
Материал из журнала "Огонек" за июль 1916 года.
Гастроли артистки Императорских театров
Е. Н. Рощиной - Инсаровой в Харбине

1) Е. Н. Рощина - Инсарова в ресторане с двумя китаянками-артистками 15-ти и 16-летнего возраста.

2) В китайском театре во время репетиции среди китайских актеров. Гастроли балерины Е. А. Смирновой и балетмейстера Б. Г. Романова в Японии.

3) На сцене Токийского императорского театра.
Стоят: второй слева — директор императорского театра в Токио Ямомато; третий — драгоман при русском посольстве г. Вашкевич; последний — редактор газеты «Асахи», брат японского посла в Петрограде виконта Мотоно. Сидят: первый слева —балетмейстер Романов, третий—балерина Смирнова; по бокам - известные японские артистки Мори и Мурато.
Будучи в Харбине г-жа Рощина-Инсарова посетила китайский театр в предместье Фудзязан, где присутствовала как на спектакле, так и на репетиции. По рассказам артистки, китайский театр ничего общего не имеет с европейским, до сих пор продолжает пребывать в самом примитивном состоянии, на сцене идут пьесы преимущественно героического характера. Китайские лицедеи не имеют понятия о полутонах, и все время орут, кричат и визжат на сцене так, что на европейца все это театральное «действо» производит невероятно сумбурное впечатление.
Русский балет, уже давно пленивший Западную Европу и Новый свет, наконец, добрался также и до... Дальнего Востока. Русский балет произвел в Японии необыкновенный фурор. Японцы были настолько очарованы татрами русских артистов, что они даже им аплодировали, несмотря на то, что этот обычай отсутствует в Японии. Большой успех выпал на долю «Русского Лубка», поставленного г. Романовым в стиле наших кустарных игрушек, и матросский танец «Тройственное согласие». Менее понравились японцам чисто классические танцы, которые они находят чересчур медленными...
Спектакли происходили в Токио только днем, с часу дня до 3-х часов пополудни. Характерно, что японские артисты заинтересовались хореографическим искусством и просили г. Романова преподать им несколько уроков. По окончании спектаклей, директор японских театров Ямомато и редакции газет чествовали русских артистов обедом.
|