Вход с тыльной стороны одного из укреплений французской линии Мажино.
Многочисленные трубы, выступающие выше слоя маскировочного грунта, служат, по-видимому, для вентиляционных целей. Вход в укрепление облицован кирпичом.
(Фото из журнала «Иллюстрейтед Лондон Ньюс»).
Падение линии Мажино
Одним из крупнейших событий заключительного этапа кампании во Франции является падение линии Мажино.
Актуальность этого события заключается в том, что оно ставит вопрос о значении долговременной фортификации и системы укрепленных районов в современной войне.
В течение первых восьми месяцев «замороженной» войны на Западе, когда французские и германские войска отсиживались за мощными линиями Мажино и Зигфрида, ни одна из сторон не проявляла ни малейшего намерения перейти к решительным действиям против укрепленного фронта другой, ибо подобная операция явно не сулила успеха.
В начале мая, как известно, операции на Западном фронте вступили в решительную фазу. Театром военных действий стали территории Голландии и Бельгии, а затем Северной Франции. Линия Мажино была оставлена в стороне.
В итоге прорыва немцев к морю положение французов стало исключительно серьезным. Однако задача главных сил французской армии — преградить противнику путь к столице Франции — значительно облегчалась прочным положением французов на северо-востоке, где фронт их обеспечивала линия Мажино.
После разгрома французов под Парижем центр тяжести событий переместился к востоку—объектом действий теперь сделалась линия Мажино.
Развернув на левом фланге своего отступления крупную мотомехгруппировку, немцы бросили ее в направлении Дижон, Безансон для глубокого обхода французских укреплений с запада. Одновременно должна была перейти во фронтальное наступление на линию Мажино и группа армий генерала Лееба. Решающая роль, однако, принадлежала обходящей мотомехгруппировке.
Между тем на левом фланге линии Мажино, на подступах к Монмеди, уже весь день 12 июня шли бои за важнейший опорный пункт — высоту 395. Несмотря на поддержку сильным огнем тяжелой артиллерии, здесь немцам удалось овладеть только несколькими долговременными укреплениями. Лишь под угрозой обхода района Монмеди французское командование решило очистить этот сектор линии Мажино и отнести оборону своего левого фланга к модернизированной крепости Верден.
Таким образом частичное оставление линии Мажино началось еще до 13 июня. Но оставление Монмеди не обозначало отказа от удержания всей линии в целом. Этот отказ последовал только на следующий день, одновременно с решением об оставлении Парижа и об отводе главных сил лотарингской группировки.
13 июня, когда началось общее наступление немцев на линию Мажино, германские части, атаковавшие участок Монмеди, нашли здесь покинутые французами позиции.
Совершенно беспрепятственно протекало продвижение Аргоннской армии немцев. К концу дня 13 июня левый фланг этой армии вышел к Вердену и захватил командующие высоты северо-западнее его, но овладеть Верденом с налета немцам все же не удалось. Здесь они встретились с сопротивлением французских войск, отошедших из района Монмеди. Для атаки Вердена германскому командованию пришлось развернуть уже несколько дивизий.
Выполняя задачу фронтальной атаки линии Мажино, армия генерала Винцлебена переходит в наступление на участке Саарского укрепленного сектора. Выбор этого сектора определялся в первую очередь тактическими соображениями. Это был наиболее слабый участок французского укрепленного фронта. Искусственно созданный здесь болотистый район в это время года, очевидно, не представлял большого препятствия. Прорыв этого сектора был выгодным и в оперативном отношении, так как угрожал отходу французских войск из района Меца и позволял осуществить взаимодействие с левофланговой армией генерала Рундштетта, наступавшей через Аргонны на Верден и Сен-Миель.
Армия Винцлебена направила свою главную атаку на Сааральбен и западнее его. Выбранный участок прорыва представлял собой гребень высот, по которому проходила основная линия долговременных укреплений. Впереди протекал болотистый ручей, впадавший в Саар, с рядом глубоких запруд и скрытыми под водой проволочными заграждениями. Развернув здесь два полка, построенных в три эшелона, немцы после двухчасовой подготовки ураганным огнем артиллерии и пикирующей бомбардировочной авиации атаковали французскую позицию.
Однако переправа не удалась, и атаковавшие батальоны вышли только к ручью. Лишь на следующий день под прикрытием дымовой завесы батальон пехоты с саперами переправился через ручей и атаковал долговременные укрепления. Тяжелые мортирные батареи держали под огнем фланкирующие высоты, а отдельные орудия били прямой наводкой по долговременным огневым точкам. К вечеру высоты со всеми их укреплениями были в руках немцев.
Действовавшая здесь дивизия в течение двух дней овладела районом Сааральбен, а к утру 15 июня линия Мажино оказалась прорванной. Французы отступили, не предприняв ни одной контратаки. Развивая успех в течение этого дня, немцы овладели всем Саарским сектором и продвинулись в направлении Салрбурга и Шато — Сален.
В тот же день 15 июня немцы прорвали линию Мажино на юге у Ней-Брейзах, имея целью соединиться с мотомехгруппировкой, действовавшей в направлении Бельфора. Это в конечном итоге должно было замкнуть с юго-востока кольцо окружения вокруг лотарингских армий французов.
Воспользовавшись дождливой погодой, благодаря которой правый берег Рейна был скрыт от наблюдения французов, немцы под прикрытием ураганного артиллерийского огня начали внезапную переправу через реку. Через 10 минут первый десантный эшелон был уже на французском берегу и атаковал ближайшие долговременные огневые точки. А через два часа весь левый берег Рейна в районе Ней-Брейзах оказался в руках немцев. Вскоре по понтонным мостам двинулись колонны войск для развития прорыва. Так линия Мажино была прорвана во втором месте.
Благодаря захвату германскими войсками Саарского укрепленного сектора и энергичному развитию прорыва в южном и юго-западном направлениях линия Мажино оказалась здесь разрезанной пополам. 15 июня после трехдневной борьбы пали крепость Верден и группа укреплений у Лонгийон (на линии Мажино).
На правом фланге в итоге прорыва у Ней-Брейзах положение французов также становилось угрожающим. Однако наибольшее значение приобретали действия германской мотомехгруппировки, которая уже вышла в район Лангр. Для завершения окружения отступавших из Эльзас-Лотарингии французских армий немцам оставалось только перерезать коридор между рекой Соной и швейцарской границей.
Создавшаяся обстановка вынудила французов к общему отступлению. В укреплениях линии Мажино осталось лишь незначительное количество войск — постоянные гарнизоны, получившие задачу возможно дольше задерживать противника. Но в некоторых укрепленных районах французы почти уже не оказывали сопротивления.
17 июня германская мотомехгруппировка атаковала с тыла Бельфорский укрепленный район и захватила Бельфор, замкнув кольцо окружения вокруг не успевших отойти к югу французских сил. В этот же день германские войска, наступавшие с запада и с северо-запада, заняли Мец, а на следующий день, соединившись с частями, наступавшими с востока, немцы завершили окружение Лотарингского укрепленного района. С занятием немцами Страсбурга был окружен и второй из сильнейших укрепленных районов линии Мажино—Эльзасский.
Окруженная в южной Лотарингии полумиллионная масса французских войск так и не сумела прорваться на юг. Только небольшой части удалось уйти в Швейцарию, в первую очередь всей польской дивизии, которая должна была прикрывать отход французов.
В итоге семидневных боев, с 13 по 19 июня, с линией Мажино было покончено. Ликвидация последних очагов сопротивления явилась лишь вопросом времени. Германское командование, решило во что бы то ни стало сломить последнее сопротивление французов, ввело в дело мощную авиацию, но безрезультатно. Последние дни с 20 по 24 июня проходили в упорных боях в Эльзасском и Лотарингском укрепленных районах. 22 июня с подписанием перемирия окруженные французские армии капитулировали, однако сопротивление французов в районе Диденгофена и Гагенау еще не было окончательно сломлено.
Подводя итог операции на линии Мажино, можно прийти к следующим выводам. Германские атаки предпринимались небольшими силами, в каждом случае около дивизии, но при мощном содействии артиллерии и авиации. Танки отсутствовали. Кроме того в составе действовавших здесь 2 германских армий генерала Лееба оставалось, по-видимому, не более 15 дивизий. Прорыв линии Мажино, которую немцы уже обходили с запада, не мог играть существенной роли. Во всех случаях германское командование выбирало для своих атак наиболее слабые участки.
Важнейшей причиной быстрого падения линии Мажино явилась не мощная атака германских войск, а малочисленность и неустойчивость французских войск в связи с безнадежным положением на фронте. Оставленные на линии Мажино французские части оказывали весьма слабое сопротивление и просто не использовали всех своих оборонительных возможностей. Об этом свидетельствует прорыв Саарского укрепленного сектора, где французы оставили укрепления при первой же германской атаке, а также прорыв Верхнерейнского укрепленного сектора у Ней-Брейзах. В тех же случаях, когда французы решали не сдаваться немцам, несмотря на применение мощной техники, так и не удавалось сломить их сопротивление.
Таким образом падение линии Мажино еще не доказывает, что долговременная фортификация потеряла свое значение, хотя всякий укрепленный район может в конечном итоге оказаться взятым. Долговременные укрепления в руках морально крепкой пехоты представляют большую силу. Конец линии Мажино, последовавший фактически в результате ее обхода, по нашему мнению, отнюдь не опровергает значения укрепленных районов в современной войне.
Полковник В. ПОПОВ.
Красная звезда, № 161, 12 июля 1940 г.
Еще по теме:
Военные укрепления на франко-германской границе (1939 г.)
Линия Зигфрида (1939 г.)
Падение линии Мажино
Линия Мажино
Линия Маннергейма
Линия Сталина
Линия Молотова
Линия Зикфрида
Линия тоблеронов
Карельский УкрепРайон
|