nik191 Среда, 20.09.2017, 03:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1498]
История искусства [166]
История науки и техники [182]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

1914 год. Накануне. Художественные выставки. "Передвижная"

Наступил 2014 год. С точки зрения истории России, он знаменателен тем, что ровно 100 лет назад случился один из переломных моментов не только для нашей страны, но и для всего мира.
Решил попытаться сделать обзор всех сторон жизни в 1914 году. Чем жили люди, что их беспокоило, радовало, огорчало, вдохновляло. Сегодня первая часть моего обзора и посвящена она культурным событиям - изобразительным выставкам, проходившим в Москве в конце 1913 - начале 1914 г., т.е ровно 100 лет назад.
Материал построен на основе публикации обзора московских выставок, помещенном в №1-2 журнала "Аполлон" за 1914 год. Автор критических заметок скрывался под псевдонимом Я. Т—д.

 

 

 




 
Московские выставки.
 
Почти одновременно открылись в Москве три выставки: "Мир Искусства", "Союз" и "Передвижная"—целый смотр русскому искусству! К сожалению, далеко не все наши художники участвуют в нем (так, в "Мире Искусства" очень чувствительно отсутствие Рериха и Сомова), но все же, о этим 1214 экспонатам позволительно судить об общих достижениях русских художников, по крайней мере—художников старшего поколения.

Уделим же прежде всего наше внимание старцам-передвижникам.

Впрочем, старость только тогда вызывает преклонение, когда она остается убежденно последовательной до конца или, наоборот, мужественно пасует перед новой жизнью. Увы, у передвижников нет ни того, ни другого: нет веры в свое дело, и нет доверия к новому делу...

 


И. Репин. Манифестация 17 октября 1905 года.



И.Репин. Портрет невропатолога и психиатра Владимира Михайловича Бехтерева



И.Репин. Портрет писателя Владимира Галактионовича Короленко
 
И. Репин в прошлом году дал "17 октября", а в этом—"Венчание Государя Императора": и то и другое интересует его, в сущности, лишь с точки зрения эффектности. И в его "3ащитниках Москвы" и " В осажденной Москве" эта же внешняя эффектность преобладает над "народной психологией", но живописи у него все-таки нет (если не считать случайно красивый перламутровый кусок земли в "3ащитниках Москвы", как раз менее всего записанный, фон портрета Бехтерева, также едва намеченный, и общий розовый фон портрета Короленка, удачно соответствующий женственному облику писателя). Несмотря на то, что Репин перестал быть темь "красным", каким он был в своих "Бурлаках", он очень неравнодушен к красному цвету—красный огонь в "Москве 1812 года" портрет "в красном"... и, Боже мой, до чего не живописен этот красный цвет!
 


И.Репин. В осажденной Москве
 
Что сказать о других членах товарищества? Скажу одно хорошее—их только половина на выставке, и у них всего только 145 работ! Впрочем, справедливость заставляет меня упомянуть более свежие работы Холявина и Келина. Что же касается посторонних экспонентов, то здесь, разумеется, прежде всего отмечу два портрета (пастель) работы С. Малютина, правда, совершенно не колористические, но зато чрезвычайно добросовестно и любовно нарисованные, без всякого уклона к шикарному росчерку или "маститой" эскизности.
 


С. Малютин. Портрет М. В. Нестерова
 


С.Малютин. Две подруги

 Это—украшение Передвижной выставки, и досадно, что рядом с портретами Малютин дал и небольшую жанровую картинку (масло) "Две подруги", нечто совершенно беспомощное по живописи.
 
 
Среди остальных гостей останавливают внимание В. Игнатьев с его "Старым домом" и А. Н. Михалковский, давший цветистую "Осень" в духе "Бубнового Валета". Я заметил ее, несмотря на то, что "начальство" повесило эту картину в коридоре!

Такова эта 42-я передвижная выставка, по поводу которой невольно приходит горькая мысль о том, что "бальзаковский возраст" хорош только заграницей, где как-то умеют не стареть...



42-я выставка Товарищества передвижных художественных выставок была открыта 26 декабря 1913 г. в Москве.  Этому событию в журнале "Искры" был посвящен небольшой фоторепортаж.
 

 

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (10.01.2014)
Просмотров: 908 | Теги: Передвижники, Выставки, 1914 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Новости дня

» Block title


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz