04 августа (22 июля) 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
22-го июля 1916 года.
Западный фронт
I
На реке Стоходе идут упорные бои в районах д. д. Любешово и Гулевичи.
В боях на реке Серете, у Городище (20 верст выше Тарнополя) ранен доблестный командир полка полковник Воронов.
В районе Воробьевки, восточнее Езерны, над нашим расположением летало 9 неприятельских аэропланов.
В боях к югу от Днестра, на Станиславском направлении, ранен полковой священник о. Касторский.
На реке Ставок (левый приток Стохода) наши части с боем подошли к самой реке, причем из-за дер. Рудка- Миринская загорелся ожесточенный бой, доходивший до штыкового боя на улицах. Деревня несколько раз переходила из рук в руки и в конце - концов осталась за нами. Все попытки противника выбить нас из этой деревни окончились для него неудачею. Противник отброшен за реку Ставок, при чем нами взято в плен около 600 германцев и захвачено 12 пулеметов.
В районе Корытница наступление противника отбито огнем.
На остальном фронте обычная перестрелка.
II
Около Рудки - Миринской, образовавшей исходящий угол на позиции на р. Ставок, всю ночь шел ожесточенный бой. Противник, охватив эту деревню с трех сторон, вел непрерывные контратаки. Несколько атак было отбито, но около 3-х часов ночи мы вынуждены были очистить деревню и отошли на 400—600 шагов восточнее.
Южнее Брод на линии р. р. Граберка и Серет в войсках генерала Сахарова идет горячий бой, нами взято 1.300 пленных.
В Бродах разрывом тяжелой шрапнели убит полковой священник отец Успенский.
Северный фронт
Значительных боевых столкновений не было.
Юго-западный фронт
Против наших частей, переправившихся на правый (западный) берег Серета, в районе Пеняки-Чистопады, противник произвел несколько контратак. Все контратаки отбиты, и войска наши утвердились на занятом участке.
Наши части, укрепившиеся на правом берегу, стремительным ударом овладели еще двумя деревнями, частью леса к юго-востоку одной из них и высотой между ними. Особенно горячий бой происходил в деревне, где противника приходилось выбивать чуть ли не из каждой хаты. Противник произвел 9 контратак из соседних лесов. Все контратаки отбиты, причем противник понес громадные потери. Захвачено в плен более 1,200 человек.
В районе р. Белый Черемош, к юго-западу от Кутты, противник силой до одной дивизии атаковал наши небольшие пехотные отряды, занимавшие горные проходы, и несколько потеснил их к северо-востоку.
Кавказский фронт
На Харпутском направлении, в районе сел. Нурика, наши части продвинулись вперед, сбив противника с укрепленной позиции на правом берегу р. Ефрата (Мурад-Чая).
К западу от Кялькит-Чифтликскаго района наши части вновь продвинулись на несколько верст вперед.
Атака турок в районе Кыги нами отбита.
Франко - англо - бельгийский фронт
ГАВР, 18-го (31-го) июля. Бельгийское официальное сообщение:
«В районе Диксмюда происходит артиллерийская перестрелка. На остальном протяжении фронта затишье». (ПТА).
ЛОНДОН, 18-го (31-го) июля. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции:
«В течение прошлой ночи мы укрепились на позициях, завоеванных нами вчера. События на фронте не получили дальнейшего развития. В связи с некоторыми местными столкновениями мы продвинули наши посты в нескольких пунктах на плоскогорье к северу от Базантен-ле-Пти». (ПТА).
ЛОНДОН, 18-го (31-го) июля. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции:
«Сегодня не было пехотных боев на британском фронте и вообще не произошло никакого выдающегося события. Наши аэропланы совершили ряд налетов для метания бомб, при чем сбросили 7 тонн взрывчатых веществ на неприятельские расположения и пути сообщения. В одном случае мы взорвали поезд. В другом—подожгли склад снарядов и уничтожили неприятельский аэроплан, стоявший на земле.
Во время этих налетов произошли многочисленные воздушные бои, при чем несколько германских аэропланов принуждены были снизиться вследствие полученных ими повреждений. Мы недосчитываемся 3-х своих аэропланов». (ПТА).
ЛОНДОН, 18-го (31-го) июля. Официально сообщается:
«Некоторое число неприятельских цеппелинов перед полночью пролетело над восточным и юго-восточным берегами Англии; ими сброшены бомбы над устьем Темзы. Набег цеппелинов еще продолжается». (ПТА).
