Материал из журнала "Нива" за октябрь 1916 года.
Женская „рекрутская кампания" в Англии
В уровень с колоссальным подъемом рабочих сил всей страны для достижения победы небывалых размеров достиг в Англии и женский труд.
Поразительнее всего громадный и систематически растущий наплыв женщин в предприятия по производству амуниции.
Патриотические воззвания и высокая заработная плата сделали свое дело и привлекли сюда сотни тысяч представительниц «слабого» пола. По сообщению парламентского секретаря министра снабжения, число женщин, работающих на амуниции, исчислялось тогда в 200.000 из 1.900.000 всех рабочих, занятых в данной отрасли производства. Это даст приблизительно 10,5%. Эти цифры были оповещены с парламентской трибуны в апреле с. г., но с того времени число женщин, несомненно, значительно увеличилось, и сейчас, судя по данным периодической прессы, колеблется между 250.000—300.000.
Как передает корреспондент «Киевской Мысли» В. Майский, из многих городов промышленного севера Англии несутся вести, что старые, исконно «женские», индустрии, как, например, текстильная, горько жалуются сейчас на недостаток рабочих рук: их долголетние работницы, привлекаемые высокой заработной платой, массами уходят на фабрики амуниции.
Чтобы помочь горю, принимаются различные экстраординарные меры. Так, в ряде ланкаширских городов была открыта «рекрутская кампания» среди замужних женщин, которые раньше работали в текстильном производстве, но, обзаведшись семьей, ушли в частную жизнь. Теперь их зовут назад. Передают, что эта кампания ознаменовалась крупными успехами. Так как однако запас резервов подобного рода не очень велик, то в некоторых местах возникла идея создания особого подвижного «женского корпуса» для обеспечения текстильной промышленности нужными ей рабочими руками. Так, Гаддерефильд разработал план «набора» 1.000 женщин для его шерстяных фабрик и устройства и содержания их в течение всего периода войны. То же делается и во многих других центрах.
Но текстильная индустрия и раньше занимала сотни тысяч женщин, поэтому гораздо важнее и показательнее некоторые другие отрасли производства, где до войны всецело господствовал мужской труд, а ныне работают большие массы женщин.
К числу таких отраслей относится, например, производство кожи. До августа 1914 г. это была чисто «мужская» индустрия,—теперь в ней работает не менее 5.000—6.000 женщин. В какой мере изменился в данной области состав рабочих рук по признаку пола, можно судить по следующему любопытному примеру, приводимому корреспондентом «Тimes’а»: на одном ланкаширском кожевенном заводе два года назад было занято 200 человек, в том числе только 3 женщины; к концу 1915 г. число женщин поднялось уже до 70, а число мужчин соответственно упало.
Другим любопытным образчиком того же рода может служить пивоваренное производство. До войны соотношений между женщинами и мужчинами в этой отрасли промышленности было 1 : 11, сейчас оно равняется 1 : 5. Считают, что за последние два года к пивоварению было привлечено не менее 10.000 новых «рекрутов»—женщин. Нечто аналогичное происходит в булочном производстве. До сих пор число нанятых здесь женщин составляло около 30%, при чем они выполняли главным образом различные более легкие работы (особенно на бисквитных фабриках). Теперь сфера деятельности их систематически расширяется, и в Лондоне уже сделаны довольно успешные, с точки зрения предпринимателей, опыты с привлечением женщин к печению хлеба.
Еще одна область, в которой женский труд находит сейчас массовое приложение, — сельское хозяйство. Исчисляют, что в армию ушло около 350 —400 тысяч сельских рабочих, и для того, чтобы хоть до известной степени компенсировать эту потерю, в феврале текущего года была открыта «рекрутская кампания» для записи женщин, желающих работать «на земле». Рекруты получали право носить специальную форму, образовывать «роты» и «батальоны» и должны были назначаться на фермы и поместья для выполнения необходимых полевых работ.
На призыв, сопровождавшийся агитацией в прессе и на митингах, откликнулось довольно большое число женщин как из деревень, так и из городов. Немало интеллигентных женщин, — учительниц, писательниц, служащих в общественных учреждениях и т. п., — повинуясь голосу патриотизма, отправились доить коров и убирать сено.
Сколько же женщин вновь вступило в промышленную жизнь с начала войны?
Приблизительные подсчеты дают цифру около 1.700.000. Это, конечно, далеко не полная компенсация за потерю мужского труда (армия поглотила ведь до четырех миллионов человек), но все-таки это громадное подспорье для народного хозяйства. И, что особенно важно и интересно, женское наводнение на фабриках, мастерских и заводах, которое на первых порах рассматривалось лишь, как временная мера, все больше приобретает характер постоянного явления. И это объясняется, прежде всего и больше всего, тем, что женщины, как свидетельствует единодушное мнение «деловых людей», очень хорошо работают.
Многие предприниматели, которые раньше нечего и слышать не хотели о применении у себя женского труда, теперь превратились в горячих его защитников.
|