nik191 Понедельник, 29.05.2017, 10:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1490]
История искусства [162]
История науки и техники [182]

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

1914 год. Накануне. Художественные выставки. "Мир Искусства"

Наступил 2014 год. С точки зрения истории России, он знаменателен тем, что ровно 100 лет назад случился один из переломных моментов не только для нашей страны, но и для всего мира.
Решил попытаться сделать обзор всех сторон жизни в 1914 году. Чем жили люди, что их беспокоило, радовало, огорчало, вдохновляло. Сегодня первая часть моего обзора и посвящена она культурным событиям - изобразительным выставкам, проходившим в Москве в конце 1913 - начале 1914 г., т.е ровно 100 лет назад.
Материал построен на основе публикации обзора московских выставок, помещенном в №1-2 журнала "Аполлон" за 1914 год. Автор критических заметок скрывался под псевдонимом Я. Т—д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Московские выставки.
 

Почти одновременно открылись в Москве три выставки: "Мир Искусства", "Союз" и "Передвижная"—целый смотр русскому искусству! К сожалению, далеко не все наши художники участвуют в нем (так, в "Мире Искусства" очень чувствительно отсутствие Рериха и Сомова), но все же, о этим 1214 экспонатам позволительно судить об общих достижениях русских художников, по крайней мере—художников старшего поколения.

 

 

 

 


И вот, мы у дверей "Мира Искусства". Увы, и здесь не высокий общий уровень, и здесь надо искать, но за этими дверьми—по крайней мере—господство хорошего вкуса и культуры. Хотя на страницах "Аполлона" уже писалось о "Мире Искусства" петербургском, но все же мне хочется высказать свое суждение и о нем.

 

 

 

 

 



Князь Александр Чачба (Шервашидзе). Автопортрет


Быть может, именно у нас, в Москве, чисто петербургские черты этой выставки выявляются больше. Огромная пастель кн. Шервашидзе названа "В старинном платье"— вот это то старинное платье и бросается прежде всего в глаза нам, "москвичам", когда мы видим экспонаты основной группы "Мира Искусства". Правда, и у нас много спорят и мечтают о старине, о Востоке, о лубке; но не верьте этому, на самом деле москвичи—анархисты, целиком пребывающие во власти того самого бульвара, "Венеру" которого Ларионов дал на выставку "Мира Искусства", и тех городских стекол, на "скоростях" которых Якулов "построил" свою неразбериху, тоже попавшую на эту выставку.

 

 

 

 

 



М.Ларионов. Венера


Петербургские же художники по-прежнему питаются старинным театром, старинными городами (Остроумова-Лебедева) и старинной живописью ("Люди 40-х. годов" Кустодиева и "Баня" Серебряковой).

 



Б.М. Кустодиев. Масленица


Один и тот же Кустодиев пишет колоритные картины в провинции и бескрасочные — в Петербурге. Картины москвичей, в сущности, никчемны, картины-эксперименты, которые некуда приткнуть: произведения петербуржцев — всегда иллюстрация, имеющая практическое назначение: декорация или графика. В этом смысле у "Мира Искусства" огромная заслуга перед русским обществом — он проводник стилизма в нашу жизнь.

 

 

 



А. Бенуа. Эскиз костюма маркиза Фьербуа к балету «Павильон Армиды».
 

 Третьяковская галерея хорошо сделала, что приобрела эскизы А. Бенуа к инсценировке Fetes Кл. Дебюсси; это—прекрасный, монументальный памятник изначальной традиции "Мира Искусства".1 Но если театральный и книжный стилизм полезен, поскольку он экстенсивно повышает общую художественную культуры страны, то, с другой стороны, он умаляет творческую интенсивность художников.2 Обуздание индивидуальности во имя стиля хорошо и нужно тогда, когда это—стиль жизни, но не оранжерейный стиль театра.

 

 

 

 

 



С. Ю. Судейкин. "Беглая", оперетта Н. Н. Евреинова. Эскиз костюма


А между тем, напр., Судейкин, чьи работы выставлены на московской выставке, только в эскизах к "Беглой" остается Судейкиным, в декорациях же к комедии Бенавенте приближается к Сапунову, как Анисфельд—к Баксту. Очень остры и выразительны у Судейкина эскизы костюмов, но досадно, когда этот театрально-иронический подход к жизни уже отравляет глаза молодого Григорьева; право же, не нужна нам, русским, эта парижская "Comedie humaine"...


