
Сибирь, Урал и Украйна стонут под властью помещиков и капиталистов, с помощью штыков иностранных империалистов свергнувших Советскую власть.
Ту же участь готовят бедноте наймиты англо-французских биржевиков, захвативших Архангельск.
Беспощадным подавлением мятежников в тылу и решительным, сокрушающим ударом на фронтах, ответят рабочие и бедняки-крестьяне. Россия останется отечеством угнетенных и эксплутируемых, а горе врагам их.
На революционные посты беднота!
ПЕРЕЛОМ
Казань накануне взятия нашими войсками. Симбирск бомбардируется Советскими силами. Англичане, двигавшиеся на пароходах вверх по Северной Двине, получили хороший отпор, предвестник дальнейших колотушек. Оживление и подъем энергии наблюдаются и на других наших фронтах.
Давно пора! За последнее время меч Советской России притупился, а враги ее подняли голову. Теперь меч извлечен из ножен и горе тем, кто очутится на дороге Революционной России!
В первый момент рабочий класс и крестьянство не почувствовали всей грозной опасности, которая надвинулась на них с Востока. Даже в рядах Красной Армии проявились некоторые колебания. Здесь не было сочувствия по адресу врага, но не видно было и полного понимания того, насколько этот враг опасен и насколько он непримиримо враждебен всем завоеваниям рабоче-крестьянской революции.
Более того, даже среди части Советских деятелей и руководителей трудящихся масс в первое время сказалась какая-то вялость, нерешительность, неспособность возвыситься до понимания выпавшей на их долю серьезной задачи. Не почувствовав и не осознав того факта, что мятеж чехословаков, черносотенцев, эсеров и меньшевиков поставил на карту вопрос о судьбе русской революции, и что в борьбе с этими смертельными врагами свободы и социализма необходимо проявить величайшую решимость и напряжение всех сил, они сплошь и рядом выказывали непростительную нерешительность и растерянность.
Вместо того, чтобы воодушевлять своим примером рабочих и крестьян и идти в первых рядах бойцов за социальную революцию, они в целом ряде случаев, если и не открывали отступления, то оказывались совершенно неспособными предотвратить панику и удержать массу в верности революционному долгу.
Как шпага в масло, враг все глубже проникал в самые недра Советской России, не встречая надлежащего сопротивления и отпора. И тревога волною прокатилась по необозримым равнинам, по городам и весям революционной России. Советская власть и Российская Коммунистическая Партия ударили в набат. Заслышав тревожный призыв, всколыхнулись пролетарии и крестьянская беднота. Повсюду началась энергичная мобилизация боеспособных сил, и со всех сторон на чехословацкий фронт двинулись агитаторы и бойцы, готовые сложить голову, но не,уступить заклятым врагам народной свободы и счастья.
Под‘ем настроения в тылу, в центре Советской России, не замедлил сказаться и на настроении непосредственных участников борьбы на фронте. С прибытием агитаторов и новых бойцов в состоянии духа наших отрядов, отстаивающих на Востоке дело всемирного пролетариата, наступил благодетельный перелом. Безвозвратно прошли те дни, когда враги рабоче-крестьянской России торжествовали легкую победу и заранее делили ризы Советской власти. Теперь для них наступает час расплаты. И тяжка будет для них расплата за все совершенные ими злодеяния, за насилия над рабочими и крестьянской беднотой, за посягательство на Советы, за измену и поддержу иноземного империализма, а главное, за преступное покушение отнять у трудового люда все его завоевания и вернуть его под старое буржуазно-помешичье ярмо.
Они первые подняли меч на революционную Россию. От меча они и погибнут. И в вырытую ими для Советской России яму они скоро, очень скоро будут закопаны.
Французский Конвент, решив подавить контрреволюционный мятеж Лионской буржуазии, тоже расчитывавшей на помощь иностранных штыков, постановил разрушить до основания преступный город, запахать место, на котором он стоял и поставить там столб с надписью:
«здесь находился предательский город Лион».
Точно также поступит революционная Россия со своими изменниками и предателями. В их могилу она забьет осиновый кол с надписью:
«здесь покоится бесславный прах изменников и предателей, замысливших снова поработить освободившийся русский народ и убить его молодую свободу».
И грозен будет над ними суд истории!
Ю. Стеклов.
Известия Вологодского губ. исполкома раб., крест. (красноарм.) деп. 1918 № 174, 16 (3) авг
Раскрытие заговора
ПЕТРОВСК. 16 августа раскрыт белогвардейский заговор, подготовлявший выступление против совета. В заговоре принимали участие бывшие офицеры, студенты и реалисты. Белогвардейцы располагали оружием и имели связь с Вольскими контрреволюционерами. Постановлением Исполкома восемь человек приговорены к смертной казни и в ночь на 17-е расстреляны. В числе расстрелянных—военный руководитель Петровской красной армии бывший штабс-капитан Большаков; заведующий формированием красной армии бывший прапорщик Корпачев, помощник воен. руководителя бывший подпоручик Шенсный, бывший штабс-капитан Орлов, Гаврилов (мелкий торговец), Левитский (реалист), Косман (студент) и Куприянов (подпоручик).
Воронаев, Глазунов и Черницев предаются суду Саратовского трибунала. (ПТА).
Чехи разбиты под р. Белой
"Беднота» сообщает:
Чехи—разбиты под р. Белой.
Нам сообщают о геройском подвиге уфимских рабочих.
Рабочие заводов южного Урала, в связи с наступлением чехословаков, все, как один, встали под ружье и, сорганизовавшись в один отряд, под руководством тов. Ч. повели борьбу с врагами.
Благодаря энергии и доблести рабочих, отряду удалось, не только очистить на довольно значительное расстояние от банд чехословаков реку Белую, но и принудить их к отступлению в сторону Бирска и Уфы.
Продвижение рабочего отряда по реке Белой имеет огромное значение.
Белая впадает в Каму и служит главным путем, по которому движется камский хлеб.
С занятием Белой рабочими-партизанами, таким образом, восстанавливается правильное снабжение уфимским хлебом центров России.
До того же по этому пути движения грузов быть не могло, так как река была в руках чехословаков.
Наступление рабочего отряда развивается успешно, благодаря населению, вступающему в ряды отряда для борьбы с грабительскими бандами.
Часть Казани в руках советских войск
Сообщают, что часть Казани находится в руках советских войск.
Чехословаки окружены нами со всех сторон и совершенно отрезаны, как от уфимского, так и от симбирского направления.
Таким образом, революционным войскам удалось достигнуть здесь намеченной цели и раздробления силы противника.
Чехословаки оказались, в общем, как бы в мешке,—в таком же самом положении, в каком были белогвардейцы в Ярославле.
Среди них царит паника и полная растерянность.
Командный состав, чтобы поднять настроение, спаивают чехословаков водкой.
Взятие Казани советскими войсками ожидается с часа на час.
В общем, теперь положение наше на волжском фронте—твердое.
Под Симбирском
Под Симбирском наше положение очень благоприятно.
Чехословаки нашими войсками вынуждены к отступлению.
Падение Симбирска, несомненно, дело предрешенное, и его можно ожидать в самом непродолжительном времени.
Расстрел белогвардейцев
По постановлению чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией расстреляны 14 лиц, уличенных в явно контрреволюционной деятельности.
Среди расстрелянных офицеры: Андрей Самойлов и Торобышенко, занимавшиеся вербовкой отрядов для белогвардейцев; Асах Оглы, гражданин города Ярославля—один из активных главарей ярославского мятежа,—Габисев, филер охранного отделения, он проник в коммунистическую партию и занял выборную должность на фабрике.
По России
Раскрытие контрреволюционного заговора
НИЖНИЙ-НОВГОРОД, 16 августа (ПТА). Нижегородская губернская чрезвычайная комиссия обнаружила заговор против Советской власти. Арестована нижегородская организация контрреволюционеров, которая в связи с занятием чехословаками Казани выпустила ряд гнусных воззвании и прокламаций призывая население к восстанию.
Вчера по приговору комиссии расстреляны 6 участников заговора: бывший начальник Нижегородского жандармского управления Мазурин, бывший полковник десятого Гренадерского полка Иконников, организатор Муромского восстания Коленин, содержатель кафе Кондратьев, разбойник Грузов и провокатор Чугунов. Последний с 1902 года состоял членом социал-демократической рабочей партии иваново-вознесенской организации.
На Дону
Мобилизуемые разбегаются
ВОРОНЕЖ, 16 августа (ПТА). Мобилизуемые красновцы-солдаты покидают свои семьи и убегают в Великороссию. Принудительные меры Краснова не помогают. В одном селе красновские самодержцы заставили под угрозой смерти оставшихся дома стариков вернуть своих сыновей перебежчиков. Последние вернулись, но затем опять убежали.
Возрождение охранки
ВОРОНЕЖ, 16 августа (ПТА). В Ростове на Дону работает прежняя охранка. Разыскивают политических по фотографическим снимкам.
Поражение чехословаков
СТОКГОЛЬМ, 16 августа (АПС). Корреспондент „Унион Телеграф" сообщает: так как к чехословакам, натолкнувшимся в окрестностях Байкальского озера на значительные силы большевиков, не подоспели ожидаемые с востока и запада подкрепления, то они принуждены были, несмотря на отчаянное сопротивление, сдаться. Многие из чехословаков, желая избегнуть плена, лишали себя жизни.
Сообщение Штаба Сибирской армии
17 августа 11 час. дня.
ИРКУТСК, 16 августа. Подробности боя у ст. Танхой. При занятии нашими и чехословацкими частями первой линии окопов, захвачены пулеметы, много патронов и снаряжения, а также пленных. Занятая линия представляет собою сильно укрепленную позицию с проволочными заграждениями и блиндажами. Наступление продолжается. Наша кавалерия заняла ст.—Переемная, (269 верст от Иркутска) и движется дальше. При отходе со ст. Танхой, противником был взорван мост, к исправлению которого приняты все меры. Бывшие на ст. Переемная броневик противника, а также пароход Ангара ушли на восток.
КАМЫШЛОВ, 16 августа. Весь день 15 августа прошел в кровопролитных боях на всех участках фронта. Один из отрядов отбил до 12 яростных атак, нанося противнику колоссальные потери. В этом бою убит доблестный начальник участка Штабс-Капитан Тупицын.
После занятия Деревни Талицы, идет упорный бой за обладание деревней Таушишкой.
Другой отряд, продвинувшись с боем к ст. Антрацит и деревне Ирбицкое, ведет также упорный бой за обладание этими пунктами. В тылу ст. Антрацит нами был разобран путь на 4 версты, благодаря чему поезд противника с продовольствием свалился под откос. Наша гаубичная батарея метким огнем повредила паровоз броневика противника и испортила путь на ст. Антрацит.
ЕКАТЕРИНБУРГ, 16 августа. На Красноуфимском направлении продолжается преследование противника, отступающего на Богоявленский завод.
УРДЖАР, 16 августа. За истекшие сутки боевых действий не было.
САМАРА. 16 августа. Оперативного отдела Штаба Народной армии сводка.
Николаевское направление. Деревни Липовка и Девичье заняты противником.
Сызрано-Кузнецкое направление. Чехами и частями народной армии сделан удачный набег на деревни Александровку в 10 верстах к югу от села Ново-Спасского, взято 20 пленных, захвачено одно легкое орудие, один пулемет с лентами и патроны шесть патронных двуколок, пятнадцать разных повозок, 68 лошадей и 17 седел.
Уфимское направление. Стерлитамакский отряд из чехов, народной армии и казаков выдвинулся в село Покровское в 30 верстах к северо-востоку Стерлитамака, чехами занят Нагадан откуда высылается связь в Покровское.
Бирское направление. В деревне Аллюз, в 30 верстах от села Аскин, произошел бой, красные разбиты и с большими потерями отошли на Тауш; чехами и народной армией занята деревня Андреевка в 70 верстах к северо-западу от Бирска.
На остальных направлениях без перемен.
Сибирский вестник 1918 № 03 (1918-08-18)
События в Симбирске
На днях в Самаре, в театре "Олимп" состоялся доклад Басманова о «большевистском терроре в Симбирске».
На Симбирск была наложена неслыханная даже в истории большевизма контрибуция—в 10 миллионов. Ее взыскивали с чрезвычайной жестокостью. Все тюрьмы и даже некоторые частные помещения были переполнены арестованными. Одну старуху, лежавшую при смерти, стащили с кровати, предполагая, что она спрятала деньги под постелью.
Подозрения в "контрреволюционности" были распространены на все классы населения. Арестовывали не только буржуазию, офицеров, но и 14-летних гимназистов. Национализация домов и «уплотнение» квартир производилось столь своеобразно, что вызвали возмущение даже среди демократической части населения.
10 июля приехал Муравьев и вступил в командование симбирским большевистским фронтом. Он дал обещание очистить губернию от чехословаков, но неожиданно переменил свой взгляд и высказался за войну с Германией и мир с чехословками. Он решил арестовать симбирский «совдеп», если он не примкнет к его взглядам, но "совдеп" перехитрил Муравьева, заманив его на заседание, и здесь Муравьев был расстрелян.
Симбирские комиссары всем и по всякому поводу угрожали расстрелом. Ни одна московская, ни одна самарская газета в город не попадала. Митинги устраивали только большевики, но, разумеется, никто на них не выступал, ибо вслед за этим следовал бы арест. Шпионаж достиг необычайных размеров. Город жил в кровавом тумане. Члена Учр. Собрания Алмазова арестовали только за то, что в Самаре пала советская власть. Даже сам Муравьев находился под постоянным надзором. Тюрьмы были переполнены, расстрелы происходили безнаказанно, люди исчезали неизвестно куда. Приказы начинались так
«Объявляю в городе террор. Всякий неповинующийся советской власти будет расстрелян, будут также расстреляны те жители домов, из которых мог бы раздаться выстрел при следовании красноармейцев» и т. д.
Наступление чехословаков оказалось для них неожиданным. По показанию одного арестованного латыша, были уже приговорены к расстрелу все офицеры и многие граждане города по особому списку.
Вступление народной армии и чехословаков было встречено городом с неописуемой радостью.
О Самаре, уже очищенной от большевиков, распространялись симбирскими большевиками самые невероятные сведения: говорили, что здесь идут бесчисленные расстрелы, что чехословаки грабят дома, что все население встречало большевиков с восторгом.
Сибирская жизнь 1918 № 089 (18 августа)
Еще по теме
|