Мысли вслух по поводу нынешней мировой войны ("Нива", март 1917 г.) - 9 Марта 2017 - Дневник - Персональный сайт
nik191 Пятница, 24.03.2017, 11:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [201]
Как это было [334]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [11]
События [51]
Разное [18]
Политика и политики [24]
Старые фото [36]
Разные старости [26]
Мода [218]
Полезные советы от наших прапрабабушек [226]
Рецепты от наших прапрабабушек [176]
1-я мировая война [1231]
2-я мировая война [97]
Русско-японская война [1]
Техника первой мировой войны [261]
Революция. 1917 год [60]

» Друзья сайта
  • Хочу квартиру
  • Наши таланты
  • История и современность

  • » Архив записей

    » Block title

    » Block title

    » Block title

    Главная » 2017 » Март » 9 » Мысли вслух по поводу нынешней мировой войны ("Нива", март 1917 г.)
    07:32
    Мысли вслух по поводу нынешней мировой войны ("Нива", март 1917 г.)

     

    По материалам журнала "Нива"  за март 1917 год.

     

    Во всех материалах по старым газетам и журналам сохранена стилистика и орфография того времени (за исключением вышедших из употребления букв старого алфавита).

     

     


    Мысли вслух по поводу нынешней мировой войны

     

    Каждаго из нас, кто привык вдумчиво наблюдать за происходящими в последнее время великими историческими событиями, критически их анализировать, отыскивать их живой смысл и размышлять об их чрезвычайных последствиях, поражает самая грандиозность и величие разыгрывающейся теперь на мировой сцене кровавой драмы, захватившей собою многие народы и государства и приковывающей к себе вот уже третий год напряженное внимание всего цивилизованнаго мира.

    Колоссальные размеры этой величайшей из всех бывших до сего мировых катастроф, охватившей собою три части света, вовлекшей в свой водоворот более десятка государств с сотнями миллионов их граждан; обширность охваченной ею территории; небывалыя по своей численности миллионныя армии, снабженныя чудовищными средствами борьбы; неслыханная жестокость ея ведения, с наглым нарушением всех божеских и человеческих законов; невиданное и неслыханное еще доселе поругание всего святого; попрание всех идеалов тысячелетней человеческой культуры и цивилизации и полное забвение велений совести и начал, завещанных человечеству исповедуемым им христианством,—повергли в неописуемый ужас большинство мыслящаго человечества. Людей обуял ужас и страх за будущую свою судьбу и за судьбу подрастающаго их поколения.

     

     

    Сооружавшийся веками храм человеческаго бытия, со всеми его вековыми святынями, с алтарями, созданными человеческим гением и мавзолеями науки, искусств и человеческаго творчества вообще, теперь, в вихре этой кровавой катастрофы, как бы рушится, а вековые его своды падают под ударами варваров XX века, погребая под своими развалинами миллионы человеческих жизней.

    Пораженный всем этим страшным явлением изумленный человек стоит ныне растерянным, с недоумением и страхом взирая на эти развалины, так еще недавно казавшияся ему величественными, богатыми и полными своей обожествленной красоты. Все, во что он веровал, все что он любил, все с чем он сроднился, на что надеялся и чем, как бы, жил, гордясь творчеством своего ума, нравственной силой и энергией духа — все это теперь попрано ногами варварских немецких полчищ. Вера в вечные идеалы поколеблена, созданные веками алтари разрушены, кумиры повержены, святыни поруганы, религиозныя чувства осквернены, идеалы правды и права, любви и братства народов разбиты. Договоры, заключенные между государствами, международное право и акты обеспечивавшие их нарушены, разорваны и отброшены в сторону, как «ненужные елочки бумаги».

    Право некоторых небольших государств на самостоятельное их существование и свободное развитие нагло нарушено, а целые народы с их правительствами и государями безжалостно изгнаны из своей родной страны и рассеяны по нейтральным и дружественным им державам-покровительницам. Национальныя сокровища и государственныя богатства этих народов — изгнанников расхищены самым разбойным способом, а имущество частных лиц, их жилища и достояние сделались добычей жадности и разбойнаго вторжения врагов.

     

     

    Наконец честь матерей, дочерей и жен народов-страдальцев цинично поругана и принесена в жертву низкаго сластолюбия современных гуннов, своей жестокостью и кровожадностью воскресивших в памяти народной деяния былых нашествий на Европу азиатских варваров. Народным верованиям и упованиям нанесен жестокий удар. Правильность государственной и общественной жизни и деятельности резко нарушена; экономический строй и уклад социальной и хозяйственной жизни народов выбиты из своей обычной колеи; финансовыя средства государств подорваны и грозят катастрофой, а духовныя ценности сведены на нет, уступивши свое место грубой силе и беспощадному материализму. Кажется, что люди и даже целые народы точно озверели, обанкротившись духовно и, потерявши привычный человеческий лик, выявили наружу, из под обломков современной псевдоцивилизации и псевдокультуры, обезображеными ими образ не Божьяго подобия, а звериный лик страшнаго апокалипсическаго левиофана.

    Это всеобщее крушение созданных веками человеческих идеалов привело нас в конце концов к новой Голгофе, на вершине которой находится распятое на кресте все божественное и святое, чем только жили и дышали лучшие из людей последняго XIX столетия, а у подножья ея, — барахтаясь в собственной крови; — охваченные пожаром войны и обезумевшие от горя и слез люди, под жестокими смертоносными ударами врагов-варваров, беспомощно взывающие к тому, кто извечно правит судьбами мира, царей и царств.
    Кажется, что в этом кровавом аде стонов, проклятий, страданий и слез, в вихре войны с ея страшными призраками смерти и сверхчеловеческих мучений, рушатся все устои многовековой мировой цивилизации, подводятся ея итоги, сводятся тысячелетние счеты, и глазам изумленнаго и исстрадавшагося человечества мерещится, через завесу порохового дыма, за пламенем горящих городов сел и деревень, при неумолчном грохоте орудий, призрак возрождающагося из кровавой купели обновленнаго государственнаго, политическаго, общественнаго и социальнаго строя народов.

    Через эти страшныя кровавыя испытания человечество робко подходит к новым, еще неведомым условиям своего бытия. Оно уже начинает сознавать, что европейская культура, растерявши духовныя ценности, стоит перед своим смертным часом. Оно, по-видимому, начинает понимать, что от этих духовных ценностей остались теперь только пустые и обманчивые призраки, в которых оно может задохнуться. В современном безумном чаду человеконенавистничества люди, изверившиеся в то, — чему они до сих пор поклонялись и видя вокруг себя сгустившийся мрак непроглядной ночи, вынуждены теперь отыскивать проблески света. Заблудившись в этих сумерках на старом разрушающемся пути они должны искать новых путей!..

    Поэтому переживаемая нами эпоха, как бы, заканчивающаяся таким страшным катастрофическим кровавым пожаром войны, чревата своими последствиями для всего будущаго человечества. Время это несомненно станет историческою гранью в судьбах народов, поворотным моментом в их истории, рубежом, по ту сторону котораго будет складываться и строиться нашим молодым поколением новая жизнь, на иных началах, в иных формах и на других нравственных устоях.

     

     

    Теперь в этой мировой катастрофе совершается, как бы, высший суд над всем, что нами пережито, над всем, что нами сделано, над всем тем, чего человечество достигло в последнее время. Происходит верховный суд над современной цивилизацией, над нашей европейской культурой, делается свыше переоценка всех современных духовных ценностей человечества. Суд этот будет страшным, но, я думаю, праведным и приговор его — жестоким, но искупительным и очистительным, если не для нас, то для нашего потомства, для людей новой нарождающейся эпохи.

    Останавливаясь на этом мистическом смысле современных кровавых событий, мне невольно пришла на мысль давно уже забытая теория величайшаго мистика XVIII века знаменитаго Сведенборга, в которой он проповедывал учение о "множественности страшных судов". Из своих загадочных проникновений в невидимый духовный мир он вынес глубокое убеждение, что "страшный суд на земле повторяется". Сведенборг убежденно говорил, что

    «когда завершается какой-нибудь важный период в жизни человечества, ему подводятся итоги, происходит радикальный переворот и во внутренней, мистической, и во внешней, феноменальной судьбе участников этого периода, над всею прожитою эпохою в высших невидимых сферах духовнаго царства произносится суд, определяющий дальнейшие пути человеческой истории».

    Можно думать, что и мы теперь переживаем великий и скорбный момент такого страшнаго суда над современным человечеством, — во всем, чего оно достигло, во всем, что оно делает, во всем к чему оно стремится.

    Можно, не опасаясь впасть в грубую ошибку, поверить, что переживаемая нами военная буря есть также моральный крах современной Европы. И действительно, вглядываясь вдумчиво в совершающияся ныне вокруг нас грозныя события войны, мы невольно поражаемся жуткой и страшной моральной противоположностью их. Так с одной стороны мы являемся изумленными свидетелями таких ярких, таких светлых и высоких проявлений героизма и беззаветнаго самоотвержения, каких еще мало видела человеческая история и которых трудно было ожидать в наше время и притом от людей, которые до этого с головою были погружены в мелкия дрязги будничной серой жизни, ни о какой войне и подвигах с нею связанных никогда не думали и никакого героизма ни в чем не проявляли. А с другой стороны, сколько оказалось везде низости, предательства, преступной беспечности, позорнаго бездействия власти, бесстыдной жадности, корыстолюбия, наглаго бессердечия и удивительной жестокости. Перед нашим изумленным взором как бы носится и бушует какой то ураган противоположных инстинктов и чувств, которые крутясь в нем, вздымаются с страшной стихийной мощью.

    В этом моральном банкротстве европейской культуры XIX столетия, столь резко обнаружившемся в нынешней кровавой борьбе народов, в которой столкнулись два противоположных миросозерцания: духовное и механическое, с достаточной ясностью выявилось, по мнению нашего современнаго философа кн. С. Н. Трубецкого, еще одно малоотрадное явление — это общий упадок среди цивилизованных народов нравственных начал вообще и евангельской христианской морали в частности, отодвинутых новейшими запросами и потребностями европейской цивилизации, как бы, на задний план. И действительно мы видим, что, вместе с упадком начал христианскаго нравственнаго учения, бледнеет и рассеивается возвышенный гуманный и духовный идеал, взамен котораго выдвигается вперед — особенно в Германии — новая чисто антихристианская доктрина, ярыми проповедниками которой являлись «черный немецкий пророк» Ницше — со своей теорией «сверхчеловеков» и Вильгельм Винделбанд — со своей проповедью торжества грубой силы над духовными ценностями человеческой природы.

    По мнению того же кн. Трубецкого, в развившейся перед нами великой исторической трагедии самый грозный симптом — это явное угасание христианства в культурном человечестве, особенно резко обнаружившееся в современной Германии, с ея свободной исповедной формой. И теперь, под ударами нынешней катастрофы, яснее и несомненнее, чем когда-либо, видно, что значит сознательно покинуть веру в высший смысл жизни и отречься от идеалов всечеловеческой любви и бесконечной ценности всего духовнаго. Теперь только мы это наглядно видим, чувствуем и переживаем. Но не поздно ли это будет — страшный суд ведь над нами уже совершается и мы, растерянные и ошеломленные всем совершающимся, со страхом ждем его приговора!!.

    Но в эти страшные судные дни, свыше нам посланные, мы являемся свидетелями великаго в своем значении и отраднаго для каждаго верующаго в мощь России и русскаго народа факта — духовнаго нашего возрождения, выразившагося в дружном единении всех слоев и классов народных на борьбу до конца с коварным сильным врагом и в смиренной и жертвенной готовности всего русскаго воинства положить в этой борьбе свой живот за отечество.

    В эти судные и страстные дни мы вновь увидели и ощутили духовную красоту русской души, ея готовность и способность на совершение всего великаго, чистаго, светлаго и добраго во имя братства, любви и гуманности. Мы преклоняемся перед простотой, геройством, великодушием и смирением подвигов наших воинов чудо-богатырей. Мы сердцем своим ощутили в нынешние дни скорби и мрака тихий христианский свет веры, наполняющий души наших воинов-страстотерпцев, которые на ратном поле, в кровавых жестоких боях, завоевывают духовное возрождение своей родине и своею кровью и страданиями искупают наш общий застарелый грех маловерия. Поэтому их ратный подвиг есть вместе с тем и подвиг духовный, что красноречиво говорит за то, что «Святая Русь» еще жива и подвижники духа, витязи брани в ней не перевелись.

    Если мы оглянемся назад вглубь прошедших веков в истории народов и припомним величайшия катастрофическия события в их судьбах, то заметим, что одно из главных последствий всех таких великих исторических моментов в жизни человечества, как войны, революции, землетрясения, наводнения, вулканическия извержения и т. п., заканчивавшихся несметными человеческими жертвами, страшным разрушением и опустошением целых государств или их обширных областей, грабежами, насилиями, поруганием святынь и уничтожением памятников человеческаго творчества, гения и просвещения, — это те пробиваемыя ими глубокия и широкия бреши в вековом традиционном укладе жизни и миросозерцании нескольких поколений, те намечаемые ими новые духовные пути, на которые заблудившиеся народы выводятся самим провидением для того, чтобы перестроить свою жизнь на новых началах, более отвечающих требованиям времени.

    Такия величайшия события мировой истории, несмотря на свою стихийность или чисто политический свой характер, влекут за собой самыя неожиданныя последствия во всех областях человеческой деятельности, не исключая даже религиозных верований народов, их психологий и творчества.

     

     

    Точно также и нынешняя великая мировая война, после ея завершения, будет чревата великими последствиями, вызвав к усиленной работе все наличныя деятельныя силы воюющих народов, а также и нейтральных, на всех поприщах самодеятельности и творчества.

     

    Николай Путинцев.

     

     

    Еще по теме

     

     

    Категория: Исторические заметки | Просмотров: 33 | Добавил: nik191 | Теги: 1917 г., НИВА, март, война | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    » Календарь
    «  Март 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031

    » Block title

    » Яндекс тИЦ
    Анализ веб сайтов

    » Block title

    » Block title

    » Block title

    » Статистика

    » Block title
    senior people meet contador de visitas счетчик посещений

    » Информация
    Счетчик PR-CY.Rank

    » Block title


    Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz