Война и русско-польские отношения (1916 год) - 2 Сентября 2016 - Дневник - Персональный сайт
nik191 Пятница, 09.12.2016, 04:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [158]
Как это было [300]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [10]
События [49]
Разное [17]
Политика и политики [21]
Старые фото [36]
Разные старости [26]
Мода [180]
Полезные советы от наших прапрабабушек [220]
Рецепты от наших прапрабабушек [162]
1-я мировая война [1107]
2-я мировая война [97]
Русско-японская война [1]
Техника первой мировой войны [228]

» Друзья сайта
  • Хочу квартиру
  • Наши таланты
  • История и современность

  • » Архив записей

    » Block title

    » Block title

    » Block title

    Главная » 2016 » Сентябрь » 2 » Война и русско-польские отношения (1916 год)
    06:46
    Война и русско-польские отношения (1916 год)

     

    Материал из журнала "Нива" за август 1916 года.

    Во всех материалах по старым газетам и журналам сохранена стилистика и орфография того времени (за исключением вышедших из употребления букв старого алфавита).

     

    Война и русско-польския отношения


    (Вопросы внутренней жизни)


    Одною из самых сложных и трудных задач нашего внутренняго государственнаго устроения долгое время считался так называемый польский вопрос.

    Он имеет свою историю, мрачную и кровавую. Польша, в силу чисто-географических преимуществ и большей близости своей к западным центрам просвещения, раньше России приобщилась к благам романской культуры и, как самое культурное из славянских государств, была призвана стать во главе государственнаго объединения всех славянских народов. Но, может быть, именно слишком раннее проникновение чужой культурой несколько исказило еще не окрепший национальный тип молодого славянскаго народа, подавило его самобытность и подорвало его политическую государственно-строительную силу прививкою двух изъянов, усвоенных от западных соседей: романскаго религиознаго фанатизма и германскаго феодализма.

    Раннее усвоение западной культуры одновременно возложило на Польшу священную миссию собирания славянских народов и подорвало ея силы, необходимыя для выполнения этого великаго историческаго призвания. От тяжкаго бремени убивающаго свободную мысль католическаго фанатизма старая Европа освободилась с помощью Гусса, Кальвина, Лютера, поэтов-художников и философов эпохи Возрождения: Джоржано Бруно, Вольтера и энциклопедистов. От исторически сгнившаго феодализма ее очистила демократическая проповедь Руссо, Великая французская революция, с ея ораторами и палачами, и демократическая империя Наполеона. Но юная Польша не выдвинула из глубины своего национальнаго духа ни Гусса, ни Лютера, ни Вольтера, ни Руссо и на долгие веки осталась в рабстве привитых к ней чужих пороков.

    Она принялась за государственное собирание славянских народов, опутанная по рукам и ногам чуждыми их национальному духу религиозными и социальными традициями, политически обессиленная невидимой отравой—и потому не могла справиться со своей задачей. Созданная ею на таких началах государственность оказалась больной, слабой и нежизнеспособной, она постепенно угасала от внутренних раздоров и нескладиц, не имея силы ни противостоять внешним ударам, ни выполнить свое историческое призвание, и в конце концов была вынуждена уступить культурно-политическое первенство в семье славянских народов более молодой, более, в расово-славянском смысле, самобытной, и потому более жизнеустойчивой, восточной сопернице—России.

    Тяжелым наследием стараго культурно-политическаго соперничества двух великих славянских народов осталась глухая племенная, надолго пережившая исторические поводы к ней, вражда. Кровавая борьба за государственное первенство в славянстве давно окончилась, а глухая вражда все еще таилась где-то в самой глубине патриотических сердец.

    Но в июле 1914 года свершилось великое чудо: рев германских пушек сразу заглушил последние отголоски русско-польской вражды. И поляки и русские инстинктивно почувствовали, что с началом великой расовой борьбы должна быть забыта и погашена племенная рознь, что всякое продолжение ея в минуту общей опасности было бы равносильно сознательному предательству самих себя.

     

     

    Нашествие немцев на Россию и Польшу пробудило сознание расовой солидарности, вызвало чувство племенного родства и примирило неладивших братьев для дружной защиты общаго дома. Многие поляки в первый раз назвали Россию матерью, а Россия впервые почувствовала стыд и раскаяние за когда-то допущенный ею раздел Польши, за отдачу части польской земли под власть враждебных славянству тевтонов. Начало русско-германской войны ознаменовалось целым рядом стихийно возникших русско-польских демонстраций. Варшавская толпа забрасывала входящие в город русские полки цветами, а воззвание Верховнаго Главнокомандующаго возвестило новыя основы будущаго устройства объединенной Польши.

    Период братоубийственной борьбы за первенство закончился, и разрозненные славянские народы объединились для борьбы с общим врагом, как в дни грюнвальдекой победы. Отторгнувшаяся от славянской стихии Польша духовно и политически вернулась на лоно славянства и тем самым доказала свое неоспоримое право на объединение и национальную независимость в среде родственных племен, заложила фундамент своего политическаго бытия на новых автономных началах.

    Так разрешился под гул немецких пушек русско-польский вопрос в сердцах обоих народов.

    Немцы, строившие свои победы на нашей розни, видят свое дело проигранным и накануне отступления из Польши готовятся подарить ей автономию. Едва ли стоит доказывать фиктивность такого, слишком запоздалаго, немецкаго благодеяния. Оно было бы несравненно своевременнее не перед очищением Полыни, а перед вступлением в нее.

     

     

    В действительности же немецкое вторжение, как в Бельгию, так и в Польшу внесло с собою не начала свободы и права, а царство распущеннаго насильничества и дикаго разбоя. Хорошия слова не заставят забыть скверных дел и никого не введут в обман. Последний натиск германизма привел к мирному концу семейных спор славян между собою. Он заставил всю Польшу признать государственное главенство России, а всю Россию- от низов до верхов —заставил признать право верной славянству Польши на политическую независимость и свободу, на объединение всех поляков в одну семью, право на национальную автономию в видах возможно более широкаго и разносторонняго развития своей национальной июльской культуры, как мощнаго ростка, растущаго из общаго славянскаго корня.

     

     

    Еще по теме:

    Война и русско-польские отношения (1916 год)

    Польский вопрос (1916 год)

    Немецкое возрождение Польши (1916 г.)

    Немецкое воззвание о Польше (1916 год)

     

     

    Категория: Исторические заметки | Просмотров: 79 | Добавил: nik191 | Теги: 1916 г., Польша, Россия, война | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    » Календарь

    » Block title

    » Яндекс тИЦ
    Анализ веб сайтов

    » Block title

    » Block title

    » Block title

    » Статистика

    » Block title
    senior people meet contador de visitas счетчик посещений

    » Информация
    Счетчик PR-CY.Rank


    Copyright MyCorp © 2016
    Бесплатный хостинг uCoz