19 (06) августа 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
6-го августа 1916 года.
I
Западный фронт
В 8 часов вечера 5-го августа, после артиллерийского обстреливания, противник атаковал нас у д. Звиняче (15 верст к юго-востоку от Свинюхи), но был отбит.
В районе оз. Нобель, наши части овладели частью неприятельской позиции к западу от озера.
В районе д. Червище (на р. Стоходе) наши войска после упорного боя прорвали позицию противника и овладели д. Тоболы, г. дв. Червище и винокуренным заводом, значительно продвинувшись вперед. Пленных зарегистрировано 2 офицера и 220 нижних чинов.
В районе м. Сокуль сброшено с аэроплана противника более 70 бомб.
На Кирлибабском направлении противник, перейдя в наступление превосходными силами, несколько потеснил наши передовые части.
Кавказский фронт
На фронте между Сивасским и Кемахским шоссе, наши части сильно потеснили противника.
На Диарбекирском направлении завязались горячие бои.
На диарбекирском направлении бои продолжались; наши войска начали переходить высокий и труднодоступный хребет к западу от массива Бингель-Даг.
Западнее озера Нозыкгель наши части сбили турок с перевала у сел. Каджых, захватив при преследовании пленных.
К юго-западу от Урмийского озера шли бои в районе Ушнуэ.
II
Западный и Кавказский фронты
Без перемен.
Юго-западный фронт
В районе к западу от озера Нобель атаки германцев были отбиты с большими для них потерями.
На реке Стоходе наши войска в районе д. Гудка Червище овладели господским двором Червище и несколькими высотами.
Из-за деревни Тоболы завязался горячий бой, деревня переходила из рук в руки и окончательно осталась за нами.
Донские казаки атаковали противника в конном строю, изрубив более 200 австрийцев. В этом районе нами взято в плен б офицеров в более 600 нижних чинов, захвачено 15 пулеметов, 2 миномета, 1 прожектор и 5 телефонных аппаратов.
На коросмезском направлении наши войска отбросили противника с высот западнее Яблоницы и Вороненки и заняли эти высоты.
На реке Велый Черемош, в районе Долгопол, наши части, сбив противника, несколько продвинулись в направлении на Ферескул.
На кирлибабском направлении к северу от Кирли-бабы противник вел атаки на занятые нами высоты, но был отбит.
Телеграммы
Русский фронт
ТИФЛИС. 2-го августа. В связи с ответом Порты на ультимативную ноту Персии, а также с продвижением турок на Хамадан, от которого, согласно официальному сообщению, наши отряды отступили, приводим следующие строки официального «Кавказа»:
«Военное затишье в районе Верханшаха длилось целый месяц. В Тегеран доходили слухи об огромных потерях, понесенных турецкими войсками при наступлении, и крайнем их истощении в фураже, провианте, одежде, обуви, которых они не нашли в Керманшахе и его районе в сколько-нибудь достаточном количестве. В тылу у них—пустынный и лишенный после отхода нашего отряда своих последних скудных жизненных ресурсов край, и воинству Халила-паши не остается другого выбора и исхода, как продолжение наступления, которое в случае успеха выведет его в населенный и обильный земными дарами край и во всяком случае не ухудшит его нынешнего полуголодного существования.
Турецкое наступление в сторону Хамадана—вопрос не стратегия или так-таки и не политический вопрос, а вопрос жизненный в буквальном смысле слова, вопрос спасения от истощения и деморализации, ожидающих войска Халила-паши. Поэтому это— стихийное движение.
Дипломатические ультиматумы и новая война Турции с Персией—вопрос нескольких дней. Как известно, временное затишье в керманшахском районе компенсировано возобновлением военных действий со стороны турецких отрядов в южном и западном Азербайджане, где обнаружено присутствие значительных турецких сил, ведущих наступление на широком фронте с упорством, не ослабленным и не поколебленным их весьма серьезными последними неудачами на турецком фронте.
Объектом их действий в этом районе является, по-видимому, наша Джульфо Тавризская железная дорога, открытая только 23-го апреля сего года, и разрушение или повреждение этой железнодорожной линии было бы большим успехом для турок, но рельсовый путь, соединяющий нашу границу со столицей Азербайджана, охраняется надежными силами, почему эти германо-турецкие замыслы ожидает полное крушение. Операции в Азербайджане отвлекут несомненно, часть сил, которые мы могли бы выслать в керманшахский район для заслона Хамадана. Поэтому нам здесь придется ограничиться исключительно обороною и отражением попыток уже подорванных и истощенных турецких сил пробиться в богатый край.
—По дополнительным сведениям, подтверждается, что турки в муш-битлисском районе вели наступление тремя отрядами. Наступая по долине Битлисс-су, турки пользуются воздушной разведкой. Неприятель обильно снабжен артиллерией, но наша артиллерия успешно подавляет турецкую, производя большие опустошения в рядах врага».
Франко - англо - бельгийский фронт
Сообщение французской главной квартиры
От 14-го августа н. ст.
К северу от Соммы в течение минувшей недели нами произведено несколько блестящих атак.
7-го и 8-го августа на фронте около 6 1/2 километров к северу от Морепа до Соммы мы захватили все неприятельские траншеи и выдвинули их линию на западных и южных склонах Морепа и к востоку от Эм до железной дороги. К северу ст Ардекура наш левый фланг в связи с англичанами продвинулся на склонах впадины между высотой 139 и 81.
9-го августа мы отбили германские контратаки на занятые траншеи к югу от Морепа, нанеся неприятелю огромные потери.
10-го августа мы овладели двумя рощицами и каменоломней к северу от леса Эм, где неприятель успел задержаться.
14-го августа на том же фронте в 6 1/2 километров мы атаковали третью германскую позицию, которую и заняли на 600—1000 метров в глубину; наши войска укрепились на склонах высоты 109, у дороги из Морепа в Клэри, а также к югу возвышенности к западу от Клэри. Большая часть деревни Морепа была в то же самое время занята; все контратаки, предпринимавшиеся неприятелем, были отбиты нашим огнем.
Число не раненых пленных, захваченных нами к северу от Соммы в течение этих действий, превосходит 2.000; взято также 70 пулеметов.
***
ЛОНДОН, 2-го (15-го) августа. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции:
«В результате местных боев за последние два дня на северо-западе от Позьера мы вновь заняли почти все траншеи, в которых утвердился было неприятель утром 31-го июля. Вчера ночью мы кроме того проникли в траншеи противника близ фермы Мукэ, а затем вернулись в свои линии с 11 пленными.
Две попытки атаковать наши траншеи, произведенные небольшими отрядами неприятеля на нашем правом фланге, были отбиты с уроном для него. К северо-западу от Гюллюха неприятель взорвал небольшую мину; мы заняли образовавшуюся воронку. Прошлою ночью мы симулировали атаку на траншеи неприятеля к югу от Армантьера и вызвали ею большую тревогу в его окопах, чем с выгодой для себя воспользовалась наша артиллерия». (ПТА).
ЛОНДОН, 3-го (16-го) августа. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции:
«На различных пунктах фронта обычная артиллерийская перестрелка. Положение без перемен; никаких выдающихся событий не произошло». (ПТА).
Итальянский фронт
РИМ, 2-го (15-го) августа. Официальное сообщение итальянской главной квартиры указывает на дальнейшее продвижение итальянцев на Карсо, а также к востоку от Горицы; при этом итальянцами взято 1.639 пленных (ПТА).
РИМ, 2-го (15-го) августа. Официальное сообщение итальянской главной квартиры:
«Ночью 1-го августа доблестные войска 11-го армейского корпуса отразили на Карсо несколько контратак, а вчера атаковали неприятельские линии к западу от Сан-Градо и Монте-Печинка. Мы заняли несколько участков траншей противника, захватив при этом 1.419 пленных и в числе их 31 офицера. В гористой местности к востоку от Горицы мы после напряженного боя заняли еще новые окопы противника, взяв при этом 220 пленных при 5 офицерах.
На остальном протяжении фронта неприятель производил обычные демонстрации против наших позиций на Монте-Пиана (в долине Риенца), на Пунта-Фораме (по течению Фелиццона, в долине Войте), на Монте-Коломбара (возвышенность Азиаго), на Монте Чимоне и Селуджио (в бассейне Астико и Позины) и, наконец, на Пазубио. Всюду противник был отброшен. Неприятельские аэропланы сбрасывали бомбы над Монфальконе, Рончи, Сан-Канциано и Пиерис; никаких повреждений и жертв не было». (ПТА).
Балканский фронт
СОЛУНЬ, 1-го (14-го) августа. В различных частях фронта происходила с перерывами ружейная и орудийная перестрелка. На остальном пространстве спокойно. Операции у Дойрана развиваются нормально. (ПТА).
СОЛУНЬ, 2-го (15-го) августа. Почти на всем протяжении солунского фронта относительное спокойствие, за исключением участка у подножия Белешских гор, где союзники заняли два селения. В районе Дойранского озера сегодня ночью произошел ряд операций союзной пехоты, имевшей возможность продвинуться вперед в одной из частей территории, на которой происходили атаки. (ПТА).
Дневник военных действий
К. Шумского
Назначение Гинденбурга
Падение Брод и в связи с этим поражение, нанесенное австрийцам на путях к Львову, по-видимому, переполнило чашу терпения германцев, и так как пути на Львов также выводят, хотя и более кружным путем, к Бугу и к Висле, т.-е. в тыл германского фронта, немцы решили принять новые меры для того, чтобы спасти южную оконечность своего расположения. Вильгельм самолично прибыл на русский фронт и, после переговоров с австрийскими государственными деятелями, добился назначения Гинденбурга главнокомандующим над группой австрийских и германских армий, сражающихся на нашем фронте.
Сначала это поняли в том смысле, что Гинденбургу подчиняются все австро-германские войска на русском фронте, и что он является единственным верховным руководителем всех операций. Однако впоследствии оказалось, что Гинденбургу был подчинен только северный участок австрийского фронта, и, таким образом, его фронт простирался от Балтийского моря до района южнее Брод. Следовательно, германскому главнокомандующему были подчинены австрийские армии, действовавшие на Волыни, и австрийские армии, действовавшие в Западной Галиции.
Другие же австрийские армии, а именно: армия Ботмера в Восточной Галиции и армия Шульца в Трансильванских проходах были подчинены молодому австрийскому наследному эрцгерцогу Карлу-Францу Иосифу.
Очевидно, полного объединения австрийских и германских сил Вильгельму добиться не удалось, и на нашем фронте по-прежнему оказались два главнокомандующих, с тою лишь разницею, что район действия германского главнокомандующего несколько увеличился, а район действия австрийского главнокомандующего несколько уменьшился. Кроме того, разница еще заключается в том, что каждый из этих главнокомандующих преследует свои специальные задачи.
Германский главнокомандующий Гинденбург взял на себя также оборону Волыни и Западной Галиции, главным образом для того, чтобы обеспечить южную оконечность германского фронта от охвата, который ему угрожал, в случае нашего успеха в направлении на Владимир-Волынский и Львов. Эрцгерцог же Карл-Франц-Иосиф принял на себя совершенно другую задачу, а именно, оборону Венгрии, пути к которой, как известно, идут как через Восточную Галицию, так и через Трансильванские проходы. Это, очевидно, было сделано для уступки венгерскому общественному мнению, настоятельно требовавшему принятия экстренных мер для обороны Венгрии.
Из изложенного можно видеть, что не только единство власти не устанавливалось после назначения Гинденбурга, но даже обоим главнокомандующим давались разные задачи, что, в свою очередь, должно было затруднить согласование операций. Это можно было заметить даже в первые дни, когда вступили в свои должности новые главнокомандующие. В то время, как наш удар направлялся южнее Брод на Львов, и в то время, когда мы занимали угрожающее положение по отношению к Ковелю и Владимиру-Волынскому, австрийский эрцгерцог вдруг стал наступать из Трансильванских проходов, т.-е. вести операцию, которая не могла оказать абсолютно никакого влияния на ход важных событий на фронте Гинденбурга.
При таких условиях действительно оказалось, что, как говорил Наполеон, „один посредственный главнокомандующий на театре войны лучше двух выдающихся". Впрочем, немцы весьма ликовали после назначения Гинденбурга и выражали твердую уверенность, что „Гинденбург себя покажет". Даже нейтральная печать, как, например, шведская, полагала, что после назначения Гинденбурга следует ожидать „разных непредвиденных выступлений со стороны германцев".
Однако, нельзя не считать такую уверенность в необыкновенном могуществе Гинденбурга, по крайней мере в данном случае, мало обоснованной, и он также, по известной поговорке, „не может дать более того, что имеет". Для того, чтобы создать какую-то неожиданность, Гинденбург должен прибегнуть к какой-либо крупной наступательной операции, и мы уже наблюдали такие примеры активной обороны с его стороны, в виде операций у Солдау и наступления от Торна по правому берегу Вислы.
Вполне понятно, что для такой наступательной операции необходимо собрать „наступательный кулак", т.-е. определенную значительную массу в определенном пункте, выбранном для атаки. Между тем, как мы знаем, противник уже давно израсходовал свои резервы и при последнем наступлении затыкал места прорывов отдельными батальонами и самыми разнообразными контингентами войск, попадавшихся нам в плен в самых разнокалиберных мундирах.
Независимо от того, что Гинденбург не обладает средствами для поднесения нам каких-либо сюрпризов, в его распоряжении осталось слишком мало времени. Для крупного наступления необходимо и весьма продолжительное время, тогда как до распутицы остался всего лишь один месяц,—после чего летняя кампания неминуемо закончится. Зимою же, как то подтвердил опыт войны, возможны лишь отдельные, не связанные друг с другом операции, для улучшения положения на отдельных участках фронта.
Таким образом противник не располагает ни войсками ни временем для того, чтобы свершить что-либо крупное,—не говоря уже о том, что он вообще ослаблен, как нашим наступлением, так и наступлением наших союзников.
Можно упомянуть также, что это последнее находит себе косвенное подтверждение в некоторых операциях на второстепенных фронтах. Так, например, турки снова в конце июля предприняли наступление на Египет, но наступавшая армия Джемаля-паши была с легкостью отражена. Очевидно, не чувствуя себя в силах справиться с положением, создавшимся на обоих фронтах войны, противник вынуждает наступать турок в надежде отвлечь английские силы с главного театра войны во Франции.
Одинаковый смысл имеет и наступление шестой турецкой армии из Месопотамии в Персию, где турки продвинулись до Керманшаха. Не приходится доказывать, что это движение не может повлиять на ход нашего наступления на кавказском фронте, но, по-видимому, немцы надеялись, что это наступление всполошит нас и англичан и поможет им отвлечь наши и английские силы даже и с главных театров.
Таким образом, бессилие противника на обоих фронтах войны вынуждает его обращаться за помощью даже к Турции. Можно еще добавить, что, кроме наступления на египетском и кавказско-персидском фронте, немцы требуют от турок и непосредственно войск, которые они направляют в Галицию. Утверждают также, что и болгары должны прислать кое-какие части войск в Галицию.
Все это вместе взятое—только лишний штрих в той картине ослабления, которая давно замечается у противника,—с начала нынешней летней кампании.
При таких условиях, — раз противник ослаблен, и раз вообще осталось мало времени для того, чтобы предпринять что-либо крупное, вся задача противника может сводиться лишь к тому, чтобы затянуть оборону Ковеля, Владимира-Волынского и Львова до наступления осенней распутицы, т.-е. до окончания летней кампании. Только эти задачи и может, главным образом, преследовать Гинденбург, и, по-видимому, только этим и объясняется то особенное упорство, которое австро-германцы проявляют на путях к Львову. Одной из наиболее конкретных мер, принятых Гинденбургом, является сформирование новой армии—Гофмана, которая появилась на северных путях к Ковелю и сразу повела наступление на войска генерала Леша. Однако, после упорных боев, войска генерала Леша не только отбили атаки германцев, но и сами переправились через Стоход, к северу от Ковеля, овладев таким образом северным участком Стохода, вплоть до Пинских болот, который ещё до сих пор не был в наших руках.
Благодаря этому, явилась возможность прочно обеспечить правое крыло нашей наступательной операции. Из карты можно легко видеть, что, благодаря занятию линии реки Стохода у Пинских болот, наше правое крыло является обеспеченным и трудно проходимыми Пинскими болотами и болотистым участком реки Стохода, в том месте, где эта река соприкасается с другими болотистыми притоками Припяти. Таким образом, как обеспеченное правое крыло у Пинских болот, так и болотистая линия реки Стохода являются тем опорным районом, откуда могут получить дальнейшее развитие операции в направлении на Ковель. Владимир-Волынский и Львов.
По-видимому, вследствие этого, в конце июля начался новый период нашей наступательной операции, открытый войсками генерала Сахарова. Войска генерала Сахарова атаковали австро-германское расположение на реке Серете. т.-е. к югу от главной дороги на Львов, в промежутке между Бродами и Тарнополем.
Здесь проходит путь, идущий к Львову от Заложце через Злочев и Глиняны. Здесь же находится место соприкосновения нового фронта Гинденбурга с новым фронтом австрийского эрцгерцога Карла-Франца-Иосифа.
Несмотря на крайнее упорство, проявленное здесь противником, несмотря на то, что здесь находилось значительное число и германских войск, наши войска в течение трех дней овладели линией реки Серета, взяв в плен до 8.000 человек. При этом левое крыло армии Ботмера, обороняющей Восточную Галицию на реке Стрыпе, естественно, оказалось охваченным, а правое крыло этой армии, как известно, давно было охвачено войсками генерала Лечицкого, везущими операцию в направлении на Станиславов.
Таким образом, наше наступление на Львов продолжало развиваться, хотя и медленно, и весь вопрос сводился лишь к тому, чтобы сломить упорство противника на путях к Львову в течение ближайшего месяца и не дать возможности Гинденбургу затянуть оборону этого важного стратегического и политического пункта до ненастных дней.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 15 (02) августа 1916 года
Первая мировая война. 16 (03) августа 1916 года
Первая мировая война. 17 (04) августа 1916 года
Первая мировая война. 18 (05) августа 1916 года
Первая мировая война. 19 (06) августа 1916 года
Первая мировая война. 20 (07) августа 1916 года
|