ПО материалам газеты "Труд" за июнь 1917 г.
Пригороды Москвы
Распоряжением Временного Правительства вся площадь, окружающая Москву, в пределах окружной дороги, а в некоторых местах и дальше ее —присоединена к г. Москве. Этим актом к Москве перешло до 22 тысяч десятин земли и более 380 тысяч жителей. Характер всех пригородов, перешедших к Москве, полугородской, полусельский. Постройки все деревянные и расположены почти без всякой планировки; никаких парков, бульваров и общественных садов нигде не имеется, если не считать Сокольнической рощи, которая и ранее принадлежала городу.
Наиболее крупным пригородом является Марьина-Роща, население которой превышает 60 тысяч жителей. Это целый губернский город, расположенный на бывшей земле графов Шереметьевых, ныне перешедшей к городу. Ни водопровода, ни канализации, ни мест для летнего отдыха нет и в помине. От Москвы Марьина-Роща отделяется грязным Камер-Коллежским валом, а за этим пригородом идут болота и огороды, имеющие очень неприглядный вид.
Чтобы превратить Марьину-Рощу в благоустроенный городок-сад нужно много лет работы, необходимо затратить огромные средства. В Марьиной-Роще как и в соседних с нею Бутырках подпочвенные воды почти что выходят на земную поверхность. Так как ради экономии домовладельцы спускали свои нечистоты в почву, то вода в прудах и канавах как в Марьиной-Роще, так и в Бутырках страшно загрязнена и опасна в санитарном отношении. Поэтому тренирование названных местностей в интересах народного здравия является существенно - необходимым и должно быть поставлено в очередные работы рядом с водоснабжением и канализацией.
В таком же положении находятся и другие пригороды, а также селения, вошедшие в черту города большой Москвы. Одной из характерных черт пригородов является густая населенность жилищ, плохо построенных, еще хуже того отапливаемых и совсем не вентилируемых. Все домики построены из тонкого леса, как временные бараки, с легкими железными и чугунными печами. Эпидемические болезни легко свивают себе гнезда в этих неуютных пристанищах трудового народа.
Несмотря на то, что более десятка лет Московское Уездное Земство в своих докладах в Земском Собрании указывало, что пригороды в ближайшем будущем должны отойти к городу Москве, Московская Городская Дума ничего не приготовила для принятия в свою организацию этих новых площадей с большим числом населения. В то время, как большие европейские города и даже столица Финляндии Гельсингфорс имеют подробно разработанные планы будущего расширения города, иногда даже первой и второй очереди развития, Москва до сих пор этого не сделала и поэтому совершенно не имеет разработанного плана города, будущего с пригородами-садами, загородными парками, бульварами и правильно расположенными гигиеническими строительными кварталами.
Передо мной лежат чудно разработанные проекты будущего развития городов Финляндии: Гельсингфорса и Борго, к проектам имеются необходимые описания, и вы видите на этих проектах во всех мельчайших подробностях будущее развитие города; здесь все предусмотрено, где поставить водоразборную будку, где выделать приемный колодезь для дождевых вод и т. д., следовательно, проекты будущего водоснабжения и канализации также детально разработаны. Новой городской Думе предстоит огромная работа по составлению проекта благоустройства пригородного кольца.
Но рядом с этой работой Московской городской думе придется принять экстренные временные меры для удовлетворения неотложных санитарных нужд пригородного населения. Пользуясь частью существующей городской водопроводной сети, частью закладывая артезианские буровые колодцы, Москва должна дать пригородам здоровую питьевую воду.
Далее город должен создать в пригородах здоровые жилища для трудового народа и всей бедноты, которая ютится по койкам и каморкам; это задача ближайшего дня, и если в настоящее время, пока еще война не окончена, нельзя строить, потому что нет ни строительных материалов, ни рабочих рук, то подготовить организационную часть этой грандиозной работы необходимо теперь же и немедленно; город своими кадрами инженеров и архитекторов должен выполнить эту работу и быть готовым к осуществлению ее в ближайшем будущем.
Не надо забывать, что и в области народного образования, и в области медицины пригороды были общественными пасынками. Школьная сеть Московского уезда обслуживала и пригороды г. Москвы, но школьных зданий в пригородах земство в последние годы совсем не строило, так что, примерно, из 70 школ пригородного кольца только один десяток помещается в собственных земских зданиях народных домов, библиотек и подобных просветительных учреждений в собственных зданиях в пригородах также не имеется. Следовательно, Московской городской думе предстоит огромная работа в деле школьного строительства.
Для удовлетворения потребностей населения в деле медицинской помощи в пригородном кольце сделано еще менее: Московское уездное земство имеет здесь только одну больницу (Измайловскую на Благуше), расположенную в собственном здании, снабженную собственным больничным водопроводом и канализацией с полями орошения, и две амбулатории в своих помещениях—Марьиной Роще и Симоновской Слободке. Если не считать нескольких лазаретов для больных и раненых воинов, а также амбулаторий для беженцев, то этим и ограничивается вся медицинская организация в пригородном кольце. Конечно, ряд селений, отошедших ныне к городу, пользовались медицинской помощью в соседних земских больницах, напр., Шаболовской, Никольской и др. Большая часть населения, расположенная ближе к Камер-Колежскому валу, пользовалась медицинской помощью с большими затруднениями с большими потерями времени в городских больницах. Городская медицинская организация должна разработать правильны план больниц, амбулаторий, родильных приютов и др. медицинских учреждений в пригородном кольце.
Отдел городской управы по благоустройству и по городским железным дорогам должен разработать сеть трамваев, идущих в пригороды, сеть мостовых и шоссейных дорог, сеть водостоков для спуска дождевых вод и т. п. Вся эта работа в организационном отношении может быть начата теперь же, дабы ко времени окончания войны городская дума была готова к практическому выполнению всех этих проектов. Жители старой Москвы должны помнить, что от экономического и санитарного состояния пригородов, в большей или меньшей степени зависит и их безопасность, в отношении распространения эпидемических болезней и их общего благополучия.
Ф. Данилов.
"Труд", № 78, 21 июня
Городские купальни
Интересы общественного здоровья властно требуют, чтобы в летнее время каждый горожанин имел возможность искупаться или освежить себя в ванне. В настоящее время в Москве стоит небывалая, положительно тропическая жара, москвичи томятся и изнывают от нее и что же мы видим? На весь двухмиллионный город, на протяжения всей Москвы-реки построена всего навсего одна купальня; да и та принадлежит к числу так называемых торговых купален, т. е. устроена частным предпринимателем на свой риск и страх.
Как это понятно для цензового городского самоуправления. Еще бы: они, цензовики, в своих благоустроенных квартирах в собственных домах обязательно имеют ванны, притом лето они большею частью проводят на дачах или же в теплых краях, где они могут купаться вдоволь в великолепной речной и в морской воде. Как же будут чувствовать себя летом в раскаленном городе бедные, несостоятельные жители, рабочие, служащие разных категорий, солдаты—это цензовика занимает в весьма малой степени. Карась, известно цензовику, так любит жариться в сметане.
Такое отношение к общественному здоровью безусловно недопустимо. Городское самоуправление должно почитать своею обязанностью всемерную заботу об улучшении санитарных и гигиенических условий жизни горожан. Оно обязано устроить целую сеть общественных бань, ванн с душами и летних купаний, которыми каждый мог бы пользоваться по доступным ценам, а бедные— бесплатно.
Такая обязанность городского самоуправления стоит в муниципальной программе партии Социалистов —Революционеров, она представляет из себя одно из ближайших требований, которое партия предъявит к московскому городскому самоуправлению при переустройстве его, после 25-го июня, на демократических началах.
Иван Вонсик.
"Труд", № 79, 22 июня
|