Торжество наживы и грядущий крах - 24 Ноября 2016 - Дневник - Персональный сайт
nik191 Пятница, 09.12.2016, 04:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [158]
Как это было [300]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [10]
События [49]
Разное [17]
Политика и политики [21]
Старые фото [36]
Разные старости [26]
Мода [180]
Полезные советы от наших прапрабабушек [220]
Рецепты от наших прапрабабушек [162]
1-я мировая война [1107]
2-я мировая война [97]
Русско-японская война [1]
Техника первой мировой войны [228]

» Друзья сайта
  • Хочу квартиру
  • Наши таланты
  • История и современность

  • » Архив записей

    » Block title

    » Block title

    » Block title

    Главная » 2016 » Ноябрь » 24 » Торжество наживы и грядущий крах
    06:49
    Торжество наживы и грядущий крах

     

    Материал из журнала "Пробуждение" № 18 за 1916 года.

    Во всех материалах по старым газетам и журналам сохранена стилистика и орфография того времени (за исключением вышедших из употребления букв старого алфавита).

     

     


    Торжество наживы и грядущий крах


    Статья Н. Степаненко


    Уже давно приходится слышать:

    — Русская торговля отказалась работать и перешла на наживу.

    Слова эти можно характеризовать: «старая погудка на новый лад». Ничего новаго в них нет, ничего такого, что указывало бы на исключительность условий переживаемаго времени.

    Русская торговля, а следовательно и русский торговец для русскаго человека то, что каштаны для огня: разгорается огонь, а каштаны обугливаются, и если их не вынуть своевременно, они обуглятся и сгорят окончательно.

    Голод ли, пожары или, как сейчас, война—русский торговец спешит и радуется, и как горбуновские молодцы, спешащие на пожар и выкрикивающие: «поспешай, братцы, а то без нас сгорит»,—всеми силами старается использовать время, загребает и руками и ногами, захлебывается от радости—весь потный, горячий и красный.

    Трещат карманы от наживы, а он все уплотняет их, топчет, как мужик сено на возу.    

    И от избытка радости приговаривает:

    — Пошли, Господи, чтобы война эта самая...

    В прошения, в молитву обратились горе и несчастья людския.

    В одной из городских российских дум один из представителей города так именно и выразился. И когда у него потребовали объяснения,—хотя слова и без того сами по себе сказаны были ясно,—он ничего лучшаго для себя не нашел, как удалиться из залы заседания думы.

    Пыл и увлечения до каких только пределов не могут дойти!

    А разве менее характерно следующее?

    Сдает мой знакомый в одну газету промышленно-коммерческаго характера статью о спекуляции и наживе торговцев, и редактор ему говорит:

    — Не подходит, так сказать, по духу нашей газеты.

    Какой же дух этой самой газеты, отказывающейся так откровенно вести борьбу со злом?

    А дух такой: жми и прижимай, высасывай побольше соков и крови, ибо сие полезно для российских пауков и эксплоататоров.

    А их много—пауков и эксплоататоров. Где только их нет?
    Нет такой щели, куда бы они не залезли.
    Тепло и удобно сидеть им в щелях.

    В Нижнем-Новгороде торговец выписал из Америки партию обуви. Цена ботинкам поставлена франко 3 6/10 доллара за пару, приблизительно около 11 руб. На заданный торговцу вопрос, по какой цене он намерен продавать ботинки, получился такого рода характерный ответ:

    — Да знаете-ли... надо будет сосчитать... Знаете, хлопоты, перевод денег, затрата, находчивость... Не всякий ведь додуматься может... Будем продавать рублей по пятидесяти за пару.

    Когда ростовщик берет лихвенные проценты, его привлекают к суду; торговец-эксплоататор берет сверхлихвенный процент, грабит публично, среди белаго дня, и он остается как бы вне закона.
    Клеймит его общественное мнение. Но что ему гекуба и что он для гекубы?

    А тот, кто сегодня еще возмущался наглостью торговца, на завтра идет к этому самому торговцу и платит за пару ботинок 50 рублей.

    Не ходить же в самом деле босиком, в лучшем случае, не носить лаптей.

    Хороши лапти в теории, легко писать и говорить о гигиеническом значении супа из сухой травы, а каково следовать всему этому на практике?..

    Практика—это крик души, стонущей и больной. Вакханалия, пляска и— крик надрывчатый.

    Фабриканты, сахарозаводчики, коммерсанты, промышленники, купцы— все танцуют, все неистово пляшут, у всех горят глаза восторженно и радостно.

    Одна самарская купчиха-мукомолка нажила на муке два миллиона.

    — Догоню до трех да и забастую.

    Забастует ли только!

    Есть у меня знакомый приказчик. С малых лет служит он приказчиком в кожевенной лавке. Присмотрелся, свыкся, втянулся во все манипуляции торговаго дела. Никогда не возмущался. А сейчас возмутился.
    Совесть заговорила.

    Человек кормится от торговаго дела, человек окунулся в это самое торговое дело с головой; казалось бы, ему ли возмущаться? А пришла пора, и от того, что творится вокруг, крик стонущий вылетает из груди.
    Плачут трудовыя деньги, исходят горькими слезами.

    Плачут... как библейская Рахиль о детях своих «и не хотяше утешитися, яко не суть».

    Было у нас торжество наживы и в Крымскую кампанию, и в Турецкую войну, и в Японскую авантюру, но никогда еще аппетиты так жадно не разгорались, не принимали таких ужасающих размеров, как в настоящее время.

    А ведь война еще не окончена, кровавая жертва еще не искуплена, итоги еще не подведены немногое скрыто от глаз.

    Но и то, что приходится видеть и наблюдать, повергает в трепетный ужас и страх.
    Сжились мы, втянулись, а все же страшно.

    Что будет дальше?
    Поругана совесть, честь загрязнена...

    Торговое дело—дело великое, государственное дело... Да, все это так. А кто стоит у руля, кто вертит колесом? На чью сторону падает зерно труда и жизни?..

    «Именитое купечество», которое так гордится этой кличкой—именитое лишь о ярлыку, по кличке, по названию, а не по совершаемым действиям и поступкам.

    Классическое: «не обманешь—не продашь» все еще, как каиново проклятие, вист и тяготеет над миром торговли и промышленности.

    Хорошо известно это и внутри страны, и далеко за пределами ея.

    Кто подсыпает суррогаты в муку,—русский торговец; кто гнилой товар старается сбыть за доброкачественный,—русский купец.

    Иностранцы берегутся русских торговцев и промышленников, как огня.

    Богатства наши неисчерпаемы, а разрухи и непорядков не обобраться.

    Предприимчивости у нас на грош нет, за то по части наживы мы обогнали любую нацию.

    Нынешнее тяжелое время в достаточной мере закрепило то, что давно всем и каждому было известно.
    И иностранцы, конечно, учитывают момент.

    Американцы уже учли. По словам «Дня», во Владивосток прибыли уже пароходы с американской обувью. Учтут после войны и англичане, и французы. А в Берлине и теперь уже «изготовляется громадное количество готоваго платья для России».

    Думают ли об этом российские эксплоататоры и спекулянты?

    Мне кажется, что, зарывши голову в песок, как это делает страус при виде опасности, если и думают они, то думают по своему... как страус. Надеются больше на фатум, на случай: «авось кривая вывезет, авось свинья не съест».

    Живут не разумом, живут чувством, а больше всего моментом, основанным на случайности.

    А когда загремит гром и опасность приблизится и сделается очевидной,— в Петроград полетят петиции, жалобы...

    На это способности не стать занимать.

    Никто не умеет так обильно и жалобно лить крокодиловы слезы, как русский купец и промышленник.

    И сейчас, несмотря на торжество наживы, жалуется: ограничительная политика, видите ли, которая составляет основную программу ведомства торговли и промышленности, легла в основу деятельности ведомства и мешает росту и развитию во всех начинаниях (?) людей, стоящих во главе торговли и промышленности.

    Опеки у нас действительно много; опека тяготеет не в одной только области торговли и промышленности. Но одна ли опека в данном случае служит виновницей и не следует ли искать корней поглубже.
    Торжество наживы, конечно, не в опеке.

    Н. Степаненко.

     

     

    P. S. Сто лет назад написано, а ведь можно не меняя ни единой буквы, поставить в конце статьи сегодняшнюю дату и ни единый человек не скажет, что это написано так давно, а не сегодня.

     

     

    Еще по теме

     

     

     

    Категория: Как это было | Просмотров: 42 | Добавил: nik191 | Теги: 1916 г., Нажива, торговля | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    » Календарь

    » Block title

    » Яндекс тИЦ
    Анализ веб сайтов

    » Block title

    » Block title

    » Block title

    » Статистика

    » Block title
    senior people meet contador de visitas счетчик посещений

    » Информация
    Счетчик PR-CY.Rank


    Copyright MyCorp © 2016
    Бесплатный хостинг uCoz