ЛОНДОН, 18-го (31-го) июля. Адмиралтейство сообщает:
«Сегодня в 5 час. 15 мин. утра один из наших аэропланов атаковал цеппелин в 30 милях от восточного побережья. Летчик расстрелял два комплекта пуль своего пулемета, выпустив их в цеппелин, и продолжал стрелять, когда временно лишился сознания, вследствие контузии, полученной от разрыва пулемета. Когда летчик снова пришел в себя, цеппелина больше нигде не было видно, вследствие чего летчик был вынужден вернуться обратно». (ПТА).
ЛОНДОН, 19-го июля (1-го августа). Официально сообщается:
«В сегодняшнем ночном набеге участвовало, по-видимому значительное число неприятельских дирижаблей. Они крейсировали некоторое время в воздухе над Линкольншайром, Норфольком, Суфольком, Кембриджем, Эссексом, Кентом и Хентингтоном, без разбора сбрасывая бомбы на местности не имеющие военного значения. В одном месте имели возможность действовать наши зенитные орудия, как полагают с хорошими результатами. Подробности не получены». (ПТА).
ПАРИЖ, 18-го (31-го) июля. Официальное сообщение от 18-го июля 1 часа дня:
«К северу от Соммы вечером и в течение ночи германцы производили повторныя контратаки против леса Эм и фермы Монакю, причем бой имел особенно ожесточенный характер вокруг этой фермы. Германцам удалось на мгновение занять ферму, однако французы немедленно снова завладели ею. В лесу Эм все попытки германцев были отражены французскими батареями, находившимися на левом берегу реки, откуда они обстреливали германские войска анфиладным огнем, нанеся в течение этого боя крупные потери неприятелю.
На левом берегу реки Мааса атака германцев, произведенная против северо-западных склонов высоты «314 », была отражена нашим огнем. На правом берегу небольшая военная операция дала возможность французам продвинуться к юго-западу от Флери; при этом французами захвачено около 20 пленных. Попытка германцев произвести атаку ручными гранатами в западной части района Во-Шапитр закончилась неудачей». (ПТА).
ПАРИЖ, 18-го (31-го) июля. Официальное сообщение от 18-го июля, 11 часов вечера:
«К северу от Соммы германцы продолжали контратаки в лесу Эм и в направлении фермы Монакю. Все эти попытки потерпели неудачу, причем неприятель понес серьезные потери. Мы удерживаемся на завоеванных позициях. На правом берегу реки Мааса продолжается ожесточенный артиллерийский бой на участках полевого укрепления Тиомон и Флери. Ничего выдающагося не произошло на остальном протяжении фронта».
Действия летчиков. В ночь с 17-го на 18-е июля один из наших воздушных отрядов бомбардировал военные заводы в Тионвилле, станции Конфлан и Одэн-ле-Роман, а равно лагерные расположения в районе Этен». (ПТА).
ПАРИЖ, 19-го июля (1-го августа). Официальное сообщение от 19-го июля 1 час дня:
«К северу от Соммы германцы в течение ночи не возобновили атак. К северу от Авр германцы после ожесточенной бомбардировки дважды пытались произвести атаку в районе Лигона, однако, были отбиты нашим огнем. На правом берегу реки Маас артиллерийский бой в течение ночи принял особенно ожесточенный характер в районе укреплений Тиомона и леса Фюмен-Лофэ, которые обстреливались орудиями большого калибра. К западу от Понт-а-Муссона в участке Флирэ, германцы взорвали три мины. Французы заняли южные части трех образовавшихся впереди их траншей воронок. На остальном протяжении фронта ночь прошла сравнительно спокойно.
Действия летчиков. Подпрапорщик Ленуар сбил германский летательный аппарат к северу от Вердена. Это пятый по счету аэроплан, сбитый этим летчиком. Другой германский летательный аппарат был сбит к западу от Этена». (ПТА).
Итальянский фронт
РИМ, 18-го (31-го) июля. Официальное сообщение итальянской главной квартиры:
«В долине Лагарина в ночь на 18-е июля неприятель атаковал наши позиции у Честионе и Цунья, однако, немедленно же был отбит. Вчера неприятельская артиллерия проявляла оживленную деятельность на всем пространстве между Адидже и Монте-Пазубио. В долине Астико продолжался наш натиск против Монте- Чимоне.
Неприятельская тяжелая артиллерия бомбардировала вчера Арсиеро, причем причинены некоторые повреждения и ранены мирные жители. В долине Травиньоло (Авизио) неприятель, получив подкрепления, трижды безуспешно атаковал наши новые позиции в долине Дравы. Наша артиллерия снова обстреляла железнодорожную станцию Силлиан. На остальном фронте—никаких перемен. Неприятельские аэропланы безрезультатно сбрасывали бомбы над Ала и в Фиоре-ди-Примьеро». (ПТА).
Балканский фронт
СОЛУНЬ, 18-го (31-го) июля. На солунском фронте—слабая деятельность неприятельской артиллерии и незначительная ружейная перестрелка. (ПТА).
Турецкий фронт
КАИР, 18-го (31-го) июля. Экспедиционный арабский отряд, отправленный к побережью Геджаса шерифом Мекки, завладел, после падения Джедды, 14-го июля фортами и городом Ямбо. Турецкий гарнизон сдался. Артиллерия и множество снарядов достались арабам. (ПТА).
Война в колониях
ЛОНДОН, 18-го (31-го) июля. Официально сообщается:
«Британские войска заняли Додому на центральной железнодорожной линии в германской Восточной Африке. Это известие свидетельствует о том, что британцы утвердились на центральной коммуникационной линии германцев». (ПТА).
Война на море
ЛОНДОН, 18-го (31-го) июля. Из Амстердама сообщают:
«Пассажирский пароход «Коnigin Wilhelmineе», совершающий рейсы между Флиссингеном и Англией, наткнулся на мину. Пассажиры спаслись на шлюпках и направились к плавучему маяку Ноордхиндер. На место происшествия отправлены буксирные суда и миноносцы». (ПТА).
Военный обзор
На главном русском фронте
На фронте наших армий за последние несколько дней установилось сравнительное затишье, которое нарушается, главным образом, ружейным и артиллерийским огнем, открываемым обеими сторонами на некоторых участках боевой линии.
Кроме того производится усиленная разведывательная деятельность как при помощи отдельных партий разведчиков, так и целых воздушных эскадрилий аэропланов. В последнем случае, непонятно по каким побуждениям, неприятельский аэроплан бомбардировал, шедший близ д. Усичи (на Владимиро-Волынском-Луцком большаке, в 3 верстах восточнее местечка Торчина) транспорт с ранеными, в котором убил и вновь ранил свыше 20 человек. Кроме того, тот же аппарат забросал бомбами один из дививионных лазаретов в упомянутом населенном пункте, где также нанес большой урон среди чинов санитарно-служебного персонала.
В этом факте можно подметить лишь излишнюю жестокость и нервозность немцев, которые, чувствуя свое в общем неприятное положение в Ковельском районе, стараются выместить свою злобу на целях, не имеющих боевого значения. Трудно предположить, чтобы армия, уважающая свое собственное оружие, не сочла бы оскорбительным для самое себя применять таковое по учреждениям «Красного Креста».
Видимо, железная дисциплина германской армии значительно потрясена и отдельные чины ее уже не разбираются в фактах требующих или не требующих употребления оружия.
Снова появились на сцену боевых действий на нашем главном фронте и баллоны с удушливыми газами. Особенно энергично и настойчиво германцы выпускали облака этих газов в районе местечка Сморгони.
В ночь на 20-е июля по обеим сторонам Вильно-Минской железнодорожной линии противник произвел газовую атаку, против нашей позиции.
Атака началась около часу ночи и газ выпускался шесть раз с перерывами около часу между волнами. Последняя атака газами произведена была таким образом около 6 часов утра. Под прикрытием этих газов, пехота германцев повела наступление, но, в силу того, что газовые атаки нами были своевременно обнаружены, хитрость противника, рассчитанная на внезапность, успеха не имела.
Немцы были встречены ружейным и пулеметным огнем и, понеся большие потери, не выйдя даже за свои проволочные заграждения, быстро отступили в свои окопы.
На юго-западном фронте наши атаки сменяются перерывами затишья, во время которых происходит подготовительная работа для ряда новых настойчивых ударов.
О том, что атаки наших войск производят на противника серьезное впечатление видно из того, что в своих официальных отчетах, последним уделяется большие внимание. Атаки наших частей в них называются «сильными», а войсковые группы, их производящие не иначе, как «массами».
В общем, нажим нашими войсками производится на широком фронте от берегов Припяти до верховьев реки Липы и напрягающие все усилия австро-германские части едва сдерживают занимаемые ими позиции.
Г. Клерже.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 31 (18) июля 1916 года
Первая мировая война. 01 августа (19 июля) 1916 года
Первая мировая война. 02 августа (20 июля) 1916 года
Первая мировая война. 03 августа (21 июля) 1916 года
Первая мировая война. 04 августа (22 июля) 1916 года
Первая мировая война. 05 августа (23 июля) 1916 года
|