей. Люди—это его арфы, нервы их—для него струны".

Эта „всеотзывчивость" определяет широту творчества, размах его, его объем. Одно перечисление образов, созданных Шаляпиным, вызывает в памяти столь яркие и различные фигуры, что невольно удивляешься неиссякаемой, кипучей силе творчества, богатству красок, пышной фантазии, смелости исканий и красоте достижений.

Не следует забывать, что творящий артист поставлен в неизмеримо худшие условия по сравнению с писателем, живописцем, скульптором, музыкантом.

В то время, как живописец рисует, писатель пишет наедине с самим собой, не завися в своей работе ни от кого, артист вынужден творить рядом с товарищами, очень часто лишенными всякого художественного чутья, в атмосфере всевозможных досадных случайностей, среди которых даже громкий разговор за кулисами занимает не последнее место.

Необходима особенная сосредоточенность, напряженность, самоуглубленность. чтобы не замечать того, что нарушает настроение, мешает, назойливо вторгается в душу В. В. Садовский вспоминает о первом своем дебюте в опере Мегюля „Иосиф":

„Покуда я еще был один на сцене, я мог забыться, мог вообразить себе, что я — настоящий Иосиф, что расхаживаю не по театральным подмосткам, а попираю ногами настоящую землю египетскую, что я окружен роскошными растениями богатой природы, а не намалеванными кулисами, изображающими деревья. Дав волю фантазии и увлечению, я бы еще долго мог воображать себя неподдельным сподвижником фараона египетского, если бы не явился на сцену новый актер (Ефремов), отличавшийся, как нарочно, плохим и в особенности ненатуральным исполнением своих ролей. Я точно свалился с неба в преисподнюю. Увидел я, что я не Иосиф Прекрасный, а он— далеко не приверженец мой, и что оба мы в настоящую минуту потешаем публику".

Глубина художника, многострунность его творчества множит кричащие и терзающие противоречия между ним и окружающей обстановкой.

Кто может исчислить, сколько острых шипов и колючих терний скрыто в лаврах триумфального венка!

Без перевоплощения нет артиста и нет искусства. Есть некто, вымазанный гримировальными красками и притворяющийся то тем, то другим лицом, но никогда не творящий и не созидающий.

V.

Когда люди произносят слова: „сценическое искусство", они думают, что такое искусство существует на самом деле, имеет самостоятельное бытие, как поэзия, музыка, живопись, ваяние, представляя особый какой-то вид, особую категорию искусства.

Это глубокое и давнишнее заблуждение, возникшее от неточности выражений.

По какому признаку, какой специфической особенностью одно искусство отличается от другого? Поэзия от живописи? Музыка от ваяния?

По материалу, каким пользуется художник. В поэзия—слово, в живописи — краски, в музыке — звуки и т. д.

Но сценическое искусство... Где его самостоятельный, одному ему присущий материал?

Создавая сценический образ, артист пользуется всеми искусствами, от каждого из них заимствуя его материал: от живописи он берет краски — грим, костюм; ваяние дает ему жест, телодвижение и телоположение; в поэзии он находит слово и оттенки слов.

Может ли так называемое „сценическое искусство" существовать самостоятельно и существует ли?

Конечно, нет.

Вместо несуществующего сценического искусства надо говорить об искусстве актера, в творчестве которого отдельные искусства гармонически сливаются, равномерно подчиняясь главной идее художественного замысла.

Талантливость артиста сказывается именно в богатстве и разнообразии сочетаний всех тех изобразительных средств, какие может он почерпнуть в отдельных искусствах.

Сливаясь в одном образе, как радиусы, сосредоточенные в центре, элементы различных искусств как бы заимствуют нечто от сущности смежных с ними, словно переходя из одного рода в другой, но не растворяясь в нем и сохраняя типические свои индивидуальные черты.

Когда Шаляпин в „Князе Игоре" поет: „А народу бочку вина выкатить" и делает ударение на слоге „вы" — звук его переходит в живопись: голосом он рисует картину: вот катится бочка с вином, тяжелая, большая, глухо перекатываясь по деревянному настилу.

Или в „Дон-Кихоте": — умирающий Дон-Кихот поет: „Вот звездочка"...

 

"О, Санхо, остров тот - мечта".

Ф. И. Шаляпин в "Дон-Кихоте". П. Бучкин

Хочется, подняв голову, посмотреть вверх. Чудится, что там, вверху, над освещенным софидом замерцала первая, нежная, вечерняя звезда.

Артист должен быть разнообразно талантлив. И, прежде всего, он должен уметь рисовать. Известно, что знаменитый Тальма очень хорошо рисовал. Сарра Бернар занимается живописью и скульптурой. Шаляпин делает наброски тех образов, какие потом создает на сцене, варьируя первоначальный рисунок в сторону глубины, законченности и выразительности.

Не умея рисовать, не зная законов живописи, артист не создаст точного, индивидуального образа. Стоит ли приводить примеры?

В нашей опере все Фаусты похожи один на другого, как близнецы, все Валентины и Русланы размалеваны по одному образцу, созданному вкусом универсального театрального парикмахера.

Я много раз видел „Пиковую даму", но ни разу не видел Германа, похожего на Наполеона. Конечно, театральному парикмахеру извинительно не знать Пушкина, но для театров, для артистов такая невежественность не совсем удобна. Пушкин несколько раз подчеркнул сходство Германа с Наполеоном.

Впрочем, довольно о шаблонах. Они общеизвестны.

 

 

(Продолжение)

 

По материалам журнала "Нива" № 36, 1918 г.

 

 

 

Еще по теме:

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 1

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 2

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 3

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 4

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 5

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 6

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 7

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 8

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 9

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 10

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 11

 

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (01.05.2018)
Просмотров: 107 | Теги: Шаляпин, творчество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Новости дня

» Block title


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz