По материалам периодической печати за февраль 1917 год.
СТЕНОГРАММА ПЛЕНАРНОГО ЗАСЕДАНИЯ МИРНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
1-го февраля 1918 г.
Председатель.
Я объявляю заседание открытым. Я хотел бы сейчас сообщить, что в составе болгарской делегации произошло изменение, а именно: на место министра юстиции Попова здесь будет присутствовать министр-президент Радославов.
Слово принадлежит представителю Украинской народной республики.
Севрюк.
В начале разрешите заявить о некоторых личных изменениях в составе нашей делегации: вместо не прибывшего сюда председателя народного министра Голубовича, обязанности председателя нашей делегации буду исполнять я. После этого краткого заявления разрешите сделать мне заявление по поводу заседания, которое имело место после перерыва.
Милостивые государи, нотой правительства Украины генерального секретариата от 7 (20) декабря 1917 г. украинская делегация объяснила положение Украинской республики на мирной конференции, указав, что актом украинской центральной Рады от 7-го ноября третьим универсалом провозглашена Украинская народная республика и этим определено ее международное положение. Это международное положение признано как Советом Народных Комиссаров, так и представителями четырех союзных держав, а равно Французской республикой и Великобританской империей, которые назначили и прислали своих дипломатических представителей при правительстве Украинской народной республики. Доказательством этому служат как протоколы мирной конференции, так и дипломатические акты, напечатанные в псевдонимной периодической печати. В частности, что касается признания правительством Народных Комиссаров Украины независимым государством, то это явствует из заявлений председателя русской делегации Троцкого, сделанного им на заседании 10 января сего года.
Там им дословно сказано следующее:
„Заслушав оглашенную украинской делегацией ноту генерального секретариата, русская делегация в полном соответствии с признанием каждой нации права на самоопределение, вплоть до полного отделения, заявляет, что с своей стороны не видит никаких возражений против участия украинской делегации в переговорах".
Так как в упоминаемой ноте Генеральная Секретарита сказано, что „Украинская Народная Республика в лице Генеральнаго Секретариата отныне становится на путь самостоятельных международных отношений", то такое выше цитированное заявление по поводу этой ноты и являлось полным призванием со стороны правительства Народных Комиссаров самостоятельности Украинской Народной Республики и права делегации ее правительства—Генерального Секретариата самостоятельно выступать в международных отношениях.
В этом же заседании, в ответ на вопрос статс-секретаря Кюльмана о том, признает ли председатель русской делегации Украинскую делегацию частью русской делегации, или же Украинская делегация, должна быть представительством самостоятельного государства, г. Троцкий заявил:
„Вследствие того, что Украинская делегации выступила тут, как совершенно самостоятельная делегация, и вследствие того, что мы предложили признать ее участие в переговорах, не внося никаких ограничений, а также благодаря тому, что тут ни с чьей стороны, если я не ошибаюсь, не было предложения о превращении Украинской делегации в часть Российской делегации, то мне кажется, что этот вопрос отпадает сам собой".
В заседании комиссии 14 января председатель русской делегации г. Троцкий сказал:
„Я уже указал в одном из наших заявлений, что те конфликты, которые у нас есть с Украинской Радой, и которые, к сожалению, еще не ликвидированы, ни в каком смысле не могут ограничить права украинского народа на самоопределение и ни в каком случае не препятствуют нам признать независимую Украинскую Республику".
Кроме этого признания независимости Украинской народной республики со стороны Правительства Нар. Ком. таковая была признана также и четырьмя союзными державами. Весь ход переговоров и до настоящего перерыва указывает на то, что Украинская делегация всегда рассматривалась, как делегация независимого государства. Такое безусловное признание независимости Украинской народной республики правительством Нар. Ком. продолжалось до последнего перерыва.
После перерыва, в заседании 31 января председатель русской делегата г. Троцкий, ссылаясь на какую-то полученную им телеграмму о том, что якобы большинство Киевского гарнизона восстало против правительства Украинской Центральной Рады, пытался отрицать правомочность Украинской делегации; в качестве другого аргумента якобы неправомочности нашей делегации, он еще в заседании 30-го января, сослался на наличность Харьковского Исполн. Комитета, говоря текстуально следующее:
"Я, в момент обсуждения вопроса о киевской делегации, ничего не говорил о наличности другой организации в пределах Украинской народной республики, которая изъявляет претензии на государственную власть. Мы считали тогда, что вопрос о том, в какой мере делегация Украинской Рады может с успехом представлять интересы Украинской республики, лучше всего может быть разрешен авторитетными органами трудящихся масс самой Украины и до того момента, как Сов. Раб., Солд. и Крестьянск. Деп. Украины не поднял вопроса о необходимости их представительства здесь, в Брест-Литовске, мы не имели никаких оснований подымать здесь этот вопрос в наших дебатах".
Считаем нужным констатировать, что произнесенная в том же заседании г. Троцким его первая речь стоит в полном противоречии со всеми его предыдущими заявлениями. Так, если раньше г. Троцкий признавал независимость Украинской народной республики и не возражал против ноты Украинского генерального секретариата, где было сказано, что власть Совета Народных Комиссаров на Украине не распространяется, то теперь председатель русской делегации указывает, что никакое соглашение Украины с центральными державами невозможно без санкции Совета Народных Комиссаров и т. д.
Эти заявления председателя русской делегации, равно некоторые факты государственно-правового характера в жизни Украины, о которых будем иметь честь говорить, заставляют сказать нас нижеследующее:
мы вполне согласны с г. Троцким в том, что в государственной жизни Украины произошли изменения, но совершенно иного порядка чем те, на которые указывает г. Троцкий. Суть этих изменений связана с четвертым Универсалом Украинской Центральной Рады от 24-го января.
В нем сказано:
отныне Украинская Народная Республика становится самостоятельной ни от кого независимой свободной суверенной державой Ухраинского народа.
Из этих слов Универсала отнюдь не явствует, что до его издания Украинская Народная Республика была от кого-либо зависимой, им лишь выражается отказ от тех форм федерации, на которые указывал третий Универсал. Как видно из оглашенной нами 10 января ноты генерального Секретариата правительство Украинской Народной Республики стремилось к созданию союза всех республик, которые возникли в тот момент на территории бывшей Российской империи, к созданию в будущем обще-федеральной власти в России и к распределению международного представительства между правительством Украинской Народной Республики и федеральным правительством будущей федерации.
Так как до издания четвертого Универсала несмотря на все попытки украинского правительства такого обще-федеративного органа не создалось и по существующему положению видно, что он и не может составиться, то Украинская Центральная Рада отказалась от политики создания федеративной власти, так как она ее раньше понимала, и четвертым Универсалом провозгласила Украину совершенно самостоятельным и ни от кого независимым государством. Вследствие этого, в этом же Универсале Украинская Рада заявила по вопросу международных отношений, что со всеми соседними державами мы желаем жить в согласии и приязни, но ни одна из них не может вмешиваться в жизнь самостоятельной Украинской Народной Республики. Таким образом 4-й Универсал более ясно определил, как правовое международное положение Украинской Народной Республики, так и ея политику по отношению к соседям.
Что же касается вышеуказанных аргументов председателя русской делегации г. Троцкого, то они лишены какого бы то ни было значения. Ссылка на то, что в Украинской Народной Республике Харьковский Исполнительный Комитет более отражает интересы трудящихся масс, хотя и является весьма легко опровержимым, относится к областям внутренних отношений, которые не подлежат международному контролю. Еще менее убедительна ссылка г. Троцкого на то, что украинская делегация неправомочна в виду ее непризнания Харьковским Исполнительным Комитетом; в этом аргументе русская делегация должна была бы первая сложить свои полномочия, т. к. в ее составе нет ни представителей Молдавии, ни крымских татар, ни донских казаков, ни кавказских народностей, ни Сибири, которые также не признают власти Совета Народных Комиссаров.
Явно недопустимым в таком высоком собрании, как мирная конференция, является прием г. Троцкого оспаривать государственные права Украинской Центральной Рады на основании какой-то телеграммы, полученной им из Петрограда.
С совершенно аналогичным правом мы могли бы сослаться на напечатанную в Киевских газетах во второй половине января нового стиля радиотелеграмму о том, что некоторые полки в Петрограде восстали против части Народных Комиссаров в защиту Учредительного Собрания и что там, на улицах, шел бой с неблагоприятным исходом для существующего правительства. На основании этой телеграммы, по примеру г. Троцкого, мы могли бы требовать непризнания делегации Совета Народных Комиссаров, но мы этого не делаем, т. к. считаем это вопросом России, а не Украины, который поэтому к нам, по принципу невмешательства в чужие дела, не относится. Что же касается сущности телеграммы, то как по ее поводу, так и по поводу других таких же телеграмм, которые может предъявлять г. Троцкий, мы считаем излишним входить в обсуждение, и в будущем не будем этого делать.
Теперь же, во избежание новых возможных кривотолков, с чьей бы то ни было стороны, и во избежание на будущее время заявлений со стороны Русской делегации, одно другому противоречащих, мы, вручая ноту нашего правительства, представленным здесь державам, с извещением о провозглашении Украинской народной республики самостоятельным государством, мы предлагаем признать формально Украинскую республику, как совершенно самостоятельное и ни от кого независимое государство и тем окончательно определить как ее международное положение, так и правомочность делегации ее законного правительства.
Медведев.
Уважаемое Собрание. Великая Русская Революция сбросила ярмо царского гнета, национальной неволи и господство помещиков и капиталистов, передала крестьянам землю, поставила рабочего во главе предприятия и на 3-ем Съезде Советов учредила Великую Российскую Федеративную Рабочую и Крестьянскую Республику—свободный союз свободных народов,—Республику Советов Раб. Кр. и Солд. Депутатов.
Здесь, в Брест-Литовске, от имени Народной Украинской Республики выступала до настоящего времени делегация Киевской Рады: Украинские Советы,—единственная власть, которую признает трудящийся народ нашей страны, не были здесь представлены. Украинский исполнительный комитет—суверенный орган украинского народа, от самого начала не признавал за Киевской Радой права говорить от имени украинского народа.
Чувствуя свою слабость и оторванность от трудящихся масс нашей страны, делегация Киевской Рады повела переговоры за спиной украинского народа, тайно, в четырех стенах, отдельно от российской делегации. Когда весть об этих переговорах дошла до народа Украины, она вызвала глубокий протест трудящихся масс и окончательно подорвала устои власти Киевской Рады. Украинский народ хочет скорейшего мира. Но этот мир он хочет заключить совместно со всей Российской Федеративной Республикой, в братском единении с ее трудящимся народом. Глубоко ошибаются те, кто думает, будто Украина была связана с Россией только цепями царизма. Эти цепи пали, но глубокая экономическая и культурная связь между братскими народами осталась и только теперь она укрепляется на основе свободного соглашения.
Мы считаем своим долгом предупредить народ Австро-Венгрии и Германии, что всякие попытки противопоставить Украину России и на этом противопоставлении построить дело мира, покоятся на ложном основании и потому обречены на крушение. Киевская Рада встала на путь такой политики и на судьбе Киевской Рады всякий дальновидный государственный деятель может убедиться, что политика заключения мира с отдельными частями федеративной Российской Республики ложно в самом своем основании. Кто хочет не минутных успехов, а прочных мирных отношений на долгие годы, тот должен вести переговоры об общем мире со всеми народами России, связанными экономической, культурной и государственно-федеративной связью.
Мы, уполномоченные народного секретариата Украинского исполнительного комитета, посланные сюда в состав российской мирной делегации, заявляем: народный секретариат стремится к созданию таких условий, при которых весь народ украинский, живущий на Украине, в Галиции, Буковине и Венгрии, независимо от разрезающих его ныне на части государственных границ, мог бы жить как одно целое, причем вопрос о дальнейшем государственном положении Украины в ряду других государств должен будет разрешиться свободным голосованием всего объединенного украинского народа. Нам известна позиция в этом вопросе правительства Австро-Венгрии, которое не допускает рассмотрения общеукраинского вопроса на настоящих мирных переговорах. Но мы выражаем свою глубокую уверенность в том, что дальнейший ход развития на пути демократии обеспечит в ближайшем будущем многострадальному украинскому народу единство и свободу в братском единении со всеми соседними народами.
Что касается нынешних мирных переговоров, то народный секретариат Украинской Республики стоит целиком на почве тех принципов демократического мира, которые были провозглашены Российской Революцией и подтверждены украинскими советами: мир без аннексий и контрибуций, обеспечивающий народам право на самоопределение.
В отношении оккупированных областей мы присоединяемся целиком к выставленному здесь российской делегацией положению, согласно которому заинтересованные народы сами должны решать свою судьбу путем народного голосования, которому должен предшествовать вывод иностранных войск.
В заключение мы еще раз и со всей категоричностью заявляем, что никакие соглашения и договоры с Киевской Радой не будут признаны украинским народом и не войдут в жизнь, если они не будут одобрены и призваны делегацией федеративной Российской Республики, в состав которой мы входим.
Троцкий.
Совершенно неоспоримо, что Русская Делегация заявляла, что те конфликты, которые имелись и имеются у Правительства Совета Народных Комиссаров с Киевской Радой, ни в каком смысле не ограничивают нашего признания независимости Украинской Республики. Но приходится с самого начала отвести это смешение понятий, которое состоит в отожествлении независимости самостоятельности страны, с признанием того или другого ее правительства. Никто, здесь не усомнится в независимости Российской Республики, но всем известно, что целый ряд государств еще не признал Правительства Совета Народных Комиссаров. Финляндия признана целым рядом Правительств, как независимая Республика, но последние сведения ставят нас в известность о том, что Правительство, которое получило признание независимости Финляндской Республики, пало и заменено Правительством финляндских рабочих и крестьян. Финляндское Правительство, немедленно, после признания независимости Финляндии, изъявило притязание на участие в мирных переговорах.
Мы с своей стороны не усматривали никаких препятствий к такому участию и, насколько осведомлены, со стороны держав четверного союза также не встречалось к этому препятствий; и само собою разумеется, что смена правительств в Финляндии ничего не изменяет в международно-правовом положении Финляндской Республики. В тот момент, когда вопрос о признании делегации киевского секретариата встал перед нами практически, процесс самоопределения Украинской Республики далеко еще не принял окончательных форм и это нашло наилучшее свое выражение в том, что представители четверного союза отказались от немедленного признания независимости Украинской Республики и сохранили за собою право определить свое окончательное отношение к этому вопросу в связи с выработкой и подписанием мирного трактата.
В какой мере международно-правовые отношения и государственное положение Украины находятся в состоянии текучего процесса, видно также и из того, что мы сегодня, из уст председателя украинской делегации, узнали о новом, в высшей степени важном, принципиальном изменении, которое вносится Киевской Радой в определение международного положения Украинской республики. Именно Киевская Рада заявляет отказ от участия в Республиканской Российской Федерации и это происходит в тот момент, когда на третьем Всероссийском Съезде Советов при прямом участии представителей Украинских Советов, Российское государство признано федеративной республикой, с участием в этой федерации республики Украинской.
Среди тех многочисленных цитат из моих заявлений, на которые ссылается представитель Киевской Рады, отсутствует одна, которая имеет решающее значение для данного вопроса. Я тогда уже, без какого-либо протеста со стороны представительства Киевской Рады, указал, что именно в виду неопределенности положения Украинской Республики, прежде всего, в смысле ее границ, по всем спорным вопросам необходимо соглашение обеих представленных делегаций. Это заявление, само собой разумеется, предполагало и обратную теорему, предполагало и отрицательный вывод, именно, что всякое соглашение между делегацией Киевской Рады и центральными империями, которое в силу неопределенности размежевания этих двух государств, вызывает возражения со стороны Российской делегации, тем самым лишается своей силы и отпадает.
Все ссылки на внутренние процессы в самой Украине, разумеется, не могут иметь решающего юридического значения—это мы готовы признать, но именно вследствие отсутствия определенного и оформленного юридического положения во всех интересующих нас вопросах, мы неизбежно должны смотреть на спорные вопросы с их материальной стороны. Только, поэтому, я позволил себе ссылки на те фактический отношения, который сложились на Украине в результате борьбы двух организаций, претендующих на государственную власть. Вопрос, который перед нами сейчас стоит, есть вопрос исторический.
Центральные империи, как и другие государства, заинтересованы в том, чтобы определить свое отношения к Украине по существу; и они заинтересованы, при этом, в том, чтобы не принимать мнимых величин за действительные. Именно поэтому, я должен указать на то, что в некоторых кругах имеется, может быть, тенденция к переоценке силы и значения сепаратистских тенденций в нынешней революционной России. В разных областях России на ее периферии сепаратистские тенденции проявляются в настоящий момент со стороны тех классов, групп или слоев, которые до революции являлись носителями самого твердого и даже беспощадного централизма.
В этом сепаратизме нельзя видеть длительной исторической тенденции, это только временное орудие самообороны определенных слоев, которые считают свое существование под угрозой со стороны революционной власти. По мере утверждения власти Советов по всей стране, имущие группы переносят свои сепаратистские тенденции все дальше и дальше на окраины и для освещения вопроса крайне крупное значение имеет тот факт, что наиболее яркий сепаратизм представлен в настоящее время помещичьими верхами казачества, т. е. в тех именно группах, которые в прошлом являлись носителями железного централизма. И если мы на минуту допустим победу этих групп в нынешней России, то для всякого реально мыслящего политика ясно, что они снова станут носителями централизма. Именно поэтому, говорю я, для тех правительств, которые желают считаться с реальными, а не с фиктивными величинами, необходимо, разумеется, сделать для самих себя тот или другой вывод при определении своих отношении к Российской Республике не на основании тех или других юридических формулировок, которые пытаются искусственно выделять из тех или других заявлений, здесь, во время переговоров, но из реальных отношений, как они слагаются в нынешней России.
Я не думаю, разумеется, что представители четверного союза могут взять на себя роль третейского судьи в вопросе о внутренних отношениях в России или на Украине. Я имел только своей задачей добросовестно сообщить им действительное положении вещей и я по-прежнему остаюсь, от имени нашего правительства, на той точке зрения, которую формулировал в тот момент, когда этот вопрос встал перед нами впервые. До тех пор пока делегация Киевской Рады сохраняет свой мандат, мы не возражаем против ее самостоятельного участия в переговорах, но теперь, когда в состав нашей делегации вошли представители Украинского Исполнительного Комитета, мы с удвоенной силой повторяем, что только такие соглашения с Украинской Радой могут получить силу, которые получат и наше признание.
Окончание
Еще по теме
|