nik191 Вторник, 26.09.2017, 03:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [226]
Как это было [360]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [54]
Разное [12]
Политика и политики [33]
Старые фото [36]
Разные старости [27]
Мода [238]
Полезные советы от наших прапрабабушек [228]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1426]
2-я мировая война [97]
Русско-японская война [1]
Техника первой мировой войны [279]
Революция. 1917 год [323]
Украинизация [66]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2017 » Март » 9 » Мысли вслух по поводу нынешней мировой войны ("Нива", март 1917 г.)
07:32
Мысли вслух по поводу нынешней мировой войны ("Нива", март 1917 г.)

 

Каждого из нас, кто привык вдумчиво наблюдать за происходящими в последнее время великими историческими событиями, критически их анализировать, отыскивать их живой смысл и размышлять об их чрезвычайных последствиях, поражает самая грандиозность и величие разыгрывающейся теперь на мировой сцене кровавой драмы, захватившей собою многие народы и государства и приковывающей к себе вот уже третий год напряженное внимание всего цивилизованного мира.

Колоссальные размеры этой величайшей из всех бывших до сего мировых катастроф, охватившей собою три части света, вовлекшей в свой водоворот более десятка государств с сотнями миллионов их граждан; обширность охваченной ею территории; небывалые по своей численности миллионные армии, снабженные чудовищными средствами борьбы; неслыханная жестокость ее ведения, с наглым нарушением всех божеских и человеческих законов; невиданное и неслыханное еще доселе поругание всего святого; попрание всех идеалов тысячелетней человеческой культуры и цивилизации и полное забвение велений совести и начал, завещанных человечеству исповедуемым им христианством,—повергли в неописуемый ужас большинство мыслящего человечества. Людей обуял ужас и страх за будущую свою судьбу и за судьбу подрастающего их поколения.

 

 

Сооружавшийся веками храм человеческого бытия, со всеми его вековыми святынями, с алтарями, созданными человеческим гением и мавзолеями науки, искусств и человеческого творчества вообще, теперь, в вихре этой кровавой катастрофы, как бы рушится, а вековые его своды падают под ударами варваров XX века, погребая под своими развалинами миллионы человеческих жизней.

Пораженный всем этим страшным явлением изумленный человек стоит ныне растерянным, с недоумением и страхом взирая на эти развалины, так еще недавно казавшиеся ему величественными, богатыми и полными своей обожествленной красоты. Все, во что он веровал, все что он любил, все с чем он сроднился, на что надеялся и чем, как бы, жил, гордясь творчеством своего ума, нравственной силой и энергией духа — все это теперь попрано ногами варварских немецких полчищ. Вера в вечные идеалы поколеблена, созданные веками алтари разрушены, кумиры повержены, святыни поруганы, религиозные чувства осквернены, идеалы правды и права, любви и братства народов разбиты. Договоры, заключенные между государствами, международное право и акты обеспечивавшие их нарушены, разорваны и отброшены в сторону, как «ненужные елочки бумаги».

Право некоторых небольших государств на самостоятельное их существование и свободное развитие нагло нарушено, а целые народы с их правительствами и государями безжалостно изгнаны из своей родной страны и рассеяны по нейтральным и дружественным им державам-покровительницам. Национальные сокровища и государственные богатства этих народов — изгнанников расхищены самым разбойным способом, а имущество частных лиц, их жилища и достояние сделались добычей жадности и разбойного вторжения врагов.

 

 

Наконец честь матерей, дочерей и жен народов-страдальцев цинично поругана и принесена в жертву низкого сластолюбия современных гуннов, своей жестокостью и кровожадностью воскресивших в памяти народной деяния былых нашествий на Европу азиатских варваров. Народным верованиям и упованиям нанесен жестокий удар. Правильность государственной и общественной жизни и деятельности резко нарушена; экономический строй и уклад социальной и хозяйственной жизни народов выбиты из своей обычной колеи; финансовые средства государств подорваны и грозят катастрофой, а духовные ценности сведены на нет, уступив свое место грубой силе и беспощадному материализму. Кажется, что люди и даже целые народы точно озверели, обанкротившись духовно и, потеряв привычный человеческий лик, выявили наружу, из под обломков современной псевдоцивилизации и псевдокультуры, обезображеными ими образ не Божьего подобия, а звериный лик страшного апокалипсического левиофана.

Это всеобщее крушение созданных веками человеческих идеалов привело нас в конце концов к новой Голгофе, на вершине которой находится распятое на кресте все божественное и святое, чем только жили и дышали лучшие из людей последнего XIX столетия, а у подножья ее, — барахтаясь в собственной крови; — охваченные пожаром войны и обезумевшие от горя и слез люди, под жестокими смертоносными ударами врагов-варваров, беспомощно взывающие к тому, кто извечно правит судьбами мира, царей и царств.
Кажется, что в этом кровавом аде стонов, проклятий, страданий и слез, в вихре войны с ее страшными призраками смерти и сверхчеловеческих мучений, рушатся все устои многовековой мировой цивилизации, подводятся ее итоги, сводятся тысячелетние счеты, и глазам изумленного и исстрадавшегося человечества мерещится, через завесу порохового дыма, за пламенем горящих городов сел и деревень, при неумолчном грохоте орудий, призрак возрождающегося из кровавой купели обновленного государственного, политического, общественного и социального строя народов.

Через эти страшные кровавые испытания человечество робко подходит к новым, еще неведомым условиям своего бытия. Оно уже начинает сознавать, что европейская культура, растеряв духовные ценности, стоит перед своим смертным часом. Оно, по-видимому, начинает понимать, что от этих духовных ценностей остались теперь только пустые и обманчивые призраки, в которых оно может задохнуться. В современном безумном чаду человеконенавистничества люди, изверившиеся в то, — чему они до сих пор поклонялись и видя вокруг себя сгустившийся мрак непроглядной ночи, вынуждены теперь отыскивать проблески света. Заблудившись в этих сумерках на старом разрушающемся пути они должны искать новых путей!..

Поэтому переживаемая нами эпоха, как бы, заканчивающаяся таким страшным катастрофическим кровавым пожаром войны, чревата своими последствиями для всего будущего человечества. Время это несомненно станет историческою гранью в судьбах народов, поворотным моментом в их истории, рубежом, по ту сторону которого будет складываться и строиться нашим молодым поколением новая жизнь, на иных началах, в иных формах и на других нравственных устоях.

 

 

Теперь в этой мировой катастрофе совершается, как бы, высший суд над всем, что нами пережито, над всем, что нами сделано, над всем тем, чего человечество достигло в последнее время. Происходит верховный суд над современной цивилизацией, над нашей европейской культурой, делается свыше переоценка всех современных духовных ценностей человечества. Суд этот будет страшным, но, я думаю, праведным и приговор его — жестоким, но искупительным и очистительным, если не для нас, то для нашего потомства, для людей новой нарождающейся эпохи.

Останавливаясь на этом мистическом смысле современных кровавых событий, мне невольно пришла на мысль давно уже забытая теория величайшего мистика XVIII века знаменитого Сведенборга, в которой он проповедовал учение о "множественности страшных судов". Из своих загадочных проникновений в невидимый духовный мир он вынес глубокое убеждение, что "страшный суд на земле повторяется". Сведенборг убежденно говорил, что

«когда завершается какой-нибудь важный период в жизни человечества, ему подводятся итоги, происходит радикальный переворот и во внутренней, мистической, и во внешней, феноменальной судьбе участников этого периода, над всею прожитою эпохою в высших невидимых сферах духовного царства произносится суд, определяющий дальнейшие пути человеческой истории».

Можно думать, что и мы теперь переживаем великий и скорбный момент такого страшного суда над современным человечеством, — во всем, чего оно достигло, во всем, что оно делает, во всем к чему оно стремится.

Можно, не опасаясь впасть в грубую ошибку, поверить, что переживаемая нами военная буря есть также моральный крах современной Европы. И действительно, вглядываясь вдумчиво в совершающиеся ныне вокруг нас грозные события войны, мы невольно поражаемся жуткой и страшной моральной противоположностью их. Так с одной стороны мы являемся изумленными свидетелями таких ярких, таких светлых и высоких проявлений героизма и беззаветного самоотвержения, каких еще мало видела человеческая история и которых трудно было ожидать в наше время и притом от людей, которые до этого с головою были погружены в мелкие дрязги будничной серой жизни, ни о какой войне и подвигах с нею связанных никогда не думали и никакого героизма ни в чем не проявляли. А с другой стороны, сколько оказалось везде низости, предательства, преступной беспечности, позорного бездействия власти, бесстыдной жадности, корыстолюбия, наглого бессердечия и удивительной жестокости. Перед нашим изумленным взором как бы носится и бушует какой то ураган противоположных инстинктов и чувств, которые крутясь в нем, вздымаются с страшной стихийной мощью.

В этом моральном банкротстве европейской культуры XIX столетия, столь резко обнаружившемся в нынешней кровавой борьбе народов, в которой столкнулись два противоположных миросозерцания: духовное и механическое, с достаточной ясностью выявилось, по мнению нашего современнаго философа кн. С. Н. Трубецкого, еще одно малоотрадное явление — это общий упадок среди цивилизованных народов нравственных начал вообще и евангельской христианской морали в частности, отодвинутых новейшими запросами и потребностями европейской цивилизации, как бы, на задний план. И действительно мы видим, что, вместе с упадком начал христианского нравственного учения, бледнеет и рассеивается возвышенный гуманный и духовный идеал, взамен которого выдвигается вперед — особенно в Германии — новая чисто антихристианская доктрина, ярыми проповедниками которой являлись «черный немецкий пророк» Ницше — со своей теорией «сверхчеловеков» и Вильгельм Винделбанд — со своей проповедью торжества грубой силы над духовными ценностями человеческой природы.

По мнению того же кн. Трубецкого, в развившейся перед нами великой исторической трагедии самый грозный симптом — это явное угасание христианства в культурном человечестве, особенно резко обнаружившееся в современной Германии, с ее свободной исповедной формой. И теперь, под ударами нынешней катастрофы, яснее и несомненнее, чем когда-либо, видно, что значит сознательно покинуть веру в высший смысл жизни и отречься от идеалов всечеловеческой любви и бесконечной ценности всего духовного. Теперь только мы это наглядно видим, чувствуем и переживаем. Но не поздно ли это будет — страшный суд ведь над нами уже совершается и мы, растерянные и ошеломленные всем совершающимся, со страхом ждем его приговора!!.

Но в эти страшные судные дни, свыше нам посланные, мы являемся свидетелями великого в своем значении и отрадного для каждого верующего в мощь России и русского народа факта — духовного нашего возрождения, выразившегося в дружном единении всех слоев и классов народных на борьбу до конца с коварным сильным врагом и в смиренной и жертвенной готовности всего русского воинства положить в этой борьбе свой живот за отечество.

В эти судные и страстные дни мы вновь увидели и ощутили духовную красоту русской души, ея готовность и способность на совершение всего великого, чистого, светлого и доброго во имя братства, любви и гуманности. Мы преклоняемся перед простотой, геройством, великодушием и смирением подвигов наших воинов чудо-богатырей. Мы сердцем своим ощутили в нынешние дни скорби и мрака тихий христианский свет веры, наполняющий души наших воинов-страстотерпцев, которые на ратном поле, в кровавых жестоких боях, завоевывают духовное возрождение своей родине и своею кровью и страданиями искупают наш общий застарелый грех маловерия. Поэтому их ратный подвиг есть вместе с тем и подвиг духовный, что красноречиво говорит за то, что «Святая Русь» еще жива и подвижники духа, витязи брани в ней не перевелись.

Если мы оглянемся назад вглубь прошедших веков в истории народов и припомним величайшие катастрофические события в их судьбах, то заметим, что одно из главных последствий всех таких великих исторических моментов в жизни человечества, как войны, революции, землетрясения, наводнения, вулканические извержения и т. п., заканчивавшихся несметными человеческими жертвами, страшным разрушением и опустошением целых государств или их обширных областей, грабежами, насилиями, поруганием святынь и уничтожением памятников человеческого творчества, гения и просвещения, — это те пробиваемые ими глубокие и широкие бреши в вековом традиционном укладе жизни и миросозерцании нескольких поколений, те намечаемые ими новые духовные пути, на которые заблудившиеся народы выводятся самим провидением для того, чтобы перестроить свою жизнь на новых началах, более отвечающих требованиям времени.

Такие величайшие события мировой истории, несмотря на свою стихийность или чисто политический свой характер, влекут за собой самые неожиданные последствия во всех областях человеческой деятельности, не исключая даже религиозных верований народов, их психологий и творчества.

 

 

Точно также и нынешняя великая мировая война, после ее завершения, будет чревата великими последствиями, вызвав к усиленной работе все наличные деятельные силы воюющих народов, а также и нейтральных, на всех поприщах самодеятельности и творчества.

 

Николай Путинцев.

 

 

Еще по теме

 

 

Категория: Исторические заметки | Просмотров: 103 | Добавил: nik191 | Теги: 1917 г., НИВА, март, война | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ
Анализ веб сайтов

» Block title

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
senior people meet contador de visitas счетчик посещений

» Новости дня

» Block title


Copyright MyCorp © 2017
Бесплатный хостинг uCoz