nik191 Воскресенье, 20.01.2019, 12:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1056]
История искусства [204]
История науки и техники [190]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

Царскосельский музей (арсенал) с собранием оружия, принадлежащего Государю Императору

Здание арсенала в Царском Селе

 

 

Царскосельский музей (арсенал) с собранием оружия, принадлежащего Государю Императору

 

Царское Село, одна из любимейших резиденций императорской семьи, представляет множество бесконечно дорогих памятников истории и искусства. Начиная с дворца, сохраняющего на себе весьма характерный отпечаток французского стиля 17 и 18 веков,— включительно до статуй и бюстов разбросанных, по парку, все это могло бы дать содержание целому сочинению, отличительной чертой которого было бы разнообразие самое полное.

К несчастью, мы, жители Петербурга, относимся вообще как-то холодно к замечательнейшим произведениям искусства, которыми обладаем. Нам положительно приходилось много раз встречать людей образованных, даже людей салонных, которые положительно не знали кем построен Исаакиевский собор и, что гораздо хуже, уверявших в каком-то бреду эстетической самоуверенности, что зимний дворец готического стиля. Да не подумает читатель, что мы шутим. Как это ни грустно, но мы предлагаем ему произвести опыт над своими знакомыми: на одном из двадцати он непременно удастся.

Если эта холодность отличает нас в самом Петербурге, то нет ничего удивительного, что мы относимся с тем-же чувством к окрестностям Петербурга. Многим ли, например, известно, что одно из лучших произведений Даннекера (Ариадной которого во Франкфурте все наши туристы любовались), его «Христос» находится в Царском Селе.

Многие ли знают что бесспорно лучшее собрание оружия в Европе (особенно по отделу восточному), составляющее собственность Государя Императора, хранится в «арсенале» Царского Села?

Мы представляем читателю наружный вид этого арсенала. На месте того парка, который раскидывается теперь вокруг него, красовалась (во времена Императрицы Елизаветы) тенистая роща с охотничьим павильоном. При Александре I павильон этот обращен английским архитектором Менеласом в четырех башенный замок. План этого замка правильный восьмиугольник с четырьмя шестиугольными башнями на четырех сторонах его. Башни возвышаются над центральным строением на целый этаж и увенчаны двумя поясами зубцов. Стиль этого замка стиль времени Итальянского возрождения *).

*) Мы почерпаем все фактическия сведения об арсенале из книжки «Царскосельский музей и пр.» 1860 г. с предисловием Ф. Жиля, библиотекаря Государя Императора. Для желающих ознакомиться с ним подробнее, по великолепным рисункам, рекомендуем «Царскосельский музей» издание Фельтена 1835 — 1853 г.

Такими постройками изобиловала Флоренция в 15 и 16 веках. Оттуда распространился стиль этот по всей Европе, занесен и в Англию, где, перемешавшись с остатками романскими и готическими, утратил свою первобытную чистоту. Английский архитектор, строивший царскосельский арсенал, остался верен своей стране: полуготические расчленения больших окон (два из них видны на рисунке) мешают чистоте постройки и остаются на ней своевольной, неорганической примесью. В двух этажах арсенала, помещается собрание оружия. Цветные стекла окон, из которых некоторые действительно могут быть отнесены к 16 веку, тоже не совсем уместны в итальянской архитектуре возрождения, но заслуживают внимания посетителя сами по себе.

Мы не будем утомлять читателя рассказами о том, как собиралась мало помалу замечательная коллекция арсенала, заключающая теперь слишком 5000 номеров. Источники коллекции самые разнообразные: дунайская компания 1811 года, персидская и турецкая война 1826—1829 годов, приобретения, сделанные в Дели и Калькутте, Эрзеруме и Адрианополе, оружие, взятое в Польше в 1831 г., покупки сделанные во Франции, Германии и Италии, часть собрания оружия Великого Князя Михаила Павловича, оружие кабинета живописца Орловского, все это источники, указывающие на то, как разнообразно должно быть состояние, послужившее им сходной точкой.

Не могло обойтись, конечно, и без того чтобы рядом с вещами ценными не замешались и вещи поддельные. Разобрать относительное достоинство их, распределить этнографически по комнатам (турецкая, албанская, русская и пр.), все это должно было вызвать долгую и трудную заботу на целые года.

Исторические труды поручены были художнику Жюсту старшему, первый каталог составлен Д. С. С. Седжером в 1840 г., а ориенталисты Френ и Демезон занимались с 1845 по 1856 г. разбором и переводом надписей и стихов, украшающих оружие восточное и отпечатанных в вышеупомянутом каталоге 1860 года. Издание этого каталога послужило венцом всему предприятию и посетитель музея, имея его в руках, может целыми днями изучать музей, открытый ежедневно два раза, а по воскресеньям и средам от часу до сумерек.

Читатель не посетует на нас за рисунок залы рыцарей, помещающейся в первом этаже арсенала, зала эта готическая, и этим она опять-таки не гармонирует со внешностью замка и служит еще раз доказательством ошибки архитектора в плане этой постройки.

 

Зал в Царскосельском арсенале

 

Для специального знакомства с отдельными предметами, заключающимися как в зале, так и в других комнатах, отсылаем мы читателя к каталогу 1860 года, изобилующему весьма отчетливыми и хорошими рисунками бердышей, броней, бургиньотов; аллебард, мечей, ружей, пистолетов и всех остальных приятных безделушек, которыми люди думали изводить себе неподобных.

На этом обширном поприще ратовали равно старательно французы и малайцы, турки и поляки, и все попытки их, когда и где-либо сделанные, имеют свои образцы в нашем музее. От аркебузов Карла XII, вооружения герцога Альбы, меча короля Сигизмунда I и лат Карла V, от сабли Мазепы и Велингтона до секиры Шамиля и работ Лепажа и других современных оружейников, все это, красиво расставленное и развешанное и содержимое в замечательном порядке, представляет собою одно цельное и полное, стоящее самого тщательного осмотра.

23 мая 1842 г. Императору Николаю I, угодно было устроить блестящий карусель. 10 кавалеров и 10 дам должны были принять в нем участие. Дамы одеты были в средневековые костюмы, а кавалеры красовались в доспехах XVI столетия взятых из арсенала. Государь и Наследник выбрали для себя две Максимилиановские брони, а младшие Великие Князья оделись пажами того времени. Рыцарский кортеж, имея впереди себя музыку и герольдов, выступил из арсенала и направившись через парк, выстроился на площадке перед Александровским дворцом. Здесь имел место карусель и начались эволюционные кадрили.

«Прекрасная погода», говорится в каталоге, «благоприятствовала этому празднику, приготовленному в несколько дней, но вполне удавшемуся, не смотря на некоторые затруднения, в числе коих следует упомянуть пугливое отвращение верховых лошадей, при виде рыцарского вооружения, к которому, конечно, они не успели привыкнуть».

От которого, сказали бы мы, они давно успели отвыкнуть. Несколько лет спустя Горасу Берна, поручено было нарисовать этот праздник. Картина эта находится в Гатчинском дворце.

с.

 

Всемирная иллюстрация, № 4 (22 янв. 1869 г.)

 

 

 

Еще по теме

 

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (13.01.2019)
Просмотров: 33 | Теги: арсенал, Музей, Царское Село, оружие, 1869 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Block title


Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz