nik191 Среда, 18.07.2018, 00:02
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1443]
История искусства [199]
История науки и техники [184]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 11

 

 

 

Творчество Ф. Шаляпина

 

В истории человечества бывают такие явления, что можно подумать о необычайном напряжении духовных сил многих поколений, для порождения редких феноменов.

Там, на Волге, родился и получил первое оперение колосс русской песни и театра. Крестьянский сын он, подобно своему давнему предшественнику, Михайлу Ломоносову, не получил в молодости достаточного образования.

Не имея в прошлом данных для унаследования своему духу дивного таланта он, как бы из таинственной тьмы, предстал пред нами, предварительно претерпев настоящий стаж пролетария, который окрылил его творческие силы.

Предстал пред нами изумительной величины самородок. До него многочисленные Андреевы, Петровы, Бочаровы и др., услаждали наш слух правильным и приятным пением, но он сразу встал особняком, с каждым выступлением вплетая в свой венок новые лавры.

Вся сила его обаяния заключается именно, прежде всего в могучей индивидуальности. Его типы неподражаемы и неповторяемы. Даже он, сам Шаляпин, не повторяется: каждый спектакль он нам дает особое изображение коронной роли. В этом— знамение гениальности.

Конечно, в основах, роль изучивается им по заранее выработанному плану, но жизненные детали он творит тут же, в момент игры.

В нем сочетались рассудочный Каратыгин с непосредственным Мочаловым. Классическое требование гармонии разума с дарованием, в игре Шаляпина осуществляется целиком. Ибо он никогда не полагается на одну силу своего неиссякаемого темперамента, но всегда строго и добросовестно штудирует роль. Сколько труда им было положено над изучением исторических документов при разработке партий Бориса Годунова, Олоферна и др. В этой области он никогда не полагался на самого себя, а всегда прибегал к дружеской помощи своих более начитанных друзей.

Мусоргский, Рахманинов, Мамонтов и Стасов, были его постоянными советчиками. Врубель, этот таинственный художник, помогал ему в области костюма и грима. Даровитая натура нетронутого сына народа восприимчиво впитывала в себя ценныя указания мастеров.
    
Благодаря подобным свойствам, Шаляпин оживил много запетых опер. И, прежде всего, «Фауста» Ш. Гуно, которому теперь исполнилось как раз 100 лет со дня рождения. Вместо шаблонного и непонятного франтоватого черта, пред нами является воплощение того мирового духа, который опутал людей неверием и сарказмом.

На фоне легкой музыки Гуно затрепетал таинственный образ «духа отрицания», созданного гением Гете.

Он сумел в этом дьяволе воплотить и те черты, которые придала ему неприхотливая народная фантазия - наивная и благоуханная, как цветы на заре.

Шаляпин первый ввел в оперу содержательные паузы. Его паузы не уступают лучшему моменту его же вокальных номеров.

Вы помните, когда он—Иван Грозный («Псковитянка») верхом на коне въезжает к буйным псковитянам, мятежно не признающим власти Богом данного царя. Сколько уверенности в своей силе и победе читали вы в его стальном взоре.

А эта иронически - язвительная усмешка?

— «Презренные рабы», — так и звучит она.

Но он без слов заканчивает действие и всегда вызывает бурю восторгов.

Шаляпин первый ввел настоящий стиль в исполнение своих партий. Вот он—Олоферн («Юдифь» Серова). Разве это не живой снимок с ассирийскаго барельефа? Все движения—строго скульптурны и царственно выдержаны. Он—владыка вселенной, которому непокорно лишь небо с звездами. И как прекрасно передает артист это упоительное и пьянящее самомнение гордого сатрапа. В самовосхвалении он и забыл о человеческих слабостях.

И вот самоотверженная дочь еврейского народа, угнетаемого чуждым деспотом, отрубает ему голову. Конец достоин начала.

Шаляпин—единственный, который умеет сделать много из ничтожного материала.

Кто пел до него «Дон-Кихота»? Да и что собой представляет эта опера.

 

"О, Санчо, остров тот - мечта".

Ф. И. Шаляпин в "Дон-Кихоте".

 

А, посмотрите на него: ходит по земле странный рыцарь, мечтающий о всеобщем счастье. Он не хочет замечать черствости и вероломства людей. Он остается до конца чистым ребенком и перед мечтой своей—Дульцинеей, как и среди разбойников, поражает нас особой просветленностью святого подвижника. Этот образ после толкования его великим художником уже навсегда останется в памяти потомства.

Шаляпин первый ввел в оперу подлинный речитатив, давая тем право на существование, музыкальной драмы. Его Сальери в опере Римскаго-Корсакова по тексту Пушкина, изумителен, именно, по той тонкой гармонии между музыкой и стихом, которая не наносит ущерба ни той, ни другой стороне. Мы четко слышим слова отравленного завистью учителя Моцарта. Мы прекрасно чувствуем ту бурю чувств, которая передается Шаляпиным в сцене отравления Моцарта, когда в его душе рядом с жалостью борется чувство неудовлетворенной зависти.

Никто, кроме Шаляпика, не умеет так интересно гримироваться. Он—крупный художник.

Его образы удивительно непохожи один на другой. Вы даже не можете доискаться под штрихами гримма его настоящих черт. Неожиданно он вытягивается и худеет в «Дон-Кихоте». Вдруг у него оказываются огромные руки в «Севильском Цирюльнике». Удлиняется и заостряется лицо в «Мефистофеле». Словно из бронзы оно вычеканено в «Борисе Годунове». И всегда вы нс заметите ничего трафаретного.

Другим артистам с ним крайне невыгодно играть. Потому что все время, пока Шаляпин на сцене,— поет он или молчит,—зритель прикован к его фигуре. Поразительной правдой искусства и жизни веет от него.

Посмотрите, как он надевает армяк, готовясь идти с поляками в «Иване Сусанине»,—ведь, все движения точно вырваны живьем из костромской деревни.

Благодаря подобному соединению разнообразных данных Шаляпин нравится всем знатокам искусства, без различия направлений и национальностей. Прошедший школу, он— вне школы, так как его гений своими искрами вдохновения сам диктует правила и законы.

Кроме всего указанного, в Шаляпине заключен безграничный дар комика, о чем я скажу в следующем очерке о его творчестве, где постараюсь подробно разработать главные партии и их построения нашим гением.

А теперь не могу не вздохнуть по поводу тех заглушенных жизнью дарований, которых не выдвинул счастливый случай жизни. Сколько их погибло и погибает там, в пласте народных масс. Об этом можно с уверенностью сказать без точных фактов, опираясь лишь на существование Шаляпина. Ибо в истории искусства всегда было необходимым явлением, что крупные гении никогда не стоят одиноко, но, подобно высоким вершинам гор, имеют около себя длинную цепь окружающих возвышенностей. Это— закон неизбежный.

Радуясь счастью Шаляпина, вспомним и о них, его собратьях по крови, а может быть, и по таланту.

Впрочем, новая жизнь спасет уцелевших.

 

Интеллигент.


Северная коммуна № 027 4 июля 1918 г.

 

 

Еще по теме:

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 1

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 2

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 3

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 4

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 5

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 6

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 7

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 8

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 9

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 10

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 11

 

 

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (04.07.2018)
Просмотров: 16 | Теги: творчество, Шаляпин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Новости дня

» Block title


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz