nik191 Среда, 18.07.2018, 00:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1443]
История искусства [199]
История науки и техники [184]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 1

Ф. И. Шаляпин                           П. Бучкин

 

 

Ф. И. Шаляпин

Творчество

 

Монография Леонида Добронравова. Иллюстрации Петра Бучкина.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Певец

I.

Однажды увидел я книгу о Шаляпине. Это был прекрасно изданный том, отпечатанный на отличной бумаге, со множеством иллюстраций.

Я прочитал в этой книге биографию Шаляпина; была описана здесь история его карьеры, путь его к славе, даже путешествие к пирамидам: приведены были отзывы театральных критиков об исполнении Шаляпиным его ролей, при чем отзывы не весьма похвальные порицались наравне с авторами их.

Конечно, и такие иллюстрированные формуляры интересны. Но, отдавая должное таким работам, нельзя не пожалеть, что касаются они лишь внешней стороны творчества артиста, внешних обстоятельств его жизни и карьеры, по существу случайных и нисколько не характерных для самого творчества.

Кроме внешней, блестящей стороны творчество имеет внутренний прекрасный свой лик, имеет внутреннюю свою историю, углубляющую наше наслаждение прекрасным.

Только эта сторона творчества, познание его целей и его достижений дает нам подлинное знание и понимание художественной сущности артиста, полным светом освещает его работу.

Каждый зритель выносит свое суждение о Шаляпине по той роли, в какой довелось его слышать и видеть. Но судить о Шаляпине только но одному Мефистофелю, по Дон-Кихоту или Борису Годунову—значит погрешать относительно полноты суждения. Конечно, в каждой роли проявляются характерные, ему одному присущие черты художественного таланта, но только изучение всех сценических образов дает нам возможность ознакомиться с художественной стихией артиста, определить основные свойства ее.

Шаляпин двадцать восемь лет работает на сцене, но и на двадцать восьмом году своей деятельности он не изучен и не понят.
Это не парадокс.

К созданиям Шаляпина небрежны и невнимательны. О, разумеется, о них пишут восторженные статьи, но весь пафос их и содержание целиком укладываются в рамки дежурного восхищения, изложенного штампованными фразами. Кроме „великолепно" и „превосходно" дальше присяжные хвалители не идут.

Вот пример: в прошлом году Шаляпин показал нам новое свое создание — короля Филиппа II в опере „Дон-Карлос".

Я собрал все статьи, посвященные этому выступлению Шаляпина. Было в них много восхищения, еще больше общих фраз, но никто не потрудился вдуматься в новый шаляпинский образ, в то, что хотел Шаляпин им сказать и что сказал.

Наши театральные судьи и ценители проглядели художественный и философский смысл нового шаляпинского создания.

Невероятно?

Невероятно.

Второй пример: один из музыкальных критиков, восхищаясь Шаляпиным в опере „Моцарт и Сальери", находит, что Шаляпин гениально изобразил мрачного пушкинского героя, но тут же строкою ниже, пишет о другом исполнителе оперы, зауряд-оперном певце, что он был равным Шаляпину и достойным партнером.

Мне очень приятно, что критик сделал такое необыкновенное открытие, я рад за него, но больше я не прочитаю ни строки из критических его писаний.

Привел я этот пример для того, чтобы показать, как неразборчивы, как неряшливы в своих суждениях и словах те, кто должен быть зорким и внимательным исследователем художественной истины.

Неудивительно, что о творчестве Шаляпина существует представление часто поверхностное и не глубокое, полное верхоглядства, иногда — невежества и непонимания.

II.

Среди лиц, пишущих о театре, укоренился пагубный обычай — судить артиста по „премьере", по первому его выступлению в роли. Однако „премьера" —это лишь рождение художественного образа, начало творческого процесса, начало роста. С каждым новым спектаклем художник вносит в свой замысел новые черты, углубляет их; многие из прежних отбрасывает.

Только внимательное изучение этого процесса создает истинное представление о творчестве художника. Мы должны работать вместе с ним, изучать его методы, найти те волшебные нити, какие соединяют данный изучаемый образ со всем творчеством художника во всем его объеме, от внешнего идти к внутреннему, от видимого к невидимому, ибо работа художника, по словам Оскара Уайльда, состоит в воплощении видимых форм и красок и в воплощении невидимых страстей и мыслей.

Мы хотим исследовать творчество Шаляпина. С чего начать? Что изучать прежде и что —потом?

Музыкант начнет с его пения, с исполнения им „партии" в опере. Живописец остановится прежде всего на его гриме и костюме; ваятель займется его пластикой; драматический актер станет изучать изображение „характера" того или иного „лица".

Но что же, в сущности, характерно для Шаляпина? В чем заключается основная черта, стержень его творчества?

Вдумываясь в его свойства, как артиста и певца, мы видим, что драматический и музыкальный его таланты являются, каждый порознь, не только самодовлеющим началом его творчества, но в то же время и средством для достижения им своих целей, для наиболее яркого и сильного выражения им его художественной сущности, его замечательного дара.

Художественный дар представляет „одно из самых поразительных явлений в области художественного творчества”—способность „поэта, музыканта, живописца, скульптора, певца или актера перевоплощаться в несходную с ним индивидуальность". (Проф. И. Лапшин).

Всякий, кто видел Шаляпина на сцене, знает, что эта способность развита у него необыкновенно.

Вдумаемся в ее содержание.

Что значит перевоплотиться?

Во-первых, надо проникнуть в чужое „я", во все извилины его сознания, во все уголки и морщинки его чувств и настроений, принять его в себя," во всей полноте его мыслей, чувств, желаний, намерений, привычек.

Во-вторых, воссоздать это чужое „я", выразить его в чертах наглядных и ярких.

Чем талантливее, чем одареннее артист, художник, тем глубже проникает он в чужое „я" и тем мощнее создаст его заново.

Как часто мы слышим слова; „коронная роль". Что они обозначают?

Только то, что среди образов, созданных артистом, есть один, который особенно близок ему, его духовному миру, складу его мыслей и чувств; что только при создании этого образа артист достиг ступени полного перевоплощения в создаваемое им чужое „я", в его характер и лицо.

Все остальные образы артиста суть только вариации к этому основному „коронному" типу, самому совершенному и полнозвучному из его созданий.

Но есть артисты, у которых каждая роль их „коронная", каждый образ — новое создание, не похожее на прежние, ни на одно из прежних.

Способность их к перевоплощению не ограничена пределами одного типа, одной какой-либо индивидуальности.

Что общего между Мефистофелем и Дон - Кихотом, между Сальери и королем Филиппом II? Между смиренным Сусаниным и Демоном?

Огонь и вода! Земля и небо. Как они противоположны во всем и неслиянны!

Но творящий гений артиста одинаково полно и убедительно раскрывает пред нами и душу царственного страдальца Годунова, и сердце мечтательного рыцаря из Ламанчи, и смиренное сердце Сусанина.

Как создал художник эти образы? Как проник в их сущность, и сокровенные изгибы их души?

 

 

(Продолжение)

 

По материалам журнала "Нива" № 36, 1918 г.

 

 

 

Еще по теме:

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 1

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 2

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 3

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 4

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 5

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 6

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 7

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 8

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 9

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 10

Ф. И. Шаляпин. Творчество. Часть 11

 

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (01.05.2018)
Просмотров: 47 | Теги: Шаляпин, творчество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Новости дня

» Block title


Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz