От Управления Верховного Начальника санитарной и эвакуационной части
НАСТАВЛЕНІЕ
для стирки белья и уничтожения насекомых
I.
В тех случаях, когда воинские части, лечебный заведения, эвакуационные, этапные и ночлежные пункты и проч. бывают лишены возможности пользоваться прачечными, стирку белья надлежит производить следующим образом.
Грязное белье погружается в котел с холодным мыльно-керосиновым раствором: на одно ведро воды берется четверть фунта зеленого или (при неимении его) обыкновенного мыла и две столовых ложки керосина.
Затем котел нагревается до кипения, которое поддерживается в течение пяти часов. Во все время кипения белье глубоко и старательно помешивается веслом.
После пяти часов кипячения, белье перекладывается в заблаговременно заготовленный другой котел с чистой кипящей водой, где белье кипятится еще два часа.
После этого белье вынимается, отжимается и просушивается.
Котлы можно устанавливать в любом подходящем месте, даже под открытым небом. Главное,—котлы установить так, чтобы при размешивании веслом они не опрокидывались.
II.
В случае отсутствия пароформалиновых камер, уничтожение насекомых на одежде и других вещах, не могущих подвергнуться кипячению, производится обкуриванием «серничками».
«Сернички»—это пачки из узких полос бумаги, покрытой серой.
«Сернички» могут, в настоящее время, высылаться по первому требованию, с которым надлежит обращаться (хотя бы открытым письмом) в Управление Верховного Начальника санитарной и эвакуационной части.
В ближайшем будущем, склады «серничков» откроются в губернских городах.
«Серничками» надлежит пользоваться следующим образом.
В небольшом помещении (изба, комната, баня, землянка, вагон и т. п.) нужно заглушить или заклеить бумагой все имеющиеся отверстия, щели в окнах, дверях, печных дверцах, вытяжках труб и проч.
После этого вещи, на которых есть насекомые (белье, платье, полушубки и проч.), должны быть развешаны в этом помещении, чуть отступив от стен, по одиночке, не касаясь одна другой.
На каждую кубическую сажень помещения нужно взять по 3 или 4 пачки «серничков». В каждой пачке содержится 1/2 фунта серы чистого веса.
Для предохранения от пожара, пачки «серничков» надо подвесить на проволоке, а под ними на полу положить железные листы или поставить тазы, глиняные чашки и т. п., или же просто места под «серничками» на полу засыпать землею вершка на два.
Надо стараться подвешивать «сернички» как можно выше над полом, а то газ пойдет только по-низу и верха не захватит.
Чтобы вещи не загорелись, не нужно вешать их над «серничками» или близко около них. Ближе чем на три четверти аршина вешать нельзя.
Когда все готово, «сернички» нужно поджечь снизу. Дверь помещения надо плотно запереть, законопатить, или заклеить бумагой или замазать глиной по щелям.
Открывать двери следует не ранее, как через 6—7 часов действия сернистого газа.
III.
Для уничтожения насекомых в помещениях (казармах, лечебных заведениях, бараках, этапных и ночлежных пунктах, цейхгаузах, пекарнях, кухнях, вагонах, судовых помещениях и проч.) «сернички» применяются согласно вышеприведенным указаниям, с непременным соблюдением следующих условий:
1) на каждую кубическую сажень помещения берется 3 или 4 пачки «серничков»;
2) все предметы и вещи внутри помещения должны не касаться друг друга;
3) все щели, отверстия и вытяжки должны быть хорошо заклеены или замазаны, и
4) открывать двери и окна не ранее как через 6—7 часов действия сернистого газа.
Лучше всего производить окуривание «серничками» сразу всего помещения, целиком; но в тех случаях, когда это сделать затруднительно, можно с успехом окуривать по частям. В последнем случае необходимо особенно тщательно заклеивать или замазывать все щели и отверстия между частями помещения, дабы сернистый газ не мог проникнуть в те части помещения, где находятся люди.
По отзывам частей войск, «сернички», при умелом пользовании, совершенно уничтожают насекомых не только на белье и одежде, но и в помещениях, даже в тех случаях, когда никакими другими способами нельзя уничтожить насекомых.
Дезинфекционный аппарат „Гелиос"
(Письмо в редакцию)
В интересах ограждения войсковых частей Действующей армии от ошибок при заказах на дезинфекционный аппарат «Гелиос» прошу дать место на страницах «Русского Инвалида» нижеследующему:
В последнем каталоге (№ 16, 1915 г.) Т-ва П. Зифельдт, изготовляющего названный аппарат, между прочим, утверждается, что топка аппарата выложена асбестом и покрыта сводообразными чугунными плитами. Между тем, недавно приобретенный вверенным мне учреждением у названного Т-ва аппарат «Гелиос» за 800 рублей (№ 12597) оказался с топкой из тонкого кровельного железа, прогоревшей уже через 15 часов работы и обнажившей тонкую же асбестовую прокладку, давшую в свою очередь обширные трещины. Таким образом, дорогостоящий аппарат с такой гнилой жизненной частью неминуемо должен превратиться в бесполезную вещь.
Сообщив об этом г-ну П. Зифельдт, я потребовал исправления обнаружившихся в первые же дни работы аппарата грубых дефектов, но ответ, полученный мною, хотя и весьма характерен для современных дельцов, работающих «на армию», но мало утешителен.
Привожу мое сношение и ответ на него г-на Зифельдт.
П. Зифельд и Ко в Петрограде
Полученный на днях от вас аппарат «Гелиос» № 12597, в числе других недостатков, оказался пропускающим дым в камеру, равно как пар через все щели. Но самое главное то, что через два дня работы противоположная стенка топки совершенно выгорела и обнажилась асбестовая прокладка, давшая большие трещины. Стенка оказалась состоящей из тончайшего котельного, очевидно, старого, если не простого кровельного железа и, конечно, превратилась в пепел даже через 15 часов работы. Между тем, по описанию аппарата, топка должна быть выложена асбестом и покрыта чугунными плитами. Об этом составлен акт воинской комиссии, которому будет дан ход, если вы в кратчайший срок не исправите обнаружившихся в первые же дни работы аппарата грубых дефектов.
Ожидается немедленный ответ. Подлинный за надлежащими подписями.
Выписка из письма П. Зифельдт
от 20-го декабря 1915 года
Главному врачу перевязочного отряда 3-й Кавказской стрелковой дивизии.
В ответ на Ваше почтен. отношение от 23-го сего декабря за № 2459 имеем честь сообщить, что теперь в военное время не то, что очень трудно достать известные сорта железа для аппаратов «Гелиос», но в Петрограде железа вообще нет и приходится искать где попало и какое попало. Часто вместо углового ставится полосовое, а вместо толстого листового железа приходится ставить двойное кровельное и т. д.
Теперь надо довольствоваться тем, что есть, или остаться без аппаратов, в коих в армии чувствуется острая нужда.
Большой недостаток чувствуется в рабочих руках вообще, а в хороших—в особенности. Их совсем нет. Все на войне...
Топку из толстого железа сделать нельзя. Во первых, против огня все равно не устоит, а во вторых, вся топка так покоробится, что изуродует весь аппарат.
Надо топить осторожно, и, если прогорит, то надо починить. Другого спасения нет.
Стены топки сделаны из двойного тонкого листового железа, между коими находится также тонкий слой асбесту для того, чтобы наружный холодный воздух действовал бы на стенки, чтобы не дать им раскалиться до красна, чтоб не так скоро прогорел, как выше сказано.
Подлинное подписал: П. Зифельдт.
Думаю, что приведенного достаточно для того, чтобы заказчики и приемщики аппаратов «Гелиос» были бы достаточно внимательны и достаточно требовательны.
Главный врач перевязочного отряда 3-й Кавказской стрелковой дивизии кол. асес. Орахелашвили.
Еще по теме
|