Эту неудовлетворенность эскизами для театра как бы чувствует Добужинский, выставивший в Москве уже не проекты декораций к "Бесам"‘, а целые картины на эту тему. Долгое и исключительное внимание к предметам дает себя знать! Превосходны у Добужинскаго комната у Шатова, мост и особенно лестница в "Скворешниках" (Художественному Театру не удалось достигнуть той колоритной мрачности, которая имеется у Добужинского в этом этюде). Но зато ж а н р о в ы е сцены ("Ставрогин" и "У Лебедкиной") вызывают недоумение: это не самостоятельная живопись и не "проекты" людей...

 

 

 



К. Богаевский,  "Утро" .
 

Уклон к стилизму сковывает и творческое развитие Богаевского. Хороша и патетична его звездная "Ночь", но в "Осеннем пейзаже" — уже избыток гобеленовой красивости, перегружение детальностью. В "Горном озер" Богаевский отдает некую дань... кубизму, но этот "кубизм" воспринимается нами без протеста: может быть, Киммерия и есть та единственная область, где кубизм геологически оправдан! И все-таки лучше, чтобы Богаевский остался Богаевским с той поистине Рескиновой любовью к природе, которой так пленяют его рисунки тушью с натуры...

 

 

 

 



Портрет скульптора и живописца Д.С.Стеллецкого.
 

Из других московских экспонатов упомяну: две скульптуры Стеллецкого (бюст и статуэтка Серова), неожиданные для этого стилиста—по своей манере а 1а Трубецкой, портрет Н. К. фон-Мекка работы Кустодиева, мастерские портреты Ульянова (особенно портрет Муратова) и его же картину "Нарцисс и Эхо", "Кариатиды в роще" Арапова, "Масляницу" Симонович-Ефимовой, интересный автопортрет гр. С. И. Толстой, кубистическую "мертвую природу" Шевченка, две виньетки Феофилактова (увы, ничего не прибавляющие к его "цыганской" эротике), гравюры на дереве Павлова и, наконец, один новый пейзаж Сарьяна—"В горах".

 

 

 

 



М.Сарьян. Вечер в горах.


Сарьян и П. Кузнецова—вот самыя радующие впечатления не только от "Мира Искусства", но и от всех московских выставок. Оба они идут навстречу настоящей живописи, настоящей любви к прекрасной плоти мира. На фоне "Мира искусства" особенно бодро звучит их творчество. Ведь не так давно еще Кузнецов переживал мучительные сны о не рожденных душах, видел болезненных выкидышей духа—теперь он околдован живой красотой Бухарских степей. Правда, ему еще не вполне удается сочетать действительность с рождаемой ею грезой, певучие линии своих женщин с угловатыми плоскостями пейзажа, и пока еще лучшие его работы те, в которых воздана хвала только природе ("Учитель Живописи" и др.).

У Сарьяна также перелом, и в том же направлении. В прежних работах его было больше солнца и красочной яри, но они всегда казались мне раскрашенными, слишком графичными. Теперь его палитра стала более блеклой и интимной, но в ней—воздух и глубина и гармония подлинной живописи. И хотя Сарьян воспроизводит Персию просто и непосредственно с натуры—чудесной интуицией он приходит к той же праздничной радости, которой веет от ее ковров.

 

 

 



М.Сарьян. Арабская танцовщица


 Его "Персия" и "Арабская танцовщица" искупают всю скуку московских выставок. И чувствуешь, что только в этом любовном приятии жизни— наше спасение от передвижнического "постничества", и от "союзной" серединности, и от петербургской "старинки", и от московского "бульвара".


Третьяковской галереей приобретены также акварель Остроумовой-Лебедевой, бюст Кустодиева и несколько работ Кузнецова и Сарьяна.

 

 



К.Петров-Водкин. Мать


2 Это сказывается и на Петрове-Водкине, который в свой "Матери" больше думает о стиле и о Венецианове, чем о vа1еuг’ах красок, и его фигура кажется искусственно вставленной в пейзажный фон.
Я. Т—д.



Еще по теме:

1914 год. Накануне. Художественные выставки. "Передвижная"
1914 год. Накануне. Художественные выставки. "Союз русских художников"

1914 год. Накануне. Художественные выставки. "Мир Искусства"

 

 

Категория: История искусства | Добавил: nik191 (10.01.2014)
Просмотров: 1065 | Теги: Мир Искусства, 1914 г., Выставки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Новости дня

» Block title


